Концепция профессионально ориентированного курса "Элементарная физика" в педвузе
Концепция профессионально ориентированного курса
"Элементарная физика" в педвузе
И. А. Иродова, Е. И. Смирнов
Ведущие
принципы высшего образования: фундаментальность, целостность и ориентация на
интересы формирования человеческой личности - могут быть реализованы при
условии выполнения системы требований к системе организации самого
образовательного процесса. В связи с этим содержание физического педагогического
образования должно претерпеть серьезные изменения.
Структурообразующим
фактором проектируемой дидактической системы является концепция фундирования,
предложенная В.Д. Шадриковым [1]. В связи с выявленными тенденциями было
предложено углубить теоретическую и практическую составляющие предметной
подготовки будущего учителя физики, изменив ее содержание и структуру в
направлении усиления в ней школьного компонента с последующим фундированием
знаний на разных уровнях. Фундирование - это процесс создания условий
(психологических, педагогических, организационно-методических) для актуализации
базовых элементов школьной и вузовской физики с последующим теоретическим
обобщением структурных единиц, раскрывающим их сущность, целостность и
трансдисциплинарные связи в направлении профессионализации знаний и
формирования личности педагога.
Концепция
фундирования элементов школьной физики (знаний, умений, навыков, физических
методов познания) предполагает развертывание в процессе предметной подготовки
студентов следующих элементов:
определение
содержания уровней базового школьного учебного элемента (знания, умения,
навыки, физические методы познания, идеи, алгоритмы и процедуры);
определение
содержания уровней и этапов (профессионального, фундаментального и технологического)
развертывания базового вузовского учеб-ного элемента;
определение
технологии фундирования (диагностируемое целеполагание, наглядное моделирование
уровней глобальной структуры, локальной модельности, управления познавательной
и творческой деятельностью студентов, блоки мотивации базовых учебных
элементов);
определение
методической адекватности базовых школьных и вузовских (фундированных) учебных
элементов на основе современных методических концепций.
Принципиальным
отличием формируемой концепции фундирования является определение
профессионально ориентированной теоретической основы для спиралевидной схемы
развертывания и моделирования базовых учебных элементов в направлении их
творческого обобщения в системе предметной подготовки студентов педвузов. Если
отталкиваться от содержания школьного предмета физики в направлении его
послойного фундирования в теоретических курсах дисциплин предметного блока, то
объем, содержание и структура предметной подготовки должны будут претерпеть
значительные изменения в плане практической реализации теоретического обобщения
школьного знания по принципу "спирали".
В
ходе нашего исследования по определению содержания и технологий
профессиональной подготовки учителя физики [10] была разработана концепция
профессионально ориентированного курса в предметном блоке дисциплин, в котором
планируется осуществлять раннюю профессионализацию будущего специалиста,
начиная с первого года обучения в педагогическом вузе. В процессе разработки
концепции данного курса, который мы назвали "Элементарная физика",
было проведено исследование теоретических основ его содержания, в результате
которого были определены:
цели
обучения (в процессе преподавания курса в качестве дисциплины предметного
блока);
подходы
к его содержанию, позволяющие осуществлять преемственность как
профессиональной, так и предметной подготовки учителя физики в педагогическом
вузе;
принципы
и критерии отбора содержания курса в условиях профессионально ориентированной и
личностно ориентированной подготовки будущего учителя физики, что позволило нам
в дальнейшем построить модель его профилированной программы.
Цели
обучения физике в высших профессиональных учебных заведениях можно
классифицировать, выделив общие (воспитательные и дидактические), частные
(предметные) и специфические (профессионально направленные), которые должны
являться основным фактором определения содержания предмета. Дифференциация
целей обучения физике в классических и в профильных университетах (например,
техническом, педагогическом и др.) определяет и различную профессиональную
значимость учебных занятий.
Исследование
профессиональных задач учителя физики позволило определить, какие же
способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают (или
гарантируют) ему успешность профессиональной деятельности (его
конкурентоспособность). В идеале педагогическому вузу (как, впрочем, и любому
профильному вузу) необходимо иметь обобщенную модель будущего специалиста,
которая выступала бы в качестве цели функционирования образовательного процесса
и выполняла бы функцию системообразующего фактора.
