Афродита
Афродита
Кипророжденную
буду я петь Киферею. Дарами
Нежными
смертных она одаряет. Не сходит улыбка
С
милого лика ее. И прелестен цветок на богине.
Над
Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,
Песню,
богиня, прими и зажги ее страстью горячей!
Гомер
Когда
Крон искалечил своего отца Урана, кровь, упавшая в море, образовала пену. Из
нее родилась Афродита, самая привлекательная из богинь. Увидев деву, грациозные
оры набросили на ее прекрасное тело нетленное одеяние, украсили благоуханные
волосы тонко сработанной золотой диадемой, продели в ушные проколы жемчужные
серьги, обвили смуглую шею золотым ожерельем и только после того повели на
Олимп, к бессмертным богам.
Склонились
небожители перед мощью и красотой Афродиты, и только трое были безучастны к
Пеннорожденной, Фиалковенчанной, Улыбколюбивой богине: Афина, чье сердце было
отдано брани и ремеслам, Артемида, любящая охоту на диких зверей и хороводы, а
также скромная и трудолюбивая богиня очага Гестия. Среди смертных же не
оказалось никого, кто мог устоять перед Афродитой. Как только они увидели ее,
что-то шевельнулось в их душах. Бродившие поодиночке, как попало, они
соединялись в семьи, ибо пока не было Афродиты, не было любви и привязанности
друг к другу...
Афродита
(A f r o d i t h) - богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения.
Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии
происхождения Афродиты: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и океаниды
Дионы; согласно другой, она родилась из крови оскопленного Кроном Урана,
которая попала в море и образовала пену; отсюда ее прозвище
"пенорожденная" и Анадиомена - "появившаяся на поверхности
моря". Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое
подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с Афродитой из крови Урана
появились на свет эринии и гиганты (следовательно, Афродита старше Зевса и
является одной из первичных хтонических сил). Афродита обладала космическими
функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это ее воодушевляющее, вечно
юное начало описано у Лукреция в поэме "О природе вещей". Афродита
представлялась также как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда
эпитеты богини "Афродита в садах", "священносадовая",
"Афродита в стеблях", "Афродита на лугах". Она всегда в
окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении
харит, ор и нимф.
Афродита
прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная "богиня гор",
спутница и добрая помощница в плавании "богиня моря", т.е. земля,
море и горы объяты силой Афродиты. Она - богиня браков и даже родов, а также
"детопитательница". Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди.
Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.
По
своему восточному происхождению Афродита близка и даже отождествляется с
финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно
этим восточным богиням плодородия, Афродита появляется в сопровождении свиты
диких зверей - львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней
любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила
"Данаиды" Афродита тоже выступает как богиня плодородия. Однако в
Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и
Кибелой, становятся мягче. Хотя служение Афродите часто носило чувственный
характер (Афродита считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и
блудницей), постепенно архаическая богиня с ее стихийной сексуальностью и
плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую Афродиту, занявшую свое место
среди олимпийских богов. Эта классическая Афродита - дочь Зевса и Дионы, ее
рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне богиня появляется из
воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Афродита - Киприда,
"кипророжденная"). Оры в золотых диадемах увенчивают ее золотым
венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде
"фиалковенчанной" Афродиты дивятся прелести Киферы (культ Афродиты
был распространен и на острове Кифера) и возгораются желанием взять ее в жены.
Мужем
Афродиты является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди
богов. Хромоногий Гефест трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал
особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у
пылающего горна, а Киприда нежилась в опочивальне, расчесывала золотым гребнем
кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Любви Афродиты добивался Посейдон, что
вполне естественно - ведь она родилась в его стихии. Но она полюбила Ареса,
которого не любил никто из людей и богов. О любви Ареса и Афродиты повествует
ряд источников, и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот, а
также Деймос, Фобос ("страх" и "ужас" - спутники Ареса) и
Гармония. Первоначально Эрот - космическое божество, порождение Хаоса, в олимпийской
мифологии он стал сыном Афродиты. Парменид пишет о рождении Эрота: "Первым
из всех богов Афродита сотворила Эрота", подчеркивая именно
самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе Эрот
оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на своей детский
возраст, помыкает Афродитой, став ее постоянным спутником, крылатым мальчиком,
вооруженным луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном Афродиты и Гермеса
считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как
и другие олимпийские боги, Афродита покровительствует героям, но это
покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису
любовь Елены и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены.
Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной
защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как
Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем.
Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается
вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса.
Однако, Диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что Энея подхватывает
Аполлон, закрыв его черным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет
Афродиту на Олимп, где ее заключает в объятия мать Диона. Афродиту поднимают на
смех Гера и Афина - ее постоянные противницы, и Зевс, улыбаясь, советует дочери
не заниматься войной, а устраивать браки.
Афродита
с наслаждением внушает любовные чувства людям, и сама влюбляется, изменяя хромоногому
супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию Афродиты, приписывает ей
обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы,
"пьянящую радость объятий". В Гомеровском гимне Афродита изображается
влюбленной в троянского героя Анхиса (история любви Афродиты и Анхиса), и эта
любовь представлена в духе роскошной и утонченной картины позднего времени,
хотя сама Афродита наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой
ощущается все ничтожество мужского начала, как и в истории любви Афродиты к
Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
Однако,
в гомеровском эпосе Афродита принимает все более кокетливые черты и отношение к
ней ласково-ироническое. В "Одиссее" в таком тоне рассказывается
любовная история Афродиты и Ареса. Хотя появление классической Афродиты все еще
внушает ужас, она постоянно именуется "золотая",
"прекрасновенчанная", "сладкоумильная",
"многозлатая", "прекрасноокая". Рудиментом архаического
демонизма богини является ее пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить
Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, "в нем
заключается все". Это древний фетиш, наделенный магической силой,
покоряющей даже великих богов. Афродите посвящен гимн поэтессы Сапфо, в котором
богиня именуются "пестротронной" и "плетущей козни"; на
золотой колеснице, запряженной воробушками, она мчится из Зевсова дома к черной
земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании.
Афродита
помогает всем, чья любовь сильна и постоянна, примером исключительного
благоволения Киприды к одному из любящих является история, произошедшая с царем
Кипра, юным Пигмалионом. Но помогая любящим, Афродита и преследует тех, кто
отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушала
противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин
наделила отвратительным запахом).
Платону
в "Пире" принадлежит противопоставлении Афродиты Урании
("небесной") и Афродиты Пандемос ("всенародной"). Хотя
древняя Афродита из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворенность, она
переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана.
Афродита Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь
древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот
сообщает о почитании Афродиты Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов.
Проникновение ее почитания в Грецию, словно пунктиром, обозначено двумя
островами - Кипром и Киферой (островом к юго-востоку от Пелопоннеса). На
материке первым центром ее почитания становится древняя Эфира, впоследствии
получившая название Коринф. Ксенофонт и Павсаний упоминают храм Афродиты Урании
в Афинах. Храм Афродиты Урании на острове Кифера считался у эллинов самым
древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала
богиню вооруженной. Афродита Пандемос тоже имела свой храм на афинском
акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, "когда
он свел всех афинян из сельских домов в один город". Здесь вполне ясно,
подчеркивается общегосударственный смысл культа Афродиты.
Многочисленные
святилища Афродиты имелись и в других областях Греции (Коринф, Беотия,
Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Кипр (в городе Пафос, где находился
храм, имевший общегреческое значение, отсюда прозвище Афродиты - Пафосская
богиня), Кифера, Крит, Сицилия (от горы Эрикс - прозвище Эрикиния). Особенно
почиталась Афродита в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому
посвящен трактат Лукиана "О сирийской богине").
В
Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян
через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к
которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать"
- постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после
его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/