Родительская и будущая семья в восприятии старшеклассников
Родительская и будущая
семья в восприятии старшеклассников
В.Н. Клеймёнов, Е.А.
Болдырева, Ю.А. Хоменко
Подготовка
юношества к семейной жизни является важной проблемой воспитания. Система
представлений о семье – важный фактор, определяющий характер отношений и
эмоциональный климат семьи. Изучено отношение 85 учеников 10-го класса к
родительской и представления о собственной будущей семье с применением метода
ценностных ориентаций Рокича. Показано, что эмоциональный портрет будущей семьи
и родительской у учащихся не совпадает, снижена ценность семейной жизни,
представления о своей будущей семье носят расплывчатый характер. Необходимо в
течение учебного процесса проведение мероприятий, направленных на повышение
ценности семьи, выработку в юношеском возрасте эффективных психологических
стратегий поведенческих стереотипов.
Cвой
первый социальный опыт ребенок получает в родительской семье. Отношения между
родителями, структура семьи, ее традиции, обычаи прочно укрепляются в сознании
только начинающего жить человека. Ребенок, вырастая, строит свою семью. Она
часто напоминает ту, в которой он вырос. И если родительская семья была полна
мудрости, уважения к ближним, взаимопомощи, то и от ребенка в будущем следует
ожидать того же. В противном случае очень высока вероятность того, что человек
повторит в своей семье те отношения, которые существовали в родительской семье
и которых он стремился избежать [2; 3].
Подготовка
к семейной жизни традиционно является одним из главных направлений юношеского
воспитания, не менее важным, чем подготовка к труду. Но эта проблема никогда не
стояла так остро, как сейчас. Глубокий духовный кризис в нашей стране
дезориентирует подрастающие поколения в выборе ценностей. Понимая значимость
создания семьи в будущем, нынешние юноши и девушки не придают важного значения
тому, что основные модели семейных отношений формируются с раннего возраста.
Поэтому важным является формирование конструктивной модели своей семьи у
юношества до того, как они начнут создание собственной семьи [1, 5, 6].
Нами
была предпринята попытка изучить представления старшеклассников о будущей
семейной жизни и сравнить их с представлениями об их родительской семье. В
качестве объекта исследования были выбраны учащиеся десятых классов МОУ СОШ № 36
Калининграда. Всего в исследовании приняли участие 85 человек в возрасте 14 –
16 лет, из них – 26 % юношей и 74 % девушек.
Чтобы
определить, что значит семья для учащихся, мы исследовали их ценностные
ориентации с применением метода Рокича [4]. Для старшеклассников в исследуемой
нами выборке на первое место выходит здоровье, а «счастливая семейная жизнь»
занимает только шестое место. Возможно, здесь сказывается близость нашего
региона к Европе, и вследствие этого молодежь в большей степени ориентируется
на западные ценности и стандарты. При сравнении ответов юношей и девушек были
выявлены сильные различия в важности счастливой семейной жизни, тогда как
различия между остальными ценностями незначительны. Девушки поместили эту
ценность на пятое место («то, что украшает мою жизнь»), а юноши – на
двенадцатое («то, чего может даже и не быть в моей жизни»). То есть семья в
этом возрасте является более значимой целью для девушек, чем для юношей. Среди
учащихся из полных и неполных семей наблюдаются большие расхождения в
значимости счастливой семейной жизни: у учеников из неполных семей эта ценность
находится на 11-м месте, а у подростков из полных семей – на 5-м месте.
Мы
сравнили эмоциональное отношение старшеклассников к родительской семье и своей
будущей семье. Свою будущую семью положительно воспринимают 75,0 % девушек и
68,8 % юношей, а родительскую семью – 72,2 % и 62,5 % соответственно.
Отрицательное же восприятие у учащихся отмечено только для родительской семьи
(2,5 % девушек и 6,2 % юношей). Эмоциональный портрет будущей семьи и
родительской у учащихся не совпадает. Это связано с тем, что оценка
родительской и супружеских ролей в родительской семье происходит с точки зрения
ребенка, а своей будущей семьи – с точки зрения перспективы взрослого.
При
формировании собственной концепции семьи очень важно, какой эмоциональный
климат существует в родительской семье, какую роль играют в семье мать и отец.
Хотят,
чтобы их семья была похожа на родительскую 18 % подростков, более 50 % –
пребывание дома дает положительное настроение, у них преобладают положительные
эмоции, они удовлетворены психологической обстановкой дома, не испытывают
повышенной напряженности и тревожности в семье; 37,5 % учащихся считают
психологическую атмосферу родительской семьи негативной. В группе
старшеклассников из неполных семей также преобладает негативное настроение в
семье.
Согласно
полученным ответам, в семье наиболее близким и значимым человеком для большинства
учащихся является мать (так ответило 44,7 % ребят из неполных семей и 30,5 % –
из полных). Значимость отца невысока. Для учащихся из неполных семей отец
вообще не является близким и значимым человеком, на эмоциональном уровне он
воспринимается негативно. Лишь для 14,3 % учащихся из полных семей отец
является значимым человеком при помощи и разрешении различных проблем
старшеклассников.
У
подростков существует определенное представление о будущей семье. Так,
большинство школьников планируют создать свою семью в возрасте от 20 до 25 лет
(70 % девушек и 50 % юношей). Наиболее важные качества будущих супругов для
учащихся – «любящий», «заботливый», «внимательный»; отношения в будущей семье
должны быть «полными любви и взаимопонимания, взаимоуважения»; в семье также
обязательно наличие детей. Вместе с тем отмечается то, что супруг(а) должен
быть непьющий, некурящий, а в семье чтобы не было ссор, измен. Остальные
учащиеся сомневаются либо хотят в корне иных отношений. Можно сказать, что
старшеклассники ищут новые модели построения своей семьи в современных
условиях, так как для определенной части юношей и девушек родительская семья не
является показательным образом семейной жизни, особенно это характерно для
учащихся из неполных семей. Поэтому в целях профилактики важна работа
педагогов, психологов, валеологов по ориентации старшеклассников на здоровые
семейные ценности. В свете этих данных основная задача взрослых – пропаганда
ценностей семейной жизни и освоение эффективных психологических и поведенческих
стереотипов для создания благополучных семейных отношений, возможно в ходе
учебного процесса путем включения специальных социально-психологических
тренингов. Однако реализация данной задачи сопряжена с рядом трудностей.
Подводя итог, необходимо отметить, что у современных
старшеклассников снижена ценность семейной жизни. С одной стороны, это связано
с тем, что у них есть отрицательный семейный опыт, почерпнутый из родительской
семьи, с другой – представления о своей будущей семье носят достаточно
расплывчатый характер, так как в них не просматривается ни ответственность за
будущее, ни реальное видение своего будущего. Необходимая психологическая
помощь может быть оказана в рамках педагогического процесса и должна быть
направлена на повышение ценности семьи, выработку в юношеском возрасте
эффективных психологических стратегий поведенческих стереотипов.
Список литературы
1.
Васильева О., Журавлева Е. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и
реальная ситуация // Народное образование. 1999. № 10. С. 202 – 207.
2.
Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской //
Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 46 – 56.
3.
Каган В.Е. Семейные полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии.
1987. № 2. С. 54 – 61.
4.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: Просвещение,
1991.
5.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
6.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер,
1999. С. 6 – 22.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru