О проблеме духовно-нравственного воспитания личности в школе
О проблеме духовно-нравственного воспитания личности в
школе
Игум. Георгий (Шестун)
В
отечественной педагогике хорошо осознают, что приобщение к наследию традиции не
может осуществляться сугубо знаниевым путем. Необходима не информация о
прошлом, а освоение живых образцов действия, идеалов, завещанных отцами. На
первый план выходит проблема духовно-нравственного воспитания. Этой проблеме в
последнее время посвящено множество научных исследований, кандидатских и
докторских, конференций в различных регионах России (провести современный
анализ). Категория "духовно-нравственное воспитание" прочно вошла в
тезаурус современной отечественной педагогической теории и практики, нашла
отражение в программных документах образования, как на федеральном (Программа
воспитания), так и на региональном уровне (Новосибирск, Тверь, Курск, Белгород,
Нижний Новгород, Кемерово и др.). В большинстве современные подходы к
духовно-нравственному воспитанию в той или иной мере учитывают необходимость
взаимодействия с православной традицией.
Тем
не менее, разработка понятия духовно-нравственного воспитания требует более
отчетливого понимания характера и содержания взаимодействия школы и Церкви.
Главной особенностью православного образования является его онтологичность.
Категория духовно-нравственного становления человека, предложенная автором
данного исследования еще в монографии "Православная педагогика" (1998
год), наилучшим образом проводит разграничение деятельностного и
онтологического планов в сложном и многокомпонентом процессе
духовно-нравственного воспитания, которое в православной традиции может
осуществляться только в меру полноты учета Богоданной свободы воспитанника.
Духовно-нравственное воспитание предлагается рассматривать как создание условий
для духовно-нравственного становления человека.
Данная
категория и данный подход нашли благожелательный прием и отклик в
педагогическом сообществе. Категория духовно-нравственного становления
воспринята в научных докладах, конференциях, программных документах.
Категория
становления в педагогике широко применяется как в отношении систем (становление
системы образования, системы деятельности, педагогической системы школы и пр.),
так и в отношении личности и ее качеств (становление личности,
профессионализма, личностных качеств и пр.). Таким образом, разработка понятия
духовно-нравственного становления человека представляется актуальным,
востребованным, но практически не разработанным направлением в педагогической
теории.
В
основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника
духовно-нравственного роста. В православной традиции этот источник – Бог,
создавший мир, человека, даровав ему свободу. Самовольное (анархическое, не
принимавшее к исполнению заповедь послушания божественной воле) распоряжение
свободой породило в человеке грех и смерть. В Боговоплощении человеческая
природа усыновляется Богу – источником духовно-нравственного становления
человека становится энергия Богоусыновления, Божественная благодать. В таком
понимании духовно-нравственное становление в православной традиции приобретает
характер уникальности. Его невозможно свести к чему-то общему, уравнять с
духовно-нравственным становлением, например, в традиции гуманистической, где в
качестве источника становления рассматривают автократическую волю человека или
практически сводят становление к развитию, понимаемому как раскрытие заложенных
изначально в природе человека задатков и способностей. Парадоксально, но в
такой школе, свободной от влияния Церкви и ее традиции, дети вовсе не
воспитываются в подлинной свободе, ибо одна из важнейших сил полноты свободного
бытия человека – духовная сила – в ней оказывается искусственно отстраняемой и
заглушенной. В период атеизма мы встречаемся с наиболее приземленной формой,
лишающей педагогическое мышление вдохновения и низводящей его до уровня
элементарной причинности, – с натурализмом. Натурализм осуществляет поиск
движущих сил роста личности в природе, причем природу человека трактует в категориях
сочетания биологических и социальных механизмов. Натурализм абсолютизирует роль
научного знания в педагогике, низводя все проявления духовной жизни к
психологизму. В пределах натуралистического принципа, строго говоря, о
духовно-нравственном становлении и духовно-нравственном воспитании говорить не
приходится. Натуралистический подход ограничивает горизонт возможностей
человека интеллектуальным развитием, направляя его на трансформацию внешней
природы, собственной биологической природы и социальных условий.
С
точки зрения православной традиции такой горизонт слишком узок. Человек
свободно призван выйти за пределы самого себя. Идеал совершенствования состоит
в приобретении человеком иного качества – Богочеловеческого. Этот переход в
инобытие, трансформацию через небытие, в человеческом естестве проявляемое как
смерть, схватывает категория становления.
Понятие
духовно-нравственного становления имеет онтологическое измерение, в силу чего
его проблематика органически сочетает в себе моменты педагогические, философские,
богословские.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/