Авторская методика музыкально-эстетического воспитания
Авторская методика музыкально-эстетического воспитания
Соловьев Владимир, педагог, г. Москва
То,
что предлагаю я, можно назвать методикой с некоторой натяжкой – очень уж просто.
Сложно другое – любить и уважать детей, воспринимая их, как более достойных
или, как минимум, равных. И без этого метод не работает. Процедурно же метод
очень прост. Он называется "Воспитание чувства красоты у детей – с помощью
музыки". В первую очередь, данная тематика заинтересует, я надеюсь, тех
энтузиастов, которые превыше всего ценят способность и умение ребенка и
человека вообще видеть красоту.
Прежде
всего, нужно подготовить 25-30 музыкальных отрывков по 2-3 минуты. Из самых
разных музыкальных жанров: классика, джаз (диксиленд для начала – и повеселей),
фьюжн (сплав музык), эстрада, барды, фольклор, детские песни (в том числе – и
из детских фильмов).
Может
возникать вопрос: зачем такой винегрет? И не лучше ли слушать 45 минут одно
произведение. Рекомендую тем, кто такое спрашивает, попробовать на себе для
начала слушание без перерыва 45 минут музыки. К тому же мы заранее не знаем,
какая именно музыка понравится детям. Есть, конечно, ярые поборники классики.
Или джаза. Или фольклора. Предлагаю помнить, что цивилизованность есть все-таки
чувство меры. Да и с детскими душами нужно обращаться бережно – мы же не тянем
цветок из горшка, чтобы он быстрее вырос, а поливаем по определенному графику и
ждем терпеливо, когда он расцветет. И свой компьютер чуть не вылизываем. И
автомобиль. А дети чем хуже? То, что я говорю, можно назвать банальностью –
однако практика показывает как раз незнание или неисполнение этой самой
"банальности" в ряде случаев.
Дальше
все просто. Технология такая: пояснения – фонограмма – подведение итогов по
прослушанному отрывку (см. ниже); пояснение к следующему отрывку – фонограмма -
и так далее.
Метод,
безусловно, в основе своей примитивен – но Вам не нужно придумывать ничего
оригинального, так как главное уже сделано: а именно – музыка написана и
исполнена. О Вашей роли – инженера детских душ –поговорим чуть ниже. Здесь
нужно обязательно учесть еще два важных условия:
1.
Музыка должна быть очень хорошей – просто-таки вызывающей восторг (можно и
тихий).
2.
Исполнители также должны быть самого высшего уровня. На эту тему следует
посоветоваться с несколькими людьми. Но на детях не стоит экспериментировать в
любом случае.
Можно
приготовить музыкальные отрывки на лазерных дисках – однако это будет дорого
для большинства родителей и педагогов, так как потребуется минимум 2 лазерных
проигрывателя. Поэтому лучше использовать 2 кассетных магнитофона. Либо нужно
готовить всю фонограмму заранее – но попасть в ситуацию довольно трудно (знаю
по себе – не удавалось практически никогда). К тому же запись нужно все-таки
готовить заранее – доходить до крайности в импровизации компоновки "на
ходу" не стоит.
Нужно
приготовить указанные 25-30 отрывков на нескольких кассетах. Здесь есть 2
варианта:
1.
Подобрать на каждой кассете по 5-7 отрывков из разных жанров.
2.
Написать на каждой отдельной кассете отрывки из одного жанра. Я лично
предпочитаю 1-й вариант.
Рекомендую
использовать именно 2 кассетника (или 2 катушечника) – для того, чтобы
спокойно, пока дети слушают, подобрать и установить следующую фонограмму, если
Вы чувствуете (или видите), что как-то нужно подкорректировать тот вариант,
который Вы намечали ранее.
Вообще,
при всем кажущемся примитивизме базовой схемы – Ваш урок должен быть
произведением искусства. Педагогического искусства. И это произведение
искусства может быть исполнено – и таковым стать – лишь при участии
исполнителя, композитора, Вашем и, самое главное, детей. И Вы должны быть
искренни – и уметь испытывать удовольствие от того, что дети получают
удовольствие. Скульптура ведь тоже делается просто – "всего-навсего"
отсекается все лишнее. Или картина – "просто-напросто" наносится
краска на нужное место.
Не
стоит опасаться, что малолетние детишки (например, в школе в 0-м классе) не
поймут какую-то музыку – а вообще смотрите на их реакцию (и опять же все хорошо
в меру). Многие взрослые почему-то думают, что если им что-то не понятно, то уж
ребенку и подавно будет скучно. Им не приходит в голову, что на самом деле все
наоборот. В моей практике были дети 2-3 месячного возраста (они-то уж точно
никаких "умных" объяснений не понимали). Между прочим, слушание
музыки очень хороший способ – в большинстве случаев, работающий – для того,
чтобы избавиться от детского крика.
Итак.
Отрывки не должны быть по длительности более 3 минут (за редким исключением) –
лучше пусть отрывок кончится раньше, чем пройдет интерес или ощущение новизны.
