Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением
Реципроктные отношения
между адаптацией и утверждением
Я в подростковом возрасте
Харламенкова Н.Е., к.пс.н.
Адаптация
человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее
окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное
преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления
инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых
решений.
Адаптация
может осуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма и среды
(биологическом, психофизиологическом, социальном и др.). Социальная адаптация –
процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается
удовлетворением основных социогенных потребностей человека, оправдывающего
ролевые ожидания группы, и проявляется в переживании состояния самоутверждения
и свободы выражения творческих способностей.
В
кризисные моменты личностного развития разрешение человеком проблемы адаптации
может рассматриваться в качестве одного из важных показателей преодоления им
жизненных трудностей и мотивационных конфликтов. Особо проблемным периодом
развития считается подростковый возраст. Характеристика подросткового возраста
как периода неустойчивого развития личности встречается в работах, посвященных
этой стадии жизни [12, 14, 17]. Серьезные соматические, гормональные,
физиологические и иные конституциональные изменения нередко опережают
адекватные психические и поведенческие реакции, приводя к дезадаптации
личности.
По
сравнению с другими периодами развития адаптация подростка к новым условиям
жизни имеет свои специфические черты, при этом общие признаки нормальности и
адаптивности не изменяются [2, 4, 8]. «Нормальность зависит от уровня энергии,
степени контроля, способности к интеграции опыта и … готовности встречать
проблемы и трудности» [3, с.23]. С нашей точки зрения основными концептами
адаптации являются - открытость опыту, уверенность, стабильность, контроль и
коммуникабельность.
Наряду
с развитием способности подростка к адаптации усиливается стремление к
самопрезентации, самопредъявлению и самоутверждению, т.е. к различным
стратегиям Я.
Самоутверждением
называется стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и
вызванное этим стремлением поведение. В литературе [1] обсуждаются различные
типологии самоутверждения личности. В частности Р. Альберти и М. Эммонс
выделили три основных способа (типа) самоутверждения личности: 1) неуверенное
поведение, для которого характерны ориентация личности на конформность,
тенденция скрывать собственное мнение и сдерживать эмоциональные реакции, выбор
неопределенных и невыразительных форм речевого общения; 2) ассертивное
поведение как умение “отвечать без заминки”, говорить “достаточно громко и
естественным для себя тоном» [1, с. 18] 3) агрессивный стиль поведения как
умение “отвечать прежде, чем собеседник успел закончить свою мысль”, громко
говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, пренебрежительно
отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать), навязывать
собственное мнение, быть чрезмерным в выражении чувств.
Наряду
с этой точкой зрения существует мнение [5, 10], что потенциально человек
обладает разными стратегиями – неуверенной, конструктивной или доминантной, и
лишь акцентуация одной из них может рассматриваться в качестве критерия
отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения – самоподавлению,
конструктивному самоутверждению или доминированию.
Цель
настоящего исследования состояла в выявлении связи между различными стратегиями
самоутверждения подростка - неуверенной, конструктивной, доминантной, - и
особенностями адаптации - открытостью опыту, уверенностью, контролем,
стабильностью и коммуникабельностью.
В
качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что
неуверенная и доминантная стратегии утверждения Я либо не связаны с
адаптивностью вовсе, либо имеют отрицательные связи с отдельными ее
проявлениями.
Выборка
состояла из 97 подростков 12-13 лет (43 мальчиков и54 девочек).
Методика.
Применялся проективный метод «Нарисуй человека» со стандартной инструкцией [3,
6, 7, 15, 18]. Выполненный рисунок человека (у мальчиков обычно – мужского
пола, у девочек – женского) анализировался по следующим диагностическим показателям:
1 - цвет (1 балл - черно-белое изображение, 2 балла – фигура раскрашивается
одним цветным карандашом, 3 балла – двумя и т.д.); 2 – размер фигуры (1 балл –
8-12 см, 2 балла – 13-20 см, 3 балла – больше 20 см), 3 – расположение фигуры
на листе по вертикали (1 балл – расположение в верхней части листа, 2 балла – в
середине листа, 3 балла – внизу листа); 4 – расположение фигуры по горизонтали
(1 балл – слева от средней линии, 2 балла – в середине, 3 балла – справа); 5 –
расположение рук относительно тела (1 балл – руки свободно отведены от тела, 2
балла – расположены вдоль тела, 3 балла – руки спрятаны за спиной или в
карманах, 4 балла – руки отсутствуют); 6 – прорисовка рук (1 балл – прорисованы
руки, кисти рук, пальцы, 2 балла – руки изображены схематично, пальцы соединены
в кисть, 3 балла – руки изображены без кисти, 4 балла – руки отсутствуют); 7 –
дифференцированность фигуры (1 балл – хорошо прорисованы все части тела, 2
балла – голова прорисована лучше, чем туловище, 3 балла – туловище прорисовано лучше,
чем голова, 4 балла - нарисована только голова); 8 – прорисовка ног (1 балл –
ноги, ступни хорошо прорисованы, 2 балла – ноги нарисованы, ступни намечены, 3
балла – ноги не нарисованы или закрыты платьем); 9 – устойчивость фигуры (1
балл – устойчивая фигура, 2 балла – неустойчивая, слегка наклоненная, 3 балла -
крайне неустойчивая, сильный наклон фигуры, отсутствие ног).
Выделенные
нами показатели являются операциональными единицами адаптивности личности:
показатели «расположение фигуры по горизонтали» и «цвет» операционализируют
конструкт «открытость опыту»; показатели «расположение фигуры по вертикали» и
«размер фигуры» – уверенность; показатели «прорисовка ног» и «устойчивость» -
стабильность; показатель «дифференцированность фигуры» - контроль и показатели
«положение рук» и «прорисовка рук» - коммуникабельность.
Для
диагностики стратегий утверждения Я применялся опросник «Стратегии
самоутверждения личности», который позволяет оценить способы самоутверждения
личности по пяти параметрам: умение отказывать в просьбе (шкала 1 - 8
утверждений); общее самоутверждение: умение обратиться с просьбой, попросить о
помощи в “сервисных” ситуациях (шкала 2а - 6 утверждений) и выражение
негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев) (шкала 2b - 8 утверждений);
выражение положительных чувств (радости, сочувствия) (шкала 3 - 8 утверждений);
инициация социального общения (шкала 4 - 6 утверждений).
Для
статистического анализа результатов использовали ранговый коэффициент
корреляции Спирмена, t - критерий Стьюдента.
Анализ результатов
При
анализе результатов мы исходили из того, что половые и возрастные особенности
человека могут определять характер его социальной адаптации, поэтому
предварительно вся выборка была разделена на подгруппы – подгруппу мальчиков и
подгруппу девочек.
Таблица 1
Связь
между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе девочек (n
= 54)
Похожие работы на - Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением
|