Оценка адаптационных возможностей школьников к учебным нагрузкам по психофизиологическим показателям
Оценка
адаптационных возможностей школьников к учебным нагрузкам по психофизиологическим показателям
Новоселова Е.И., Субхангулова Г.Г.
Увеличение умственных и эмоциональных нагрузок в школе
предъявляет организму ребенка высокие требования. Большие информационные нагрузки
длительное время воздействуют на организм школьника, интенсивность их в течение
учебного года особенно велика в гимназических классах и усугубляется на фоне гиподинамии
[1], значительного нервно-эмоционального напряжения, неблагоприятной экологической
обстановки. Поэтому необходимо проведение комплексной оценки психофизиологического
статуса школьников, а также уровня функционального резерва системы кровообращения,
вегетативной нервной системы [2, 3]. Важным является определение диагностических
критериев изменения состояния организма под влиянием учебных нагрузок в разные периоды
онтогенеза, особенно в подростковом возрасте, для которого характерны напряжение
деятельности многих функциональных систем и механизмов регуляции [4, 5], ограниченная
возможность адаптации к изменениям внешней и внутренней среды [6].
Целью исследования явилось изучение состояния системы кровообращения,
вегетативной нервной системы и индивидуально-типологических особенностей подростков,
обучающихся в гимназическом классе, в динамике учебного года, выявление диагностических
критериев влияния учебных нагрузок на организм школьника.
Методика
Обследованы 15 мальчиков и 15 девочек 13-14 лет гимназического
класса средней школы № 7 г. Салавата. Критериями отбора были: отсутствие жалоб,
органической патологии сердечно-сосудистой системы, ОРВИ в течение трех месяцев
[7]. С целью диагностики психофизиологического состояния подростков в динамике учебного
года обследование проводилось в сентябре, феврале и мае 1998/1999 г. Измеряли: артериальное
давление (систолическое - САД и диастолическое – ДАД) в крови большого круга кровообращения
по методу Короткова в мм рт. ст., частоту сердечных сокращений (ЧСС уд/мин) по пульсации
в лучевой артерии, частоту дыхания в минуту (ЧД), рассчитывали вегетативный индекс
Кердо (ВИК), коэффициент Хидьдебранта (кХ), минутный объем кровообращения (МОК,
л/мин). Свойства нервной системы: возбуждение, торможение, уравновешенность, подвижность
определяли по тесту Ян-Стреляу, акцентуации характера по тесту Шмишека [8]
Результаты обследования статистически обработаны с помощью
пакета программ «Statgraphics».
Результаты
исследований и их обсуждение
Важнейшими характеристиками сердечной деятельности являются
частота сердечных сокращений (ЧСС), минутный объем крови (МОК), артериальное давление
(АД). Из них наиболее чутко реагирует на умственное и эмоциональное напряжение ЧСС
[9]. Нами высокие значения ЧСС у подростков отмечены в начале и конце учебного года
(табл. 1), что, вероятно, связано в начале года с эмоциональными реакциями организма
на вхождение в учебный процесс, а в конце года - с нарастающим утомлением. У мальчиков
эта зависимость носила достоверный характер. У девочек хотя и выявлена аналогичная
закономерность, но достоверных изменений этого показателя в динамике учебного года
не обнаружено, и ЧСС не превышала возрастных норм (табл. 2).
Таблица 1. Динамика показателей тонуса вегетативной нервной
системы у подростков
Показатели
Похожие работы на - Оценка адаптационных возможностей школьников к учебным нагрузкам по психофизиологическим показателям
|