Технологическое образование школьников в свете современных задач
Технологическое образование школьников в свете
современных задач
Серебренников Лев Николаевич, Ярославский
государственный педагогический университет (ЯГПУ)
В
современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и
профессиональной деятельности приобретает новое значение. Наряду с сокращением
и реструктуризацией рынка труда резко изменились требования к уровню и
содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой
общего образования. Анализ занятости населения показывает, что при достаточно
высоком образовательном цензе молодежи вероятность реализации полученных знаний
на практике невелика, и лишь малая часть выпускников средних и высших
профессиональных учебных заведений получает возможность профильного
трудоустройства. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее
незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено
несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному
спросу, недостаточной квалификацией и неготовностью молодых специалистов к
практической деятельности.
Качество
подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях определяется
структурой и содержанием предшествующего общего образования, подготовленностью
школьников к профессиональному обучению. Общеобразовательная
практикоориентированная подготовка включает в себя трудовое и технологическое
обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников. Анализ
организации профессиональной подготовки школьников (таблица 1) указывает на
современные тенденции и условия развития технологического образования.
Отечественный педагогический опыт показывает, что практическая подготовка
учащихся в настоящее время осуществляется преимущественно на базе школьных
учебных мастерских. Это особенно актуально в условиях сельской школы.
Ограниченные возможности механизации и материально-технического обеспечения
учебно-производственных процессов приводят к изменению направленности трудовой
подготовки школьников. Обучение в школьных мастерских в большинстве своем
ориентировано на сферу ремесленного, часто ручного труда, что приводит к
стагнации, а подчас и деградации целей и задач технологического обучения.
Таблица
1
Организация
профессиональной подготовки старшеклассников (в %)
Похожие работы на - Технологическое образование школьников в свете современных задач
|