Значение комплексного методического обеспечения в процессе профессиональной подготовки студентов
Значение комплексного методического обеспечения в
процессе профессиональной подготовки студентов в условиях университетского
комплекса
С.Б. Московский, Л.М. Шипитко
Сложившаяся
в последнее десятилетие в Ярославской области региональная система
двухступенчатого педагогического образования колледж-вуз, воплощенная в
настоящее время в форме университетского комплекса, позволяет эффективно решать
проблемы организации непрерывного педагогического образования, обеспечения
преемственности в образовании педагогов на разных ступенях. Создание целостной
региональной системы педагогического образования комплексно решает задачи
повышения квалификации педагогических кадров, проведения мониторинга уровня
подготовки специалистов, оказания помощи в профессиональной и социальной
адаптации, аттестации кадров и др.
Ежегодно
проводимый анализ успеваемости среди выпускников колледжей в группах первого
года обучения в университете и филиалах показывает, что уровень их подготовки
не ниже, чем у студентов соответствующих курсов на основных потоках
университета.
Более
чем десятилетний опыт совместной работы университета и педагогических колледжей
по разработке и реализации согласованных образовательных программ повысил
уровень профессионального педагогического образования в колледжах области,
стимулировал развитие учебно-методической работы преподавателей этих учебных
заведений.
Одним
из способов решения проблемы совершенствования педагогического процесса в
колледже является использование системы методического обеспечения
образовательного процесса в виде учебно-методических комплексов по дисциплинам.
Проблема
формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования
образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в
педагогической науке в качестве приоритетной. Однако её теоретическая
разработка в основном осуществлена на основе поэлементного, а не системного
подхода к образовательному процессу, а также применительно к системе высшего
профессионального образования.
Вследствие
этого актуальной является проблема выявления роли и возможностей
учебно-методического обеспечения в педагогическом колледже, работающем по
согласованным с педагогическим университетом образовательным программам, в
частности - по программам профессиональной подготовки учителя начальных
классов, отвечающей современным тенденциям развития начального образования.
В
Ростовском педагогическом колледже, входящем в структуру университетского
комплекса, учебный процесс при изучении курса «Теоретические основы начального
курса математики» (ТОНКМ) строится на основе учебно-методического комплекса по
предмету.
С
1994 по 2003 г. на базе колледжа (специальность «Преподавание в начальных
классах») проводилось исследование, включавшее 3 этапа:
на первом этапе (1994-1996) были проведены педагогический
анализ и обобщение состояния исследуемой проблемы;
на втором этапе (1997-1999) обосновывалась
концепция учебно-методического обеспечения образовательного процесса в колледже
и способы его реализации в практике математического образования в системе
среднего профессионального образования;
на третьем этапе (1999-2003) проводились
опытно-экспериментальная работа, анализ, систематизация и обобщение ее
результатов, внедрение полученных выводов в практику.
В
результате проведенного эксперимента было установлено, что процесс
профессиональной подготовки студентов в колледже осуществляется более эффективно,
чем в массовом опыте, если:
-
образовательный процесс в колледже организуется с использованием комплексного учебно
- методического обеспечения учебных дисциплин;
-
учебно - методическое обеспечение организовано на основе научно разработанной
концепции данной проблемы;
-
разработаны пути реализации концепции учебно - методического обеспечения в
практике среднего специального учебного заведения;
-
в системе целей математического образования в колледже одним из основных
приоритетов является профессиональная направленность подготовки студентов, технологически
представленная в форме учебно-методического комплекса.
Разработанная
модель методического обеспечения по курсу ТОНКМ представляет собой методическое
сопровождение всех элементов образовательной системы: целей образования,
содержания образования, дидактических процессов, организационных форм.
Для
проверки действенности комплексного методического обеспечения курса ТОНКМ и его
эффективного использования при овладении студентами колледжа
профессионально-значимыми умениями и навыками в указанный выше период
проводилась серия педагогических экспериментов в двух направлениях:
1.
общий анализ результатов итоговой аттестации студентов колледжа по математике;
2.
сравнительный анализ результатов итоговой аттестации по математике студентов
колледжа и выпускников лицея (подразделения общего среднего образования в структуре
колледжа), продолживших обучение в колледже.
Рассмотрим
результаты данных экспериментов.
Анализ
результатов итоговой аттестации студентов колледжа по математике
Результаты
государственной аттестации выпускников колледжа (табл.1) представлены за
периоды обучения с 1993 по 2002 г. включительно, в течение которых обучение
студентов ТОНКМ на специальности «Преподавание в начальных классах» проводилось
с применением учебно-методического комплекса.
В
выпускных группах колледжа 2002 г. обучение по предмету ТОНКМ в
экспериментальной группе осуществлялось одним из авторов данного исследования в
течение всех 3-х лет обучения студентов в колледже, а в контрольной - в течение
1 года на заключительном 3-м курсе. В течение первых двух лет предмет ТОНКМ
преподавался в контрольной группе другим преподавателем.
Таблица
1
Итоги
государственной аттестации по математике студентов Ростовского педагогического
колледжа за период с 1997 по 2002 г.
Год выпуска
Похожие работы на - Значение комплексного методического обеспечения в процессе профессиональной подготовки студентов
|