Принципы проблемно-развивающего обучения
Принципы проблемно-развивающего обучения
Гребенюк О.С.
Принципам
обучения посвящено достаточно много учебной литературы по педагогике, поэтому в
данном пособии рассматриваются только те принципы, которые помогают учителю
осуществлять процесс проблемно-развивающего обучения и особенно те из них, которые
не нашли отражения в других пособиях.
1. Что такое принцип?
Principium
— основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование,
вытекающее из закономерностей. Принципы целостного педагогического процесса
-это система исходных требований и правил, выполнение которых обеспечивает
достижение основных целей школы. Принцип — это знание о педагогической
деятельности, о том, как организовать учебно-воспитательный процесс, (как правильно
поставить взаимосвязанные цели обучения, воспитания и развития; какое
содержание образования отобрать для этих целей, какие методы и формы обучения и
воспитания выбрать).
Принцип
— это предписание как действовать для достижения поставленных целей. Он
включает знание о закономерностях и противоречиях педагогического процесса,
требования и правила их выполнения и условия реализации принципа. Поэтому и
описание принципа должно соответствующим образом быть структурировано:
закономерности — противоречия — требования — правила — условия.
Требование
— это условие, выполнение которого обеспечивает реализацию принципа. Требование
отвечает на вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс.
Правило
отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы выполнить требование.
Какие
принципы входят в систему принципов целостного педагогического процесса? В
педагогической теории до недавнего времени принципы делились на принципы
обучения и воспитания и рассматривались отдельно.
К
принципам воспитания относятся, например: связь воспитания с жизнью; единство
сознания и поведения; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью
к нему; опора на положительное в человеке; учет возрастных и индивидуальных
особенностей школьников; преемственность и систематичность педагогических воздействий
и др.
К
принципам обучения относятся: научность и доступность; связь обучения с жизнью;
преемственность и систематичность обучения; наглядность обучения; сознательность
и активность учащихся и др. Сравнение названий и сути принципов обучения и
воспитания показывает, что многие из них являются общими, то есть имеют
отношение не только к воспитанию, но и к обучению. Это еще раз подтверждает,
что закономерности, из которых вытекают общие принципы, характерны для
целостного педагогического процесса. Перечислим их: комплексное решение задач
развития, воспитания и обучения учащихся; доступность, учет возрастных и
индивидуальных особенностей школьников; наглядность; оптимальное сочетание форм
и методов обучения и воспитания; связь школы с жизнью общества и ребенка и др.
Развитие
педагогики на определенных этапах сталкивается с необходимостью пересмотра
принятых изначально принципов (даже если они были истинны и научны). Требуется
либо их более глубокое понимание (как это было, например, с принципом
наглядности), или существенное дополнение другими (новыми) принципами, например
проблемности, мотивации и др. Принципы придают содержанию дидактики
целостность: позволяют множество категорий и законов превратить в стройную
систему, охватывающую все основные стороны и функции процесса обучения. Из них
обучающий аспект наиболее полно отражен достаточным числом принципов. Но какие
принципы регулируют деятельность учителя, направленную на развитие школьника —
на развитие его интеллектуальной, мотивационной и других сфер? В традиционной
дидактике эти принципы по существу отсутствуют. Поэтому рассмотрим относительно
новые принципы проблемности и мотивации, с содержанием остальных, раннее
сформулированных принципов, читатель может ознакомиться по учебным пособиям Ю.К.Бабанского,
Т.А.Ильиной, И.Ф.Харламова и др.
2. Принцип проблемности
Принцип
проблемности начинает все чаще появляться в дидактических системах. Причина
тому — постепенный поворот школы к последовательному решению задачи общего
развития ребенка. Этот принцип, как и любой другой, отражает закон некоторого
явления. В практике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся
ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения
у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся
индивидуальность и творческую личность (высокий уровень развития
интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, инициативность, самостоятельность,
критичность и др.). Данная зависимость носит закономерный характер — она
проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в
решение проблемы, в поиск нового знания. Именно это обеспечение необходимых
условий для проявления данной закономерности представляет собой практическую
важность. Педагогу необходимо знать, что следует предпринять до урока и во
время его проведения, чтобы обеспечить развитие школьника. Ответ на вопрос о
том, как организовать процесс обучения, как его осуществить, чтобы произошло не
просто усвоение знаний, не просто умственное развитие, а развитие
индивидуальности и личности, дает принцип проблемности.