Анализ
концептуальных подходов к определению модели специалиста с высшим
педагогическим профессиональным образованием [1,2,6,8,9,12] позволил нам
выделить базовые элементы модели его конкурентоспособности в области
профессиональной деятельности. Таким образом, мы назвали следующие элементы:
I
- "Объекты освоения в процессе подготовки" (мышление,
эмоционально-волевая сфера, способы деятельности и поведения, ценности и
ценностные ориентации, знания, опыт, традиции, нормы);
II
- "Требования к личностным качествам будущего специалиста"
(психологические, мыслительные, поведенческие);
III
- "Требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста"
(межличностные роли, деятельность, принятие решений, информационные роли).
При
этом элементы II и III имеют значение результатов (цели) подготовки
специалиста. Для определения содержания и способов организации процесса
подготовки специалиста в педвузе ориентиром может быть принят элемент I,
выявляющий структуру культуры специалиста. Его компоненты по отношению к
дисциплинам предметного блока (учебного плана подготовки учителя физики) могут
быть разделены на два основных вида:
объекты,
развитие которых может происходить непосредственно на занятиях по дисциплинам
предметного блока;
объекты,
развитие которых может быть связано с данными занятиями лишь опосредованно.
К
первому виду компонентов можно отнести:
знания,
приобретенные на занятиях по дисциплинам предметного блока, с точки зрения их
профессиональной значимости;
способы
деятельности и поведения (умения, навыки, приемы), которые могут быть
сформированы на экспериментальных и практических занятиях, для переноса их в
профессиональную деятельность;
мышление,
необходимое для успешного выполнения в будущем профессиональной деятельности;
эмоционально-волевые
проявления, способствующие успеху в освоении как учебной, так и
профессиональной деятельности.
Ко
второму виду компонентов, связанных с занятиями по дисциплинам предметного
блока опосредованно, отнесем: ценности и ценностные ориентации, опыт, традиции,
нормы, которые могут формироваться на основе компонентов первого вида. Так,
например, знания и умения способствуют накоплению опыта, а положительное
эмоциональное отношение фор-мирует мотивацию и ценностные ориентиры.
Таким
образом, рассматривая специфику изучения дисциплин предметного блока в
профильном педагогическом вузе, необходимо отметить: особая их роль состоит в
том, чтобы способствовать развитию личностных качеств обучаемых и формированию
в процессе обучения:
системы
профессионально значимых знаний;
профессионально
значимых умений;
профессионального
типа мышления;
эмоциональной
сферы, необходимой для успешного освоения учебной и профессиональной
деятельности.
Рассмотрим
далее возможные подходы к отбору содержания профессионально ориентированного
курса "Элементарная физика", учитывая выявленные цели обучения и
общие тенденции в развитии системы профессионального образования.
В
первую очередь, необходимо отметить, что профильность обучения накладывает на
содержание данного курса следующие условия (рис.1):
Рис.
1. Условия, влияющие на содержание профессионально ориентированного курса
"Элементарная физика"
стандартизации
(с учетом регионального компонента содержания);
межпредметных
связей с дисциплинами общекультурного, общепрофессионального и предметного
блоков;
непрерывности
(отсутствие тупиковых путей в образовании, возможность продолжить образование
по профилю подготовки, чему должна способствовать преемственность
образовательных программ: многоуровневых, многоступенчатых, многопро-фильных).
На
схеме рис. 1 есть пунктирные связующие линии, которые указывают на намеченные
тенденции в образовательной политике, имеющие пока большей частью декларативный
характер (опережающее образование, плюрализм и демократизация образования),
хотя учет национальных традиций в образовательной политике, на наш взгляд,
важен, поскольку трудно представить чисто прагматический западный подход к
подготовке специалистов в наших профессиональных учебных заведениях любого
уровня, ибо в России образовательные учреждения выполняют еще социальную
функцию "занятости" молодежи данного возраста. Вопросы воспитания
личности учащегося и его развития в условиях образовательного учреждения имеют
одно из первостепенных значений. Следовательно, логическая структура
профессионально ориентированного курса "Элементарная физика" должна
подчиняться основным принципам стандарта высшего педагогического образования по
специальности "физика", отражать региональные экономические и
социальные условия и обеспечивать непрерывность и преемственность в получении
более высокого профессионального образования по данному профилю подготовки
(рис. 1).
Для
определения физического инварианта содержания курса ЭФ, учитывая его понятийную
взаимосвязь и преемственность в изучении (в течение всех пяти лет обучения в
педвузе) с физическими дисциплинами предметного блока, мы будем придерживаться
следующих основных положений, предложенных в ряде исследований по проблемам
изучения курса физики [3,4,5,6,7,9]:
1.