Каждый отрывок нужно как-то очень просто обрисовать словами – для детишек до 10
лет можно нарисовать картинки, похожие на сказки. Детям постарше лучше просто
рассказать о том, что "эту музыку – например, классику – слушали миллионы
людей; и неужели в этой музыке нет ничего такого, что было бы и вам, ребята,
интересно". Нужно сделать так, чтобы они призадумались: "А
действительно, может, там что-то есть, если так много людей ее слушают".
Здесь
стоит отметить еще один важный момент – Ваши пояснения должны быть чуть-чуть
(или побольше) похожи на сказку-картинку. Ни в коем случае не стоит даже и
пытаться заниматься объяснением=навязыванием того, что "означает музыка"
– для любителей подобного, извините, словоблудия, скажу только одно: если бы, к
примеру, Сергей Васильевич Рахманинов, счел нужным оставить письменные
инструкции или методические пособия, как следует понимать его музыку, он бы,
наверное, это сделал. А уж если мэтр, равно как и все остальные, до этого не
додумался, то и нам это делать как-то вроде не совсем удобно. Не знаю, как
кому, а мне уж точно.
Да
и вообще – для чего же тогда придумано искусство, если не для того, чтобы
выражать то, о чем нельзя сказать словами? Оставьте детям возможность самим –
без Вашего влияния – решить, что же такое означает музыка. И прошу Вас – в
основном это для родителей без всяких педагогических навыков – не вздумайте
тянуть из ребенка слова про "высокую духовность произведения", про
лес или лунную дорожку. В любом случае нужно просто сделать так, чтобы дети
просто внимательно слушали. В определенном состоянии – спокойном в первую
очередь.
Может
появиться трудность с разговорами во время звучания фонограммы - в аудитории. Я
разбираюсь с этим вопросом следующим образом: предупреждаю в начале, что при
разговорах я буду просто останавливать запись; а когда ребята начинают шуметь
или разговаривать, я действительно останавливаю – и спрашиваю лишний раз,
интересно ли то, что мы слушаем. Чтобы быть уверенным в их утвердительном
ответе на "140%", нужно начинать занятия с энергичной музыки
(например: Tiger-Rag – Луис Армстронга), во время которой дети могут даже
попрыгать и покричать. Запись этого отрывка, кстати, должна быть обязательно
концертной – так хорошо слышны и смех, и восторженные крики в зале.
Здесь
одновременно отрабатывается еще один психологический момент – дети начинают
доверять педагогу. При этом важно расшевелить детей. И это их возбуждение
продолжается несколько минут – и на этом возбуждении они будут слушать и
классику, и другую музыку посложнее. И – что важнее всего – будут усваивать ее.
Педагогу
также крайне важно обязательно иметь музыкальный вкус – если можно вообще
высказывать такое пожелание. Если у Вас есть сомнения на этот счет (в смысле,
насчет Вашего вкуса) – то это в любом случае хорошо. Но как же быть с детьми?
Есть простой способ: прослушайте написанные варианты несколько раз. И
прислушивайтесь к себе – Вам-то самому доставляет удовольствие слушать то, что
Вы отобрали.
Есть
еще один хороший способ игры, позволяющий очень оживить занятия. Я раздаю детям
листочки, на которых прошу их поставить оценки – за "музыку №1",
затем за "музыку №2" и так далее. Иногда дети спрашивают, нужно
подписывать фамилии. Я отвечаю, что меня интересует их мнение. Вспомните, часто
ли в школе Ваши учителя говорили Вам такое. Вспомнили? После моего ответа
отношения заметно отогреваются. И я прошу их честно отвечать – если не
понравилось, так не понравилось. Еще после каждого отрывка я прошу поднять руки
– тех, у кого пятерка; потом тех, у кого двойка. Именно так – в разбивку.
Листочки
я собираю в конце занятия - складываю баллы и делю сумму на количество
слушателей. Таким образом, можно получить статистику по различным жанрам – а
также по прогрессу в восприятии. Например, средний балл за классику, как
правило, увеличивается. Реальный факт. В 8-м классе самой запущенной школы в
знаменитом подмосковном Солнцево – с первого прослушивания 3-й концерт
Рахманинова оценивался в среднем, как 3,95 (то есть практически – четверка). А
дети 6-8 лет "кушают" практически любую (цивилизованную, естественно)
музыку. И не воспринимают никак кричащую типа "металл". Вообще
Эллингтон как-то сказал, что "рок – это не музыка, а социальное
явление".
Еще
я прошу на следующее занятие кого-нибудь из детей подготовить минут на 20 такое
же занятие, как провел я – и провести его с моей помощью почти самостоятельно.
Ребята постарше могут к тому же и сами исполнить что-нибудь. Не обязательно под
гитару. Можно просто сыграть на флейте или на гобое, или на балалайке. Или на
ложках, если хочется ребенку. Таким образом, на очень ранней стадии – иногда
уже в 5-7 лет – выявляется и формируется склонность к педагогике у самих детей.