Приведем
закономерности, отражаемые принципом: развитие индивидуальности школьника
зависит от характера его деятельности; проблема является начальным моментом
мыслительной деятельности; мыслить человек начинает тогда, когда у него
появляется потребность что-либо понять, когда возникает познавательное
затруднение; проблемное обучение и воспитание развивает интеллектуальную и
другие сферы не потому, что учитель ставит проблемы, а потому что школьник сам их
решает.
Принцип
проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между имеющимся
уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся и необходимым; между
актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др. ) сферы и
уровнем ближайшего ее развития.
Применить
закономерности развития и разрешить имеющиеся противоречия учителю помогают требования
принципа проблемности: 1)выявлять и учитывать уровни развития интеллектуальной
сферы учащихся; 2) учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на
развитие у учащихся творческих способностей, познавательных умений и других
составляющих интеллектуальной сферы; 3)с учетом реальных учебных возможностей
учащихся создавать проблемные ситуации, решать учебные и другие проблемы; 4)структурировать
взаимодействие учителя и учащихся в соответствии с логикой проблемного
обучения; 5)систематически осуществлять анализ результативности педагогических
воздействий по развитию интеллектуальной сферы.
Данные
требования отражают основные направления действий педагога, стремящегося к
организации проблемно-развивающего обучения. Правила принципа проблемности
раскрывают эти направления, называя конкретно, что следует сделать, чтобы
выполнить требования: 1)систематически применять диагностические методики для
изучения интеллектуальной сферы учащихся; 2)при подготовке и проведении урока
конкретно ставить цели развития интеллектуальной сферы учащихся, пользуясь
научно обоснованной номенклатурой целей; 3)разработка учебных проблем возможна
на основе анализа учебного материала и выявления противоречивых фактов; формулировка
учебных проблем производится в виде вопросов, задач, заданий; постановка
учебных проблем в процессе обучения осуществляется чаще всего в результате
проблемной ситуации; 4)создание и разрешение проблемных ситуаций осуществляется
в соответствии с логикой проблемного обучения по схеме: выявление противоречия
(создание проблемной ситуации) формулирование проблемы — выдвижение гипотез —
поиск способов решения проблемы — решение проблемы — проверка правильности
решения — формулирование выводов — применение знаний, как по образцу, так и в
незнакомых условиях; 5)анализ деятельности учителя и учащихся осуществлять с
учетом достигнутого уровня знаний, развития и воспитанности учащихся.
Условия
реализации принципа могут способствовать, во-первых, эффективности деятельности
преподавателя и, во-вторых, успешности деятельности учащихся. Рассмотри эти
условия.
1)Реализация
принципа проблемности будет эффективной, если преподаватель будет учитывать
одновременно все его требования и применять в комплексе соответствующие им
правила. Логика самого процесса проблемно-развивающего обучения подсказывает,
что лучше реализовать целостный подход к его подготовке и организации, чем акцентировать
внимание на какой-либо его функции. Немаловажным условием успешности работы
преподавателя является использование им разработанных педагогикой
диагностических методик, номенклатуры целей, приемов создания проблемных
ситуаций, способов структурирования учебного материала, способов взаимодействия
с учащимися, средств анализа и самоанализа процесса и результатов обучения. При
организации проблемного обучения важно уметь определять и выбирать то
соотношение действий педагога и учащихся, которое является оптимальным,
наиболее подходящим для конкретных условий. Это умение основывается на знании
сущности и возможностей методов проблемного обучения.
К
сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проблемного обучения
оказывается на уроке с существенными “пробелами”. Создана проблемная ситуация,
поставлена учебная проблема, рассмотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых
явлений... Казалось бы, все в порядке, однако не всегда организация проблемного
обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуальной сферы. В
чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого
другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации —
высказывание предположений в ответ на проблемный вопрос — постановка учебной
проблемы — выбор способа ее решения — решение проблемы — проверка правильности
решения. Здесь названы основные этапы, они логически связаны между собой, и
стоит только опустить какой-либо из этапов, процесс проблемного обучения будет
нарушен, окажется неполноценным именно с точки зрения реализации
закономерностей развития школьников. Поэтому существенно важно соблюдение
следующих условий: а)оказывать помощь учащимся на всех этапах
учебно-воспитательного процесса; б)предусматривать вариативность учебных и
других проблем и способов их решения; в) информировать учащихся о сути
познавательных действий, о репертуаре мыслительных операций; г)побуждать учащихся
к осознанию своих действий на основе рефлексии.
3. Принцип мотивации
Мотивация
присутствует во всех видах деятельности. В педагогическом аспекте необходимо не
только учитывать имеющийся уровень развития мотивационной сферы учащихся, но и
решать задачу ее развития. Принципом, регулирующим деятельность учителя в
названном аспекте, является принцип мотивации. Этот принцип ориентирует учителя
не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, но и
на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной
деятельности.
Какие
закономерности лежат в основе принципа мотивации? Принцип мотивации
соответствует законам единства познания и оценочной деятельности (единство
знания и отношения), активности субъекта в процессе отражения и изменения им
объекта. Эти общие положения необходимо учитывать в педагогическом процессе:
отношения учащегося к знаниям, учению, труду, другим ценностям формируются не
только в процессе и на основе познания, а формируются вместе (в соответствии) с
потребностями и целями человека и общества. Но для того, чтобы принцип
мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие
законы, но и внутренние закономерности процесса обучения.
Закономерности
процесса обучения, отражаемые принципом мотивации:
•
источником активности человека являются его потребности;
•
в деятельности всегда есть ее мотивационное ядро: существует единство
деятельности и мотивации;
•
поведение и деятельность человека побуждается, направляется и регулируется
мотивацией;
•
формирование мотивационной сферы школьника и функционирование мотивационной
стороны процесса обучения осуществляется достаточно эффективно, если
взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с мотивационной
основой учебной деятельности.
Известно,
что каждый принцип обучения регулирует разрешение конкретных педагогических
противоречий. Назовем основные противоречия, на разрешение которых нацеливает
принцип мотивации:
•
между потребностями и другими побуждениями человека и способами их
удовлетворения;
•
между имеющимся уровнем сформированности мотивационной сферы и требуемым;
•
между актуальными и потенциальными состояниями мотивации.
Разрешение
названных противоречий возможно при соблюдении определенных требований, правил
и условий реализации данного принципа.
Цель
деятельности педагога, направляемой данным принципом, заключается в развитии
мотивационной сферы, в формировании у школьника системы фундаментальных
потребностей и связанных с ними мотивациями — интеллектуальной потребностью,
потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями
в учении, в труде. Рассматриваемый принцип предполагает формирование у учащихся
не отдельных мотивов (интересов), а формирование гармоничной мотивационной
сферы, характеризующейся взаимосвязанностью ее компонентов. В этом заключается
первое требование принципа мотивации: необходимо формировать гармоничную
мотивационную сферу — в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения
и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда,
мотивация достижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного
поведения). Это означает, что развитие и формирование мотивации учения и труда
необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач процесса обучения.
Следующее
требование принципа тесно связано с первым, вытекает из него. Целенаправленное формирование
мотивации невозможно, если педагог не знает, насколько развито это свойство у
каждого учащегося и всего класса в целом. Знание уровня развития мотивации
позволяет учителю сориентироваться в педагогической ситуации и сделать
правильный выбор цели ее развития. Второе требование принципа, следовательно,
заключается в том, что необходимо своевременное выявление сформированности
мотивации учения и труда — систематическое определение уровня ее развития у
большинства учащихся.
Третье
требование принципа состоит в целесообразном отборе и применении на уроках
средств побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо
применять так, чтоб они способствовали развитию различных компонентов и сторон
мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем
приемы побуждения и за счет стимулирующего влияния содержания учебного
материала, и за счет побуждающей функции методов обучения, и за счет сочетания различных
видов деятельности.