Источником содержания данного физического курса (ЭФ) должно являться содержание
физики-науки, и поэтому в курсе "Элементарная физика" должны быть
отражены следующие основные физические идеи:
Физическая
картина мира (ФКМ) как часть "обобщенной и систематизированной
совокупности знаний о природе - естественнонаучной картины мира". Под ФМК
понимают систему фундаментальных идей, понятий и законов физики.
Важнейшими
компонентами понятийной структуры ФКМ являются:
исходные
философские идеи, включающие представление о материи, пространстве и времени,
движении и взаимодействии;
физические
теории с присущими каждой из них структурными элементами (основанием, ядром,
следствиями и интерпретацией);
связи
между теориями, выражаемые методологическими принципами соответствия,
дополнительности, симметрии, причинности.
В
современной квантово-полевой картине мира материя рассматривается как
квантово-полевая. Это означает, что:
она
существует в двух видах: вещества и поля - и на первый план выступает не
различие этих видов материи, а их единство;
движение
в этой картине мира подчиняется принципу неопределенностей;
представления
о пространстве и времени перешли в квантово-полевую картину мира из
электродинамической (где пространственные и временные характеристики движения
объектов зависят от скорости их движения, а пространство и время связаны с
тяготеющими массами).
В
рамках квантово-полевой картины мира выделены четыре типа фундаментальных
взаимодействий, которые:
ответственны
за изменение состояния всех известных объектов и их строение: сильное,
электромагнитное, слабое, гравитационное;
носят
обменный характер.
2.
Учебный физический курс может иметь различную структуру в зависимости от
поставленных учебных целей. При этом необходимо учитывать, что, поскольку
существуют различные классификации физических теорий, - последовательность и
логика изложения учебного материала могут варьироваться.
Как
показал анализ учебных программ, в основу структурирования учебных курсов по
общей и теоретической физике в педагогическом вузе легла классификация
физических теорий по Гейзенбергу, в которой выделены четыре большие системы
понятий и аксиом:
механика
Ньютона, включая небесную механику;
электродинамика,
включая волновую оптику и специальную теорию относительности;
статистическая
механика;
квантовая
теория.
Данная
классификация "удобна" с дидактической точки зрения, поскольку она
проведена в соответствии с формами движения материи и учитывает динамику
развития физической науки. Кроме того, классификация Гейзенберга относится к
фундаментальным теориям, включающим в себя блоки частных теорий, и позволяет
познакомить учащихся с каждой из них на том или ином уровне.
3.
Осуществление преемственности со школьной подготовкой в процессе обучения курсу
"Элементарная физика" требует учета нормативных документов по физике
для средней школы. Так, в соответствии с обязательным минимумом содержания
среднего (полного) общего образования, принятым 30.06.99 Министерством
образования РФ, - для общеобразовательных учреждений определены 6 основных
разделов курса физики (или содержательно-методических линий):
методы
научного познания и физическая картина мира;
механика;
молекулярная
физика и термодинамика;
электродинамика;
оптика;
квантовая
физика.
Раздел
"Методы научного познания и физическая картина мира" не выделен в
существующих учебных программах и учебниках для отдельного и специального
изучения. Предполагается, что он определяет общий концептуальный подход к
изучению всего курса физики как основы естествознания, формирующей общие методы
научного познания и основу естественнонаучной картины мира - физическую картину
мира. Все последующие разделы курса физики (механика, молекулярная физика,
термодинамика, электродинамика, оптика и квантовая физика) должны
рассматриваться с точки зрения использования методов научного познания и
способствовать формированию единой физической картины мира.
В
соответствии с названными выше требованиями к физической компоненте курса
"Элементарная физика":
в
основе ее содержания лежит содержание физики-науки,
ее
структура имеет логику физического предмета педвуза,
она
осуществляет преемственность со школьной программой по физике.
Предлагаемое
нами соотношение названий разделов и тем курсов "Элементарная физика"
(ЭФ), "Общая физика" (ОФ) и "Теоретическая физика" (ТФ)
приведено в табл. 1, указаны их временные сроки изучения по семестрам и сделаны
ссылки на соответствие тем ЭФ содержанию тем школьной программы по физике.
Таблица
1
Взаимосвязь
разделов учебных курсов педвуза по дисциплинам (элементарная физика (ЭФ), общая
физика (ОФ), теоретическая физика (ТФ)) со школьной программой по физике (ШФ)
Семестр
Похожие работы на - Концепция профессионально ориентированного курса "Элементарная физика" в педвузе
|