Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии
Исследования малых групп в зарубежной социальной
психологии
О. О. Тулина
Первые
собственно экспериментальные исследования малых групп за рубежом были проведены
в США американским психологом Н. Трипплетом (1887 г.), который предпринял
попытку сопоставить эффективность индивидуального действия человека,
выполненного в одиночку и в условиях группы. Ему принадлежит открытие эффекта
социальной фасилитации, который он определил как усиление доминантных реакций в
присутствии других [3, с. 98].
Серию
соответствующих экспериментов позднее, уже в 20-е гг. XX века осуществили в
Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорт. Дальнейшие результаты этих экспериментов
показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых
математических задач, заданий на моторику.
Ф.
Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как «совокупности
идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном
сознании и существующих только в этих сознаниях». Отказ рассматривать группу
как определенную реальность Ф. Оллпорт объяснял отсутствием адекватных методов
исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками [4, с.
245].
В
процессе накопления научных знаний и развития методов исследования
преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной
реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.
Важный
этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х -
начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных
исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки
теории группового поведения. Так, например, американский психолог М. Шериф
проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм. В своей книге
«Основы социальной психологии» он различает два типа групп: актуальная группа
членства и референтная группа, к которой человек причисляет себя
психологически. Референтная группа, по его мнению, это реальная или
воображаемая общность, на нормы, мнения и ценности которой человек
ориентируется в своем поведении.
Сам
феномен «референтной группы» был введен Г. Хайменом. В его экспериментах было
показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были
студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой
группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в
которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен
назвал референтными группами.
Т.
Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях. Он выделяет
позитивные и негативные референтные группы. Позитивные - это группы, нормы и
ценностные ориентации которых принимаются человеком и вызывают у него
стремление быть принятым в них. Негативные - группы, которые вызывают у
человека стремление выступить против них, и членом которых он не хотел бы быть
ни в коем случае [3, с. 95 - 96].
В.
Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп
в трущобах большого города. В этот же период на базе исследования
управленческой деятельности в промышленной организации Ч. Бернард выдвигает
идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения
групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения);
складывается «теория черт» лидерства и т. п.
Серию
знаменитых Хоторнских экспериментов, которые осуществлялись в течение 13 лет
(1924 -
1936
гг.), провел американский социолог и психолог Э. Мейо. В ходе экспериментов
было сделано ряд важных открытий. Первое - наличие у людей особого чувства -
«социобильности», т. е. потребности в принадлежности к группе. Второе -
существование формальных и неформальных групп. Третье - значение неформальных
групп. Четвертое - обнаружение внутригрупповой морали и внутригрупповых норм
взаимоотношений и поведения [3, с. 24 - 25]. Мораль и нормы, формируемые внутри
неформальной группы, диктуют человеку определенные стереотипы поведения в
процессе трудовой деятельности. Каждый работник, по его мнению, являясь членом
группы, ориентируется в своем поведении на те моральные ценности и нормы,
которые сформировались в его группе.
В
целом, благодаря исследованиям Э. Мейо, в США оформляется теория «человеческих
отношений», главный постулат которой: человек - это «социобильное существо»,
ориентированное на принадлежность к определенной группе и включенное в контекст
группового поведения.
Особая
роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился
основоположником крупного научного направления, широко известного под названием
«групповая динамика». Ему принадлежит так называемая «теория поля», центральная
идея которой в том, что законы социального поведения следует искать через
познание психологических и социальных сил, его детерминирующих. Важнейшим
методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях
групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих
групп. Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп,
каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и другими
группами, каковы условия их успешного функционирования? Большое внимание было
также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы,
сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в
группах [1, с. 201 - 202].
Под
его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. У альта по
изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов
группового поведения в процессе дискуссии и др. К. Левин одним из первых изучал
феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику
групповой жизни.
Вторая
мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за
рубежом. В этот период возникает объективная потребность изучения
закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.
К
началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших
развитие психологии групп, таких, как: теория поля, интеракционистская концепция,
теория систем, социометрическое направление, психоаналитическая ориентация,
общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление,
формально-модельный подход, теория подкрепления [2, с. 13 - 21].
Безусловно,
вклад западных ученых в изучение малых групп огромен. Нет сомнения в том, что в
рамках этих исследований были высказаны чрезвычайно важные идеи относительно
понимания малой группы, ее характеристик, групповых норм и ценностей. Однако,
ни одно из них не рассматривало малую группу с позиций содержания групповой
деятельности, не акцентировало внимание на изучении динамики группы, нигде не
была подчеркнута специфика малых групп как элементов общественной структуры.
Эти и другие вопросы были подняты отечественными учеными.
Список литературы
1.
Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. -
М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
2.
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теорретические и
прикладные аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 205 с.
3.
Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное
пособие. - СПб.: Речь, 2002.-298 с.
4.
Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч. 1.
Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995. -
544 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://science.ncstu.ru