Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией
Особенности освоения чтения и письма младшими
школьниками с разной латеральной организацией
Вартапетова Г.М.
Межполушарная
функциональная асимметрия мозга привлекает внимание значительного числа
исследователей, так как эта проблема интересна не только в теоретическом, но и
в практическом отношении. Известно, что при осуществлении любой психической
деятельности принимают участия оба полушария мозга, но каждое выполняет свои
функции. Закономерности межполушарного взаимодействия и межполушарной
асимметрии характеризуют интегративные особенности мозга как единой системы,
единого мозгового субстрата психических процессов.
Наиболее
ярко проявляется межполушарная асимметрия в организации моторной и речевой
функции. Клинические и лабораторные исследования дали возможность достаточно
полно исследовать динамическую локализацию речевой функции у взрослых (Лурия,
1969, 1973; Цветкова, 1998) и детей (Симерницкая, 1985).
Авторами
отмечается ранняя специализация левого полушария по речи, которое обеспечивает
понятийный и сенсорно-моторный уровень; правое полушарие участвует в
обеспечении паралингвистических, мелодико-интонационных речевых характеристик,
необходимых для создания и восприятия смысла речи. Более детальное изучение
мозговой организации речи показало, что речевые звуки контролируются не только
левым, но и правым полушарием, которое воспринимает гласные звуки, слоги,
различающиеся гласными, участвует в дифференциации согласных и гласных букв.
При
этом многими из исследователей показано участие различных, не характерных для
взрослых, структур коры правого полушария в обеспечении речевой функции у
детей, а также высокая пластичность детского мозга, позволяющая быстро
восстановить речь при локальных поражениях мозга. Это оказывается возможным
потому, что доминантность левого полушария по речи у детей не является
окончательно установившейся (Симерницкая, 1985). Различная организация у детей
и взрослых отмечается и в отношении письменной речи: на начальном этапе
освоения чтения требуется активное участие образного восприятия мира, то есть
правого полушария.
В
связи с этим встает вопрос об обеспечении успешности обучения детей с различным
типом латеральной организации и связанный с ним вопрос о том, что считать
нормой, а что патологией. Оба эти направления достаточно активно
разрабатываются в рамках отечественной школы нейропсихологии (Хомская, Ефремова,
Будыка, Ениколопова, 1997). Отмечается, что латеральная организация мозга может
служить основой типологии нормы, что норма отличается от «не нормы» и
возможностями компенсации функциональных слабостей.
Выявлено
27 вариантов профилей латеральной организации в системе «рука — ухо — глаз»,
которые при классификации разделяются на 5 типов (Хомская и др., 1997):
А.
«Чистые» правши — ППП;
Б.
Праворукие — ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ.;
В.
Амбидекстры — ААА, АПП, АЛА, ААП, АЛЛ, АЛЛ, ААЛ, АЛА, АЛЛ;
Г.
«Чистые» левши — ЛЛЛ,
где
П — преобладание правосторонней функции, Л — левосторонней, А — равенство
функций.
Ведущее
значение в системе «рука — ухо — глаз» придается «рукости», т.е. ведущей руке.
Асимметрия
проявляется не только в школьном, но и в дошкольном возрасте, однако при этом в
количественном отношении коэффициент правосторонних признаков у детей ниже, чем
у взрослых. Снижение леворукости происходит до 16—17 лет, когда устанавливается
соотношение, характерное для популяции взрослых.
Обобщая
многочисленные исследования, можно сказать, что среди взрослого населения
10—13% — леворукие, 5—6% — амбидекстры, остальные праворукие; среди детей
больше леворуких амбидекстров.
В
современных исследованиях своеобразие познавательных процессов все чаще связывают
с профилем латеральной организации. Рассматривается связь типа латеральности и
успешности обучения (Еремеева, 1990), дифференцированного подхода в обучении с
преобладанием правосторонних или левосторонних моторных признаков (Агеева,
1990), с выбором профессии (Хомская, 1996).
В
рамках нормы речевое развитие и состояние уже сформированной речевой функции
имеет особенности, связанные как с латеральной организацией, так и с влиянием
средовых условий, в которых протекало ее становление. Большая часть исследований
особенностей речевой функции посвящено устной речи. Нарушения письменной речи
достаточно хорошо исследованы у взрослых правшей в рамках афазиологии
(Цветкова, 1988,1996,1998).
Особенности
профиля латеральной организации и связанное с этим своеобразие в развитии
базовых для письменной речи психических функций могут служить причиной
трудностей освоения навыков чтения и письма младшими школьниками.
Механизм
нарушения чтения и письма у детей интересовал ученых уже на различных этапах
разработки проблемы. Среди предполагаемых механизмов имелась и выдвинутая S.
Оrton (1937) гипотеза, согласно которой причиной дислексии является нарушение
функциональной специализации полушарий головного мозга, левшество и
амбидекстрия. Последующая разработка данной гипотезы не дала однозначных
результатов. Получены как согласующиеся (Иншакова, 1993), так и противоположные
результаты (Корнев, 1997).
В
работах, подтверждающих своеобразие нарушения чтения у леворуких и детей,
имеющих другие левосторонние показатели (ведущие глаз, ухо), отмечено, что у
таких детей чаще представлены зеркальные перестановки слов, чтение справа
налево. Нарушения письма, по мнению Э.Г. Симерницкой, Л.И. Москавичуте, А.В.
Семенович (1987), у переученных левшей значительно разнообразнее, чем у правшей,
и в большинстве случаев не коррелирует с речевыми нарушениями: до 85% ошибок
приходится на зеркальное письмо и смешивание близких по форме букв.
Указывается, что трудности письма и чтения этих детей связаны не столько с
особенностями речевого развития, сколько с нарушениями пространственного
восприятия, лево-правой ориентировки. Сравнивая особенности нарушений чтения и
письма у учащихся-правшей, О.Б. Иншакова (1995) отмечает, что ошибки чтения и
письма остаются, главным образом, у тех, кто имеет незаконченное формирование
латерального профиля.
Показано,
что при общей схожести характера ошибок на письме у правшей и неправшей у
учащихся-неправшей число ошибок значительно превышает таковое у правшей,
оптические ошибки встречаются только у неправшей; кроме того, у правшей не
встречаются и некоторые другие виды ошибок (вставки согласных букв, повторение
имеющейся согласной буквы, отделение одной гласной или согласной буквы,
повторение гласной, разрыв целого слова на части). При чтении число ошибок у
неправшей выше, имеются такие ошибки, которые у правшей не встречаются
(перестановки букв). По мнению О.Б. Иншаковой, ошибки, специфичные только для
неуспешных в чтении и письме школьников-неправшей, обусловлены
несформированностью правостороннего направления слежения взором, что
коррелирует с семейным левшеством и особенностями формирования латерального
профиля у данной группы детей.
Проведенное
нами исследование ставило следующие цели:
—
определение вариантов профилей латеральной организации (ПЛО) в системе «рука - ухо-глаз»
в группе детей успешных и неуспешных в освоении навыков чтения и письма;
—
выявление ПЛО у детей, предрасположенных к дислексии, по тексту А.Н. Корнева;
—
выявление варианта ПЛО у детей успешных и неуспешных в письме, общих
характеристик письма у детей с дисграфией;
—
определение степени совпадения / несовпадения ПЛО у детей с дислексией и
дисграфией.
Исследование
проводилось в 1-м классе новосибирской школы в течение учебного года (октябрь —
май). Объектом исследования были учащиеся 1-го класса, всего 20 человек (10
девочек, 10 мальчиков).
Методика
исследования
Исследование
проводилось в следующих временных параметрах:
—
в конце октября проведены определение ПЛО в системе «рука — ухо — глаз» у детей
класса и обследование предрасположенности к дислексии по методике раннего
выявления дислексии (МРВД) А.Н. Корнева (1997), представляющей собой набор
тестовых заданий для выявления сформированности определенных психических
функций, являющихся, по мнению автора, наиболее прогностическими в отношении дислексии.
Для
выявления дополнительных патогенных влияний, которые в комплексе с
психофизиологическими особенностями могли осложнить процесс освоения навыков
чтения и письма, проведено изучение медицинской документации. В конце учебного
года исследованы состояние чтения и письма по успешности выполнения классных
работ.
Для
определения профиля латеральной организации отобраны задания, предложенные А.Р.
Лурия (переплетение пальцев, скрещивание рук, аплодирование), и часть заданий
опросника Аннет (рисование, открывание небольших коробочек, выполнение
вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках,
нанизывание бисера, построение колодца из спичек, развязывание узелков);
отмечалось, какой рукой ребенок пишет. Для оценки функциональной асимметрии по
слуху использованы пробы: телефонное прослушивание, проба с часами. Асимметрия
зрения изучалась с помощью проб: прицеливание, прищуривание глаза,
рассматривание отдаленного предмета через полую трубу.
Данные
изучения асимметрии рук суммировались формулой:
Кпр
= (Еп — Ел) (Еп + Ел + Ео) х 100,
где
Кпр
— коэффициент правой руки;
Еп
— число приемов, в которых преобладала правая рука;
Ел
— число приемов, в которых преобладала левая рука;
Ео
— не было преобладания одной из рук.
Коэффициент
правой руки у праворуких положительный, у леворуких отрицательный.
Амбидекстрами считались дети, у которых 15% < Кпр < +15%.
Результаты
исследования
В
данной выборке детей выявлено 9 вариантов профилей латеральной организации,
распределение которых показано в таблице 1.
Полученные
нами данные в основном отражают имеющиеся в литературе сведения для взрослых
испытуемых (Доброхотова, Брагина, 1994), но в большой степени они совпадают со
сведениями, полученными Е.Д. Хомской и др. (1997) на основании субъективных
оценок среди студентов МГУ (17—22 лет): праворукие и «чистые» правши — 85%,
амбидекстры — 9%, леворукие — 6%. Можно предположить, что в представлениях
взрослого человека сохраняется представление о латералите детского возраста при
объективном уменьшении леворуких в популяции с возрастом.
Таблица
1. Распределение ПЛО по типам
праворукие — 70%, леворукие — 5%, амбидекстры — 10%.
Похожие работы на - Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией
|