Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)
Католический
экзистенциализм (Г.О.Марсель)
Путь к истине,
по мнению Марселя, ведет через акты внутреннего самосознавания, условием
которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое
себя, установление "внутр. тишины". Человек – паломник, устремленный
к собственное внутреннее "Я", которое постоянно меняется. Бытие
является процессом вечного обновления, непрерывного рождения. "Быть"
значит быть в пути. Если чел. тратит свою жизнь на повторение действий,
поддерживающих примитивное прозябание, он теряет свое человеческое бытие.
Чувственные соблазны, радость от обладания вещами и др. "искусы
дьявола" являются преградами на пути к подлинному бытию.
Мое
"Я", по Марселю, является лицом и личностью. Как лицо я – часть
общества, один из многих. Как личность я – неповторимое, своеобразное духовное
бытие, нечто единственное, что нельзя рассматривать извне, изучать эмпирически.
Жизнь есть срок испытания, личностное странствие, целью которого есть спасение.
В борьбе со злом, ставка в которой – бытие, и заключается смысл жизни. Верить –
значит забыть себя во имя Бога. Смерть освобождает чел. от статуса паломника,
давая вечное вознаграждение. Подлинный человек – это личность, устремленная к
миру высших ценностей. "Я" в той мере, в какой оно остается замкнутым
в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений и глухого беспокойства,
находится вне добра и зла. Только личность, внутренняя сила моего
"Я", навязывает мне существование мира, в котором есть добро и зло.
Личность – это ответ на призыв, движение к трансценденции.
Человек не
способен найти истину в самом себе; он находит в себе готовность принять ее со
стороны высшего, ощутить божеств, истину в акте любви. Вовлеченность есть
полное смирения и верности подчинение чел. высшей духовной силе, такое
состояние души, приближающее благодать, вызывая присутствие Бога. Вовлеченность
рождает надежду как состояние благодати, состояние, зачеркивающее тоску и
отчаяние. Любовь позволяет чел. открыть наличие бытия в другом, увидеть его
собственную действительность и ценность, существующие независимо от
"Я". Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие, увеличивает
душевную силу, благодаря которой возможно отвергнуть нищенский мир материи и
подняться к богатству трансцендентного мира. Человеческая личность
рассматривает себя как волю превзойти все то, чем она есть и одновременно не
есть, как волю превзойти не удовлетворяющую ее действительность.
Человеческая
личность включена в плоть, сознание воплощено. Чел. несет ответственность за
то, как он использует свою жизнь. Его отношение к своей плоти является первым
мерилом его качеств как личность Непосредственно данная чел. реальность
неразрывной мистической связи сознающего себя субъекта с собств. телом является
исходным пунктом рефлексии. Эта связь есть воплощенность как условие
экзистенциального опыта. Условия воплощенного существования жестоки; они были
бы непереносимы для сознания, если бы оно не обладало способностью рассеиваться
и отвлекаться. Телесность подразумевает вписанность в пространство и время,
неотвратимое приближение смерти.
Существование
во плоти является первой большой опасностью для души. Благодаря плоти мы
привыкаем основывать наши знания на практике; посредством ее внешнее проникает
во внутр. духовный мир. Одновременно плоть стремится захватить власть над нами,
лишить нас воли. Подчиняясь ее потребностям, мы привыкаем рассматривать мир в
категориях "видеть" и "иметь". Стремление обладать вещами,
которых у чел. нет, порождает страдание. Опасение потерять то, чем он уже
обладает, порождает страх. Пессимизм связан только с непросветленным состоянием
субъекта, ибо онтологическая структура мира дает место надежде. Надежда и
отчаяние образуют религиозно-этическую антитезу, составляющую суть
онтологического выбора, перед которым поставлен человек в своем бытии.
Внутренним оправданием человеческой жизни является присутствие в ней смысла ,
не принадлежащего жизненному порядку, трансцендентного по отношению к самому
существованию. Этот высший смысл состоит в спасении.
Понятие
свободы, не связанной с Божьей благодатью, – кощунство. Свобода, понимаемая как
стремление преобразовать мир в соответствии с чаяниями людей, – безумие,
порожденное сатанинской гордыней. Быть свободным – значит распоряжаться собой,
отдать себя в рабство плоти и страсти или отдать себя Богу.
Список
литературы
Т. М.
Титаренко. Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)