Понятие личности в аспектах нормы и патологии
Понятие личности в аспектах нормы и патологии
Мясищев В.Н.
Личность
– высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как
система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему
можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным
предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни
были, каждое из них всегда остается личностным. Самое главное и определяющее
личность – ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. В
этом пункте субъективное отношение, отчетливо проявляясь в реакциях и
действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое
становится социально-психологическим. Отношения человека избирательны прежде
всего в эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле.
Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте
психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности,
выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь они
образуются и формируются в процессах деятельности.
Избирательные
отношения человека многосторонни и сложны, но не разрозненны и не рядоположены,
а составляют единую сформированную его опытом индивидуальную иерархическую
историческую систему, внутренне связанную, хотя, может, быть, и противоречивую.
Так, потребность и идеал могут вступать в конфликт друг с другом, вместе с тем
в идеале или в требованиях долга, так же как и в потребностях, заключено
внутреннее побуждение к действию. Идеал, первоначально как внешнее требование
или правило, в процессе развития становится внутренним требованием.
Понятие
«субъективный» имеет в психологии ряд значений. В данном контексте под
субъективным имеется в виду принадлежность субъекту – существу, способному
проявлять активность, направленную на объект, предмет (материальный или
идеальный). Кроме того, субъективный – значит пристрастный, производящий выбор
под влиянием собственных потребностей и интересов.
Сознание,
чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается
потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных
отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или
отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности –
влечения, желания, стремления или потребности. Отношение – сила, потенциал,
определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения
желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности.
Психологи
неоднократно отмечали, что у личности могут преобладать органические, личные
или сверхличные (общественные) цели, мотивы или потребности. Характеризуя
личность, обычно говорят об ее направленности. Этот термин, однако, не вполне
удовлетворителен. В сущности, речь идет о доминирующих отношениях, т.е. о
большей или меньшей активности, реактивности, аффективности в отношении к тем
или иным объектам. Так, доминировать могут «животные», конкретно личные или
идейные интересы. Отношения человека представляют систему, образующуюся в
результате его развития, воспитания и самовоспитания. Подобно тому как объекты
окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его
отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система
постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения
между людьми, в целом обусловленные структурой общества, т.е. лежащими в его
основе общественно-производственными отношениями. Общественно-историческая
обусловленность личности обнаруживается прежде всего в том, что в
характеристике одних личностей самым важным являются общественные, а других –
личные интересы.
Первый
план характеристики личности образуют доминирующие отношения последней. С
вопросом о доминирующих отношениях связаны вопросы о том, для чего живет данный
человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал
блага или цели личного преуспевания или человек вообще не ставит перед собой
отдаленных задач и целей, еле справляясь с захлестывающими его повседневными
заботами.
Хотя
важнейшей, и не только философски, но этически, психологически и житейски,
проблеме счастья до сих пор уделяется мало внимания в научных исследованиях,
она теснейшим образом связана с проблемой личности, ее целей, отношений и
воспитания. Нельзя недооценивать и медицинскую сторону вопроса, так как болезнь
или инвалидность вызывают реакцию личности (слабодушие, отчаяние, болезненное
депрессивное состояние), крайним следствием которого может быть самоубийство.
Другие болезненные формы выражают неудовлетворенность или конфликт с исходом в
преступление или в реактивное невротическое или психотическое состояние.
Вторая
группа свойств охватывает психический уровень человека. Это не только уровень
его желаний, но и уровень его достижений. Определить данный уровень – значит
ответить на вопросы: чего достиг человек, каковы его возможности, какой след он
оставил в жизни общества, иначе говоря, каково историческое значение личности.
Здесь опять-таки тесно соприкасаются психологический и социологический аспекты
рассмотрения личности. Богатство личности определяется богатством ее опыта и,
выражая уровень ее развития, неразрывно связано с ее сознательностью и ее
самосознанием, под которым подразумевается способность личности правильно
отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее,
правильно оценивать себя самого и свое место в действительности.
Уровень
развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных
возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных,
волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще малоизученные
свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности.
Аспекты
общественного и культурного развития личности полностью не совпадают.
Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его
поведении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень
личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и
органических («витальных») импульсов поведения. Конечно, наиболее высокий
уровень развития характеризуется сочетанием коллективизма с высокой культурой.
Однако культурно развитый человек может быть индивидуалистом, а культурно не
развитый – коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого
уровня оно ни достигло, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общественные
связи и мотивы поведения. Коллективизм второго оказывается стихийным,
примитивным, ибо не сочетается с высоким культурным уровнем, необходимым для
обеспечения общественной сознательности человека. Ступени общественного и
культурного развития –отличаются различной ролью, которую на каждой из них играют
для личности общественные и личные отношения.
Избирательная
направленность отношений определяет и внешние и внутренние реакции личности. В
социальном плане – это полюса внешней социальности и внутренней отзывчивости
личности к другим людям и требованиям коллектива. Уровень развития и
избирательность отношений характеризуют содержание личности.
Третьим
существенным компонентом является динамика реакций личности. Она соответствует
тому, что в психологии называется темпераментом и с физиологической стороны
освещено И.П. Павловым как тип высшей нервной деятельности.
Следует
только подчеркнуть, что: 1) темперамент проявляется во всех сторонах личности,
в том числе в ее интеллектуальной и идейной жизни; 2) темперамент
обнаруживается лишь в области активных отношений личности; 3) темперамент также
может меняться под влиянием жизненных условий. <…>
Четвертый
компонент характеристики личности – это взаимосвязь основных компонентов, или
общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность
личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение
различных свойств психики или то, что по преимуществу называют характером
личности.
Эта
сторона важна для понимания таких волевых и моральных свойств, как
устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, внимание к
человеку, принципиальность, честность и противоположные им отрицательные
качества. В названных свойствах, как в едином узле, связываются доминирующие
отношения человека с уровнем его развития в целом, в отдельных сторонах и в
динамике темперамента.
Это
может быть показано на примере полярных свойств – коллективизма и
индивидуализма. Во-первых, они выражают противоположные направления движущих
сил человеческого поведения. Во-вторых, в общественно-историческом плане они
выступают как разные уровни процесса развития от стихийного индивидуализма и
коллективизма к сознательному. Наконец, они суть особенности характера
личности, проявляющиеся на каждом шагу ее жизни.
Единство
в структуре личности, соотношение в ней идеального и материального, социального
и индивидуального следует рассматривать в связи с ее историческим развитием.
Человек формируется в социальной среде, и в ходе этого процесса у него
вырабатываются такие способы действия, которые благоприятствуют возникновению и
развитию сознательных психических свойств, преобразованию биологического
социальным (когда социальное из внешних условий, воздействий, требований,
образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние потребности, привычки,
требования личности к себе и к окружающим). Индивидуальное –постепенно,
критически, не без борьбы, реорганизуется социальным и становится социальным,
не утрачивая индивидуальности, но приобретая новый «социализированный»
характер.
Несмотря
на многообразие и изменение свойств личности, она в нормальных условиях
остается единой. Это единство основывается на синтезе реакций и тенденций
индивида, регулируемом его центральной нервной системой, на единстве его
жизненного опыта. Личность многообразна в своем единстве, и различные люди,
имея общие свойства, обладают как типичными, так и индивидуальными
особенностями. Поэтому наряду с общими закономерностями развития личности
важную теоретическую и практическую задачу представляет исследование
психических особенностей человека.
С
позиций монистически материалистического и исторического понимания личности
человек есть сложное развивающееся единство физиологического и психического,
биогенного и преобразующего его социогенного.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pedlib.ru