Мониторинг результативности педагогической деятельности
Мониторинг результативности педагогической
деятельности
Гончарова Надежда Ивановна, зам. директора по учебной
работе Дворца Творчества Детей и Молодежи, г. Йошкар-Ола
Мониторинг
как понятие включает в себя цикл: отслеживание, анализ, прогноз. Да и понятие
результативность деятельности мы чаще всего рассматриваем в соответствии с
вышеназванным циклом, т.е. соответствие реальных результатов с предлагаемыми
целями, которые простраиваются в программе развития коллектива. Проблему
мониторинга результативности педагогической деятельности можно рассмотреть, как
бы с двух аспектов: позиция теории и позиция технологии.
Считаю,
что сущность данной проблемы может быть раскрыта, при условии правильного
ответа на совсем простые вопросы:
Что
мы хотим достичь?
Что
мы можем?
Как
можем достичь?
Кому
это надо?
Давая
ответы на эти вопросы, каждый педагог выделяет "проблему педагогической
сущности" и пытается найти ответы на вопросы "Какой результат должен
быть в ходе моей педагогической деятельности? Как измерить этот
результат?". Вот если теоретически каждый сможет изложить и обосновать
ответы на эти вопросы, тогда следует рассматривать и выстраивать основные
принципы педагогической технологии.
В
условиях системы дополнительного образования правильный выбор педагогических
технологий и есть большая возможность мониторинга результативности
педагогической деятельности.
Ведь
право выбора технологий в большей степени принадлежит педагогу. Выстраивая
программу развития коллектива, объектом педагогической технологии должно стать
огромное количество способов организации различных видов деятельности. Следует
не бесконечно расширять набор программ, а искать такие формы и методы, которые
обеспечат комфортные условия развития ребенка.
Отличительная
черта дополнительного образования в том, что наши технологии должны не только
давать определенную информацию по той или иной проблеме, а главное - включать
ребенка вместе с педагогом в активную позицию.
Результат
деятельности учреждений дополнительного образования многомерен и, конечно,
результаты, выраженные в детях, обладают некоторой относительностью. Но сколько
бы не было споров по данной проблеме "Как оценить результативность
педагогической деятельности?". Любое дело должно быть нацелено на конечный
результат. Поэтому необходимо очень серьезно и глубоко строить педагогический
прогноз на основе анализа. Делать объективную оценку деятельности педагога
необходимо. Результат следует рассматривать с различных "Точек
зрения".
С
одной точки - результатом можно считать сумму достижений: Звания, места,
награды, результаты конкурсов и соревнований.
И
о чем уже неоднократно ведется спор на уровне всех ступеней управления. Да,
достижения нужны, но какова цена достижений, какие средства и силы внесены в
этот результат?
С
другой точки: нет знаний, мест, наград, но интересна и разнообразна система
взаимоотношений на основе общественной нравственности;
качество
образования соответствует и возможно выше общепринятых стандартов;
способность
выполнить в полном объеме, в срок и качественно данное слово;
способность
проявить организационные навыки лидера и помочь другому;
умение
вести системную опытническую работу и длительный эксперимент;
способность
вести научно-исследовательскую работу.
Так,
например, проблемные лаборатории в объединении "Деловые шаги" не
позволяют громко и красиво заявить на какое-то звание или место. Но они
позволяют воспитанникам найти ответы на ряд жизненных вопросов.
За
несколько дней детям предлагаются проблемы, воспитанники имеют возможность
выбрать для себя наиболее интересующую или волнующую его.
В
ходе последующего времени работают микро коллективы. Методом "мозгового
штурма" собирается "копилка" идей и выбираются наиболее
продуктивные для дальнейшей работы.
В
этой позиции основным объектом выступает ребенок. Показатель результативности
здесь тоже приравнивается к его личностным качествам, к его позиции по данной
проблеме.
Стремление
помочь детям в выборе их жизненного пути, всегда было свойственно определенной
части взрослого населения. В этом плане все большей частью ориентированы
учреждения дополнительного образования.
Исходя
из этого, прослеживаются две позиции в оценке результатов деятельности.
Ведь
любая деятельность, особенно ребенка, сознательно управляется субъектом для
достижения качественной цели, т.е. педагог, взрослый задает порой параметры на
результат развития личности ребенка и становится главным субъектом
деятельности, а ребенок основным объектом. Однако следует заметить, что при
такой позиции наблюдается много формальностей.
Следует
выстраивать цели результата деятельности ребенка в связи с его оценкой,
параметры и критерии оценки разрабатываются не на результате, а на основе самой
деятельности.
Этот
подход хорошо построен в клубе "Тэкэндо", где воспитанники в
результате четко спланированной, порою кажущейся монотонной, деятельности,
получают результат, т.е. установка самого ребенка и педагога на регулярные
занятия в избранной сфере деятельности. Умело выстроенные педагогические
технологии в процессе занятий дифференцированно, на основе устойчивых умений и
навыков, общего личностного развития переходят в установку на успех.
Формирование
у детей установки на успех должно быть многопланово и очень кропотливо. Прежде
чем давать, а вернее формировать установку на успех необходимо создать
атмосферу успешного сотрудничества. Дать ребенку понять, каковы его реальные
возможности, чем он отличается от других, и что он может внести в общее дело.
Следуя принципам "педагогики успеха", помогая ребенку на деле
продвигаться по лестнице достижений, формируется у него адекватная самооценка,
как основа его постоянного личностного роста.
Анализируя
принцип "Установки на успех", изучая подходы к его разрешению,
сложно, конечно, определит некоторые подходы к толкованию результативности.
Но,
чтобы хотелось все-таки рассматривать:
Первое
- разобраться с собственными целями и результатами
Второе
- любой результат надо зафиксировать (записать), а потом провести обсуждение и
анализ
Третье
- сделать анализ результатов разных этапов деятельности, а затем суммировать
полученные результаты и выстроить программу последействия.
Говоря
о результативности педагогической деятельности необходимо делать глубокий
анализ условий образовательного процесса и систему управления:
Условия
Похожие работы на - Мониторинг результативности педагогической деятельности
|