В
конце занятия я прошу детей поставить оценку мне лично – за проведенное
занятие. Главное, чтобы все время было интересно – и детям, и Вам. Ни в коем
случае не нужно ругать какой-нибудь рэйв или хеви-метал. Я Вам рекомендую даже
подготовить несколько подобных записей на отдельных 1-2 кассетах. А далее
просто. Вы ставите метал или рэйв – дети его внимательно слушают. А после этого
ставите, например, Антонио Вивальди для гобоя и струнных – что-нибудь очень
возвышенное и романтическое – или Токкату И.С.Баха. А потом – опять то же самое
тяжелое. А потом спрашиваете – ну и как? Как правило, детям все понятно. И про
оценки помните.
Очень
важно прервать отрывок до того, как он надоест – а лучше, что называется
"на излете". Когда как раз стало совсем интересно – чтобы именно это
впечатление осталось. Чтобы хотелось слушать еще.
Я
также делаю еще одно. Перед началом урока я говорю детям, что любой из них
может покинуть занятие, ничего мне не поясняя – единственным условием является
уход между музыкальными отрывками, чтобы не мешать остальным. Однажды у меня
был такой опыт. В класс набилось человек 60 (2-й и 3-й класс) – и я им
предложил слушать, пока будет интересно. Естественно, через каждые 45 минут был
перерыв 10 минут. Любой ребенок мог уйти в любое время (с учетом
вышесказанного). Человек 15 ушли, а остальные дети, весьма довольные, слушали
музыку с 12.45 до 18.00 – потом я решил опыт прекратить.
Методика
также особенно хороша для детей, обделенных обычным (точнее, необычным)
человеческим теплом – для детских домов, колоний и тюрем. Благо, не нужно много
денег. Правда, с человеческим теплом у некоторых педагогов в подобных
заведениях могут быть проблемы – но я думаю, что хороших людей все равно
больше, чем плохих. Метод хорош также для тех семей, где не могут себе
позволить купить музыкальный инструмент и тратить деньги на хорошего педагога
(или на любого).
Я
также предлагаю детям самим записать на их кассеты ту музыку, которая им
понравилась. И всегда пользуюсь случаем попросить их написать мне что-то из
того, что подготовили они. Очень интересно наблюдать, как меняются вкусы.
Задача простая – чтобы ребенку самому захотелось – дома самостоятельно и с
друзьями и родителями – слушать ту музыку, которую он слушал с Вами. Это,
кстати, о дистанционном обучении – в данном случае, и педагогов-воспитателей, и
родителей. Прививать вкус и чувство Красоты – вот в чем состоит наша совместная
работа.
Музыку
я подбираю исключительно ту, что нравится мне самому. Только так. Примеры
(составляйте – как Вам нравится):
1.
Ансамбль Дмитрия Покровского – народные песни.
2.
Солнечный танец Средиземноморья – Эл ди Меола, Джон Мак-Лафлин, -концертная
запись.
3.
Индийская народная музыка
4.
Народная музыка разных народов
5.
"Корни лотоса" – Махавишну-оркестра.
6.
Жанна Бичевская – баллады и народные песни.
7.
Латинская оркестровая музыка – баллады
8.
Иракере – оркестр, Куба.
9.
"Мираж" и другое – Жан-Люк Понти
10.
Tiger-Rag и другое – Луис Армстронг
11.
St.Louis Toodle-OO – оркестр Дюка Эллингтона, 1927 год.
12.
3-й концерт С.В.Рахманинова для фортепиано с оркестром.
13.
1-й концерт для ф-но с оркестром – Дмитрий Кабалевский
14.
"Тридцать три коровы", "Жил да был брадобрей" – из фильма
"Мэри Поппинс, до свидания".
15.
"Два мальчика" и другое – Александр Дольский.
16.
"Концерты для гобоя и струнных" – Антонио Вивальди.
17.
"Кончерто гросси" – Гендель
18.
Произведения для органа, Бранденбургские концерты – И.С.Бах
19.
Гитара - классика и современная музыка.
20.
"Я мечтал пожить – как дельфин" – "Рондо"
21.
Музыка из кинофильмов – красивые баллады – наших и зарубежных (например,
баллада из "Тутси").
22.
"Dire Straits" – в основном, баллады.
23.
Джаз – в основном, диксиленд.
24.
Оркестр Садао Ватанабэ.
25.
Дейв Грюсин.
26.
Классика – на Ваше усмотрение.
В
общем, все, чем Вы сами восхищаетесь. Потрясающей музыки вокруг – море. И
присматривайтесь к детям – и если Вам повезет, то Вы увидите, сколько мудрости
у них в глазах. Может быть, Вы даже сможете у них многому научиться. Рекомендую
также перед общением с детьми помолиться. На Ваше усмотрение, естественно. Дай
Вам Бог здоровья. И Вашим детям.
Молитва.
Господи,
дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день.
Дай мне вполне предаться воле Твоей Святой.
На
всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Научи
меня принять все известия в течение дня со спокойной душой и твердым
убеждением, что на все Святая воля Твоя.
Во
всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во
всех случаях помоги мне помнить, что все ниспослано Тобой.
Научи
меня прямо и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не смущая и
не огорчая, а радуя и поддерживая в трудностях.
Господи,
дай мне силу перенести наступающий день и все события в течение его.
Руководи
моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/