Формирование содержания предмета информатика и ИКТ для информационно - технологического профиля
Формирование содержания предмета информатика и ИКТ для
информационно - технологического профиля
Галкина Валентина Михайловна, учитель информатики МОУ
"Добрянская СОШ №5"
Проанализировав
положительные стороны профилизации: отказ от одинаково глубокого изучения
предметов; выбор содержания образования в соответствии со способностями,
интересами учащихся; обучение системному подходу на основе интегрированных
курсов, быстрое реагирование системы образования в школе на определенные
профессиональные потребности общества путем введения соответствующих элективных
курсов, школа №5 г.Добрянки вступила в муниципальный эксперимент по организации
профильного обучения. В 2004-05 учебном году в школе были открыты 2 профиля
(информационно - технологический, гуманитарный) и универсальный класс. Виды
профилей и их количество обусловлено тем, что у значительного числа выпускников
основной школы еще нет четкого и устойчивого определения в выборе
профессиональной деятельности, но наиболее востребованными среди учащихся нашей
школы являются гуманитарное и информационно - технологическое направления.
Жесткая и необратимая (без возможности смены направления обучения) профилизация
может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного
становления, привести к негативным учебным и социальным последствиям. Поэтому
профилизация старшей ступени школы должна предусматривать возможность наличия
универсальных (общеобразовательных) старших классов, а также возможность смены
профиля обучения (и его специализации) внутри одной многопрофильной школы.
Формирование
содержания образования в профильных классах рассмотрим на примере информатики в
классе информационно - технологического профиля. Данная специализация
предполагает знакомство учащихся с отраслями общественного производства,
обеспечивающими разработку программных средств, грамотное использование
информационных технологий и ресурсов. Специализация рассчитана на широкое
применение учителем персонального компьютера (ПК) как в процессе преподавания,
так и для организации практической работы учащихся. Учителя школы подготовлены
к использованию информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном
процессе, т.к. в течение двух лет на базе школы проводился эксперимент по
оптимизации учебного процесса с использованием средств ИКТ. Учителя, работающие
в профильном классе, владеют основами работы на ПК, используют современные ИКТ
на уроке.
Целью
обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование
высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция
обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации,
содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в
окружающем мире.
Задачи:
освоение
и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным
процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных );
овладение
умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и
т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта,
СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
овладение
умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке
программирования;
развитие
алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей в информационной деятельности;
воспитание
чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на
позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость
действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
приобретение
опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных
моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной
деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В
соответствии с целями и задачами обучения в классе
информационно-технологического профиля на профильном (повышенном) уровне
изучаются предметы: информатика, математика, физика.
Ведущим
предметом является информатика. Информатика - современная, динамично
развивающаяся научная дисциплина. Как предмет информатика - это не только
сложившаяся система знания и методик преподавания, но и область исследований,
незавершенная, открытая для научного поиска, для методического творчества
учителя.
Каждый
ученик старшей школы - это сформировавшаяся личность со своими потребностями,
желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам
самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с
использованием новейших средств обучения - это главная задача учителя на
старшей ступени обучения.
Сочетание
репродуктивных методов при освоении основ предмета и продуктивных с опорой на
самостоятельность при дальнейшем продвижении учащегося - эта технология,
используемая нами в обучении информатике в классе информационно -
технологического профиля.
В
качестве базового учебника в нашей школе взят учебник Н.Д.Угриновича
"Информатика и ИТ", рекомендованный для классов информационно -
технологического профиля. Анализируя учебник, мы пришли к выводу о том, что он
охватывает не все разделы курса информатики, необходимые в данном профиле,
поэтому учителями используется дополнительная литература: задачник №1,2 под
редакцией И.ГСемакина, Е.К. Хеннера, "Лекции по программированию"
А.П.Шестакова.
Составленное
тематическое планирование охватывает 11 основных разделов курса (рис.1).
А- ПК и программное обеспечение
Похожие работы на - Формирование содержания предмета информатика и ИКТ для информационно - технологического профиля
|