Особенности эмпатии у старшеклассников
Особенности эмпатии у старшеклассников
Н. П. Ансимова, О. В. Тютяева
В
подростковом и юношеском периодах особенно велика потребность в дружеских
отношениях, которые предполагают стремление к полному пониманию и принятию
другого, определяя интимно-личностный характер общения со сверстниками, а
позднее и со значимыми взрослыми. При этом эмпатия в большинстве исследований
рассматривается как условие, необходимое для успешного осуществления процесса
межличностного взаимодействия. "Секрет успешных отношений между людьми
заключается в использовании эмпатии в ее конструктивном, положительном,
дружеском, созидающем значении" [9. С. 64].
Мы
исходим из понятия, предложенного И. М. Юсуповым, согласно которому эмпатия -
целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную
инстанции психики, цель которого - "проникновение" во внутренний мир
другого человека или антропоморфизированного объекта. Феномен эмпатии имеет
социально - психологическое происхождение и многоуровневую структуру с
психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и
предстает в ипостасях процесса, свойства и состояния. Одним из составляющих
процессов эмпатии является эмпатийное понимание, имеющее свою специфику.
Эмпатийное понимание рассматривается как продукт социализации личности и
формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных
компонентов [15].
Известно,
что эмпатия в онтогенезе личности проходит свой путь развития, начиная с фазы
эмоционального заражения в период новорожденности и заканчивая просоциальным
поведением в более поздние возрастные периоды.
В
разное время к вопросу об особенностях эмпатии в онтогенезе обращались
зарубежные ученые (А. Валлон [1], Л. Мерфи [1], М. Хоффман [12], П. Массен
[12],Н. Айзенберг [5]) и отечественные специалисты (Т. П. Гаврилова [2], В. В
Зеньковский [4], Г. Ф. Михальченко [8], Л. А. Сивицкая [13], В. П. Кузьмина
[6], И. М. Юсупов [15], М. В. Осорина [10]). Дадим краткую характеристику возрастных
особенностей эмпатии, свойственных периоду подростничества и юношества.
Центральное
социально-психологическое новообразование подросткового возраста - развитие
Я-концепции. Подростковый возраст характеризуется И. М. Юсуповым как период
маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном,
пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что
накладывает определенный отпечаток на психику человека и может выражаться в
повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности,
эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации,
группирования со сверстниками и т.д. [7], [14].
"К
подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на
непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве
побудительного поведения, сочувствие становится все более устойчивым мотивом
поведения в пользу другого" [3. С. 58]. Эксперименты Т. П. Гавриловой [2],
проводимые с младшими школьниками и подростками, выявили тенденцию к
спонтанному снижению с возрастом эмпатийных реакций сопереживания. Исследование
эмпатийного потенциала сельских подростков 14-15 лет, проведенное И. М.
Юсуповым [15], позволяет говорить о сохранении тенденции уменьшения
сопереживания и роста сочувствия и альтруистического поведения.
Именно
в исследованиях, проводимых в подростковой среде, начинают впервые
обнаруживаться половые различия в отношениях к различным объектам эмпатии.
Девочки-подростки в целом проявляют большую степень сочувствия к животным, чем
мальчики. Этот факт можно считать результатом более раннего усвоения девочками
нравственных норм, а также большей ориентацией девочек на общение, их
стремлением иметь признание в межличностных отношениях, в то время как мальчики
более ориентированы на предметные достижения. Подобные различия И. М. Юсупов
объясняет особенностями социализации девочек, проявляющимися у них в
конформности и поиске социального одобрения [15. С. 140-141].
Н.Айзенберг
также считает, что девочки в возрасте от 10 до 12 лет более проникаются заботой
и состраданием, эмпатия у них развивается раньше, чем у мальчиков этого
возраста. Это связано, по ее мнению, с более быстрыми темпами созревания
девочек. Мальчики достигают этого уровня только к юности [5. С. 536-537].
Способность
к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное
место в межличностном общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается,
как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, "потому что если вы не знаете
того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать" [5.
С. 537].
Данные
зарубежных исследований, направленных на изучение эмпатии подростков, говорят о
глубоких связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Нравственные
нормы, усвоенные на более ранних этапах возрастного развития, начинают
проявляться в поступках и суждениях. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в
межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, в то
время как дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку [15].
Помимо
связи нравственного поведения и эмпатии обнаружено, что в пубертатном возрасте
эмпатийность имеет не только онтогенетические корни. В ходе эксперимента
установка на сочувственное отношение к объекту взаимодействия, заданная извне,
способствует появлению и переживанию чувства вины за наблюдаемое неблагополучие
объекта. Подростки, получившие установку на сочувственное отношение к
"жертве", ориентировались на справедливое отношение к ней и
испытывали более сильное чувство вины, чем испытуемые, не получившие подобного
настроя. Интересным является тот факт, что у мальчиков эмпатийные переживания в
виде сочувствия оказались сильнее, чем у девочек [15. С. 143]. При этом следует
иметь в виду, что установка на эмпатийное реагирование, задаваемая в искусственно
созданных условиях, способствует стремлению глубоко проникнуть в ситуацