Развитие профессиональной идентичности консультанта
Развитие профессиональной идентичности консультанта
Хамитова И. Ю.
Введение
Обретение
профессиональной идентичности является чрезвычайно важной частью
профессионального становления консультантов и психотерапевтов*. Будучи
расширением Я-концепции, сформированная профессиональная идентичность служит
надёжной системой координат для осмысления как профессионального, так и личного
опыта.
В
отличие от традиционных медицинских процедур лечения, изменения в процессе
консультирования и психотерапии не столь очевидны, следовательно, начинающему
консультанту труднее увидеть как сам процесс воздействия, так и его результаты.
Поэтому веру в свои терапевтические возможности он обретает постепенно, шаг за
шагом, проходя через периоды серьёзных сомнений и тревог. Кроме того, сама
терапевтическая ситуация представляет собой серьёзный вызов не только
профессиональным, но и личным качествам начинающего специалиста. В данной
ситуации важное значение приобретает профессиональная поддержка коллег и
супервизора. В этой статье я бы хотела рассмотреть процесс обретения
профессиональной идентичности и то, как он соотносится с характером отношений
супервизора и консультанта.
Стадии развития профессиональной идентичности
Профессиональная
идентичность консультанта имеет внешние и внутренние компоненты. Внешние
аспекты идентичности связаны с тем, как его воспринимают и насколько принимают
как специалиста коллеги и клиенты. К внутренним аспектам профессиональной
идентичности относятся процессы самовосприятия и профессионального
самосознания.
Профессиональное
обучение психотерапевтов и консультантов можно условно разделить на
последовательные стадии развития. На каждой из них у начинающего психотерапевта
возникают специфические сложности и тревоги во взаимоотношениях с клиентами и
супервизорами, которые, в норме, представляют собой процесс “профессионального
взросления”. Здесь мы не будем говорить о таком отклонении от нормы как
“проблемные студенты”. Обычно начинающий психотерапевт последовательно проходит
стадии профессионального роста, формируя на каждой из них определённые
отношения со своими пациентами и супервизорами. В итоге он определяет для себя,
в чём состоит его профессиональная роль, каковы внутренние процессы пациента и
терапевта, каким образом они взаимосвязаны. Стадии развития не являются
дискретными. В сложных случаях существует возврат на ранние стадии, что не
свидетельствует об общем регрессе.
Эриксон
в деталях обсуждал процесс развития чувства стабильного Я. Развивая концепцию
Хартмана о “среднеожидаемом окружении”, Эриксон говорил о важности обеспечения
родителями последовательности “ожидаемых реакций”, способствующих развитию
детских потребностей и возможностей. Более тонко проработал эту тему Винникотт,
говоря о “удерживающем окружении” (holding environment) в лице “достаточно
хорошей матери”. Развитие идентичности ребёнка связано с возможностью
заботящихся о нем лиц адаптироваться к его изменяющимся потребностям и
возможностям. Это во многом схоже с изменениями потребностей и тревог
относительно своих возможностей у обучающегося психотерапевта в ходе развития
профессиональной идентичности.
Время
обретения профессиональной идентичности - индивидуально, однако, как показывает
опыт, на это требуется не менее четырех лет. Следовательно, люди, заканчивающие
профессиональное обучение, как правило, еще не достигают шестой стадии развития
профессиональной идентичности. В действительности, не все, кто вначале выглядел
перспективным, достигают всех целей шестой стадии. Случаются застревания на
различных стадиях, чаще всего на пятой стадии - обретения идентичности и
независимости.
На
протяжении последних десятилетий тема “профессионального взросления” психотерапевта
привлекала внимание многих исследователей. В таблице 1. приведены сводные
результаты ряда исследований. Как видно из таблицы, различные авторы выделяют
разное число стадий, которые психотерапевт проходит в своём развитии, но
безусловной является динамика от ученичества, зависимости от супервизора и
неуверенности к независимости, уверенности и интеграции.
Таблица
№1. Стадии развития профессиональной идентичности.
Похожие работы на - Развитие профессиональной идентичности консультанта
|