Содержание образования
Содержание образования
Гребенюк О.С.
Содержание
образования — один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под
содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не
только они составляют образование. Содержание образования включает общее
развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек —
это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования?
Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и
педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается
немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и
развития. Так, большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы
предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а
это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не
способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот
или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера,
отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части
учащихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается
подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованного
естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание образования то
отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает
характер формирования школьника.
Все
это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания
образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и
материального образования?
Сторонники
теории формального образования (17-20 вв — Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт)
считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством
развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних —
латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое
“классическое” образование.
Сторонники
теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что
источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей,
обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой.
Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной
пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда
так называемое “реальное” образование.
В
связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи,
школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят
свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за
свою односторонность (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский,
И.Ф.Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими
абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от
знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью
является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа
должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности
детей.
Широкое
распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические
(pragma — действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон
Дьюи, У.Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие
практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в
различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря
на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не
способствует должному уровню научного образования.
В
педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общества. Но должен быть
принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к
так называемому социоцентрическому — ущербному виду мышления (во главу угла
ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания
образования должны включать не только потребности общества, но и потребности
индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель
обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности
человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции.
Рассмотрим их.
Во-первых,
осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить
передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших
поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного
опыта. Установлена (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения
социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя
четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания
образования:
•
знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
•
опыт осуществления известных способов деятельности;
•
опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих
самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях,
формирование новых способов деятельности на основе уже известных;
•
опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его
проявление в отношении к окружающему миру.
Во-вторых,
осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить
индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него
всех основных сфер и должно включать:
•
систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и
других сфер;
•
систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его
свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих
процессу социализации личности.
Каждый
учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными
элементами.
Формирование
содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше
теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:
•
соответствие социальному заказу общества;
•
соответствие потребностям учащихся;
•
соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая
значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников,
соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания
имеющейся учебно-методической и материальной базе).
В
соответствии с “Законом Российской Федерации об образовании” (статья 7) в нашей
стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы).
Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим
в обязательном порядке:
•
минимум содержания основных образовательных программ;
•
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
•
требования к уровню подготовки выпускников школы.
Необходимость
создания стандарта подсказана изменениями, которые происходят в настоящее время
в обществе и в сфере образования. Наличие четко определенных стандартов
позволяет каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности
ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.
Стандарт
образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения
образования, стимулировать достижения каждым из них более высокого результата и
на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой
образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности
гражданина в образовании.
Стандарт
предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее
время право на автономность. В чем эти ошибки?
Известно,
что в Вузы поступает около трети выпускников школы. Реагируя только на этот факт,
во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору: можно было
снизить требования к “невузовским” учащимся. Результат получился угрожающим:
снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной подготовки.
Вторая ошибка заключается в том, что усиливая гуманитарный аспект содержания
образовании, школы, в то же время, меньше уделяют внимания основам наук. В
результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся.
Чтобы
избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования,
стандартом образования предусмотрено:
•
выделение ядра образования, обязательного для всех школ; усиление значимости
гуманитарных аспектов содержания образования; сохранение внимания к
естественно-математическому циклу предметов; усиление внимания к развитию
школьников; ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности.
Все
вышеприведенные акценты образовательного стандарта определяют ориентацию
планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие
важные для характеристики выпускника школы параметры, как общее развитие,
сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культура
поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены
требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.
Выполнение
школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых
знаний, умений, навыков, о достижении определенного уровня развития основных
сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:
•
адаптацию к окружающей природной и социальной среде;
•
овладение разными видами деятельности;
•
сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических
норм;
•
определенный уровень общей эрудиции.
Таким
образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать
не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие
индивидуальности и социализацию личности школьника.
Представление
стандарта школьного образования содержится в базисном учебном плане, который
обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России. В
1993 году приказом Министерства образования РФ рекомендован для использования Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений, часть которого приводится ниже.
Таблица
1
Базисный
учебный общеобразовательных учреждений России
(V-XI
классы)
Образовательные области
Похожие работы на - Содержание образования
|