Четвертое
требование учитывает закономерности и условия эффективного функционирования
мотивационной структуры учебной деятельности учащихся: необходимо обеспечить
динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в
соответствии со структурой мотивационной основы деятельности. Названная
структура рассмотрена нами выше (см.: главу ).
В
пятом требовании принципа мотивации отражена необходимость анализа результатов
деятельности педагога по формированию мотивационной сферы учащихся. Оно состоит
в следующем: необходимо своевременно выявлять результаты применения
педагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся —
анализировать свою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить
гармоничное развитие данной сферы.
Чтобы
выполнить эти требования, необходимо выполнять следующие правила:
1.
Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения
преобладают у большинства учащихся. Постоянно, на основе педагогической
диагностики, анализировать причины и условия, влияющие на формирование
мотивации.
2.
Формировать у учащихся интеллектуальную потребность, потребности в познании,
труде, познавательном общении, потребность в достижении и связанные с этими
потребностями мотивации как компоненты целостной мотивационной сферы.
3.
При определении целей уроков предусмотреть активизацию состояний
заинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности,
организованности, самостоятельности и т.п.
4.
Соотносить цели развития мотивации с возможностями педагогических средств;
применение любого педагогического средства должно быть целесообразным,
своевременным и психологически оправданным.
5.
Взаимодействие учителя и учащихся осуществлять в соответствии со структурой
мотивационной основы деятельности.
6.
Анализировать свою деятельность, пользуясь специально разработанными методиками
анализа и самоанализа педагогической деятельности.
Чтобы
успешно применять принцип мотивации, как и любой другой принцип дидактики, необходимо
не только знать его основные положения, но главное уметь применять его в
практической деятельности, а для этого необходимо соблюдать ряд условий его
реализации:
•
знать и применять диагностические методики для выявления уровня развития
мотивации учащихся;
•
при выборе целей пользоваться для этого специально разработанной номенклатурой
целей;
•
руководствоваться методическими рекомендациями по применению средств
побуждающего воздействия и анализа педагогической деятельности;
•
иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности учащегося;
•
учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:
1)
управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности;
3)актуализировать необходимые мотивационные состояния; 4) побуждать учащихся к
выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися
стоящих перед ними задач; 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией,
поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7)оценивать процесс и
результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Принцип
мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование
целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую
деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у
них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению,
к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся, ее
основных признаков.
4. Взаимосвязь принципов дидактики.
Все
принципы связаны между собой и не могут применяться независимо один от другого.
Например, принципы проблемности, научности, систематичности и доступности
направлены на развитие интеллектуальной сферы, выражают необходимость
систематического изучения знаний и применения их для решения задач
практического характера. Поскольку в процессе учения устанавливается единство
познавательных и мотивационных моментов, то и в деятельности педагога
необходимо учитывать этот факт. Систематичность знаний связана не только с
систематическим их преподаванием, но и с систематическим их изучением. Уровень
проблемности или доступности не поднять, если не сформировать у учащихся
стремления к знаниям. Принцип мотивации соответствует названным принципам в
том, что он способствует развитию реальных учебно-познавательных возможностей учащихся,
обуславливает развитие мотивов осознания систематического изучения предмета,
ответственного отношения к приобретению знаний и умений. Аналогично можно
рассмотреть и доказать взаимосвязь других принципов.
В
теории и практике применения системы проблемно-развивающего обучения в разных
видах, системах и уровнях образования наметилось развитие отдельных ее
положений и элементов. Специфика обучения в разных типах образовательных учреждений,
требования профессионализации процесса обучения обусловили дифференциацию
данной дидактической системы на ряд подсистем. К ним можно отнести:
•
проблемно-диалоговое обучение;
•
проблемно-задачное обучение;
•
проблемно-алгоритмическое обучение;
•
проблемно-контекстное обучение;
•
проблемно-модульное обучение;
•
проблемно-модельное обучение;
•
проблемнокомпьютерное обучение;
•
проблемно-интерактивное обучение;
•
эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности.
Добавим,
что этих подсистем значительно больше: в каждой из них акцентируется какой-либо
один из элементов или аспектов процесса. Все эти виды обучения в наибольшей
мере вобрало в себя проблемно-развивающее обучение.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pedlib.ru