Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков
Особенности использования юмора как средства
формирования социальной автономности подростков
О.А.Волкова
В
настоящее время понятие “социализация” широко используется в философских,
психологических и педагогических работах, но сущность её исследуется с разных
позиций: с одной стороны, социализация рассматривается как результат развития
человека, а с другой – как его компонент. При этом авторы единодушны в одном: в
процессе социального взаимодействия в различных социальных общностях ребёнок не
только обогащается социальным опытом, но и реализует себя как личность.
Личность
как субъект социальных отношений прежде всего характеризуется автономностью,
определённой степенью независимости от общества, способной противопоставить
себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой,
а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не
просто сознания, мышления, воли, а способности к самоанализу, самоконтролю,
самооценке. Иначе говоря, социальная автономность предполагает “реализацию
совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которые
соответствуют представлению личности о себе, её самооценке” (Р.Бёрнс).
Рассматривая психологию самосознания, И.Кон опирается на модель, предложенную
М.Розенбергом и включающую в себя ряд аспектов. По его мнению, измерения,
характеризующие отдельные компоненты или “образ я” в целом, подразумевают:
устойчивость
(стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих
свойствах);
уверенность
в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей);
самоуважение
(принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой
ценности);
кристаллизацию
(лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе).
Исходя
из этого, можно определить следующие критерии социальной автономности
подростков:
Когнитивный
(осознание подростком себя в системе межличностных отношений и в системе его
личностного развития);
Мотивационный
(понимание подростком причин, определяющих выбор направленности его поведения);
Поведенческий
(адекватность поступков собственным нравственным установкам подростка).
Любое
общество (в большей степени тоталитарное, меньшей рыночное) препятствует
формированию социальной автономности человека, который, в свою очередь, не
находит достаточно средств для реализации себя в системе социальных отношений.
В связи с этим возрастает необходимость поиска косвенных средств, позволяющих
личности войти в систему социальных отношений. Одним из таких средств является
юмор, разновидность комического.
Философы
разных времён по-разному определяют комическое. Существующие теории
рассматривают комическое как:
Чисто
объективное свойство предмета (К.Розенкранц, А.Руи).
Результат
субъективных способностей человеческой личности (Ж.Поль, Б.Дземидок).
Следствие
взаимоотношений субъекта и объекта, то есть как субъективный образ объективного
мира (Ю.Борев, А.Я.Зись, М.С.Коган, А.Н.Лук, А.М.Макарян, А.П.Московский,
Н.Г.Чернышевский и др.)
При
этом все исследователи комического отмечают, что явление, вызывающее смех,
непременно содержит противоречие типа несоответствия: объект, воспринимаемый в
качестве смешного, мы как бы примериваем к эталонам знакомого – правильного,
хорошего, красивого. Юмор как разновидность комического имеет следующие
характеристические параметры:
Он
является отражением противоречивости явлений, соединяет серьёзное и смешное и
характеризуется преобладанием позитивного момента в смешном.
Юмор
имеет субъективный характер в противоположность объективному характеру других
форм комического.
Своеобразие
юмора связано с тем, что в противоположность другим формам комического,
исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между претензией
явления и его действительной сущностью, сводящим мнимо значительное к
ничтожному, юмор предполагает умение видеть возвышенное в ограниченном и
несовершенном.
Если
ирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтожное или смешное, то юмор,
наоборот, раскрывает серьёзность и значимость того, что кажется смешным.
Однако
необходимо разграничить чувство юмора и остроумие, которые являются явлениями
разнопорядковыми. Остроумие есть свойство психики и потому рассматривается как
одна из форм мышления, а чувство юмора есть чувство, и потому рассматривается в
ряду человеческих чувств. При определённых педагогических условиях мы можем
совершенствовать, оттачивать, остроту ума (остроумие) у тех детей, которые
обладают этим природным даром, но мы можем и формировать чувство юмора, и для
этого есть психологические предпосылки практически у каждого индивида.
Соотношение чувства юмора и остроумия можно сформулировать следующим образом:
остроумие создают (работа остроумия), а комическое находят (функция чувства
юмора). Ряд авторов (в частности А.Н.Лук) выделяют следующие предпосылки
чувства юмора:
способность
к отчуждению, умению видеть себя как бы сторонним взглядом;
способность
видеть вещи под неожиданным углом зрения;
“раскованность”
мышления, лёгкость ассоциирования без боязни нежелательных последствий.
При
каких педагогических условиях юмор (чувство юмора) выступает как средство
формирования социальной автономности подростков? Нам кажется, что это возможно
в том случае, если педагогическое общение будет направлено на решение данной
задачи и обусловлено:
Адекватной
реакцией педагогов на юмор учащихся, где юмор выступает как средство
взаимоотношений педагога и ученика.
Педагогическим
влиянием на ученика с учётом индивидуальных особенностей последнего в период
его коммуникативного контакта, основанного на использовании юмора.
Специальной
подготовки педагогов и учащихся к использованию юмора в системе своих отношений
с людьми.
В
результате проведённого нами эксперимента было установлено, что можно выделить
3 уровня социальной автономности подростков: высокий, средний, низкий. При этом
степень сформированности социальной автономности учащихся находится в прямой
зависимости от возраста школьника. Так, например, в 8-м классе уровень
социальной автономности выше, чем в 7-м. Как показали результаты анкет, юмор
способствует сохранению индивидуальности школьника любого возраста. В решении
конфликтных ситуаций 60% подростков стараются свести всё к шутке. Если говорить
о разновидностях юмора (словесный, мимический, пантомимический), то 95%
опрашиваемых подростков отдают предпочтение словесному.
Таким
образом, юмор может выступать в качестве средства социальной автономности
подростка при определённых педагогических условиях. Вместе с тем он
способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Список литературы
Бергсон
А. Смех // Психология эмоций. Тексты под. ред. В.К.Килюноса, Ю.Б.Гиппенрейтер.
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
Кон
И.С. В поисках себя. М.: Изд. полит. лит., 1984.
Лук
А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.
Мальковская
Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
Рожков
М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/