Применение близнецового метода в оценке адаптации к учебной нагрузке
Применение близнецового метода в оценке адаптации к
учебной нагрузке
А. Г. Соломонов, Р. С. Колокольцева, П. С. Колокольцева
В
исследованиях процессов адаптации школьников к факторам учебной нагрузки
традиционно обращается внимание на оценку параметров и динамику
функционирования физиологических систем: кардио-респираторной,
опорно-двигательной, нервной и сенсорной [1] . Динамика психологических черт
личности меняется во время учебной деятельности в соответствии с
физиологическими возможностями. Незаменимым при оценке величины воздействия
различных факторов на проявление как физиологических, так и психологических
характеристик является близнецовый метод, позволяющий исключить генетическую
неоднородность опыта и контроля. В то же время его применение сталкивается со
значительными трудностями. Основная из них - малая частота встречаемости
монозиготных пар, делающая невозможным формирование групп, значительных по объёму
и различающихся лишь по оцениваемым воздействующим факторам. Близнецовый метод
в этом случае может применяться в длительных исследованиях по отношению к
большому количеству типов экспериментальных воздействий. Тогда диапазоны
физиологической нормы реакций идентичных генотипов могут быть определены на
нескольких или даже на одной близнецовой паре. Следует обратить внимание, что с
применением близнецового метода выполняются в основном психогенетические
исследования [2] . Физиологические особенности близнецов в процессе адаптации к
учебным нагрузкам практически не рассматривались.
В
сообщении представлены результаты оценки отличий анатомических, физиологических
и психофизиологических параметров одной пары монозиготных близнецов - учениц
выпускного класса ярославской средней школы №83. Исследование проводилось на
протяжении наиболее сложного по нагрузке учебного года. Занятия по учебной
программе в школе дополнялись не менее интенсивными занятиями на факультативах,
самостоятельной познавательной деятельностью на внешкольных курсах по экономике
города (оценка муниципальной собственности) и исследовательской деятельностью.
Необходимо отметить высокую мотивацию испытуемых в получении знаний и в
проведении исследования. По окончании школы обе девушки стремятся продолжить
свое образование в вузе. Заинтересованность в получении результатов связана с
тем, что они решили стать биологами. Проблемы близнецов, связанные с ними
непосредственно, входят в сферу их формирующихся научных интересов. Поэтому в
исследовании, наряду с разовыми измерениями, применяли также длительные серии
самостоятельно выполняемых экспериментальных воздействий и самонаблюдений.
Морфометрические методы включали фотографирование и соматоскопию лица,
дактилоскопию, анализ росто-весовых характеристик. К физиологическим методам в
исследовании отнесены: анализ рядов кардиоинтервавлов по Р.М. Баевскому,
измерение хода восстановления температуры закаленной и незакаленной кожи после
стандартной холодовой пробы М.Е. Маршака, методы исследования анализаторов (определение
остроты зрения, пространственного порога кожных ощущений). Психофизиологические
методы позволили провести оценку восприятия временных интервалов, умственной
работоспособности до и после воздействия шума, суточной динамики скорости
простой сенсомоторной реакции в течение недели, изучить устойчивость и
продуктивность внимания, устойчивость и истощаемость памяти. Отличия в
выраженности признака находили по коэффициенту Кот.(%)=200(Х1-Х2):(Х1+Х2), где
Х1 и Х2 - средние значения величин определяемого количественного признака у
каждого близнеца. Для контроля проводилось сравнение признаков между каждым из
близнецов и их сестрой, студенткой-психологом второго курса университета.
Разница с ней в возрасте 15 месяцев.
Результаты
исследования и их обсуждение
Морфометрические
показатели
Черты
лица. Все три сестры обладают значительным сходством. Совпадение
морфометрических параметров подтверждается объединенными фотографиями правых и
левых половин лиц сестер, снятых в анфас в одно и то же время. От всех шести возможных
вариантов остается впечатление пропорционального лица, не имеющего
пространственных искажений. Одинаковость черт близнецов выражена существенно
сильнее. По фотографиям у них выявлено единственное отличие в разрезе глаз.
Дактилоскопия.
Используемые в криминалистике признаки идентификации дали возможность отличить
любой из рассматриваемых гомологичных отпечатков. Для близнецов выявлены
отличия не только по микропризнакам, но и по типу основного узора. В одном
случае на всех пальцах обеих рук представлены петли. В другом, помимо петель,
рисунки на больших пальцах правой и левой рук соответствуют завиткам и дугам.
Рисунки отпечатков пальцев их сестры определяются как дуги.
Динамика
роста и массы тела. Она прослежена с момента рождения до периода раннего
детства по данным медицинских карт. Проведено сравнение коэффициентов отличий с
их современными значениями. Максимальные отличия у близнецов зарегистрированы в
момент рождения: по массе - 8,7%, росту - 4,3%. Выравнивание значений наступило
в год. В настоящий момент отличия в росте отсутствуют, близнец, более тяжелый
при рождении, отстает по массе. Старшая сестра, опережавшая их при рождении по
массе на 34%, сейчас имеет тот же рост, что и они, и меньшую массу тела.
В
целом анализ морфологических признаков, а также совпадение результатов по
группе крови близнецов подтвердили предположение о монозиготности близнецов
исследуемой пары.
Функциональные
показатели
Использованные
нами функциональные показатели в значительной мере соответствуют показателям,
оцененным в исследовании Т.А. Немчина [3] . Динамика параметров функциональных
состояний в процессах адаптации к учебным нагрузкам отражает как фазы
развивающегося стресса, так и степень возникающего при этом и субъективно
ощущаемого нервно-психического напряжения, или НПН. Предполагаемое соответствие
фаз стресса и степеней НПН отражено в табл. 1.
Таблица
1
Фазы
стресса и степень нервно- психического напряжения
Фаза стресса
Похожие работы на - Применение близнецового метода в оценке адаптации к учебной нагрузке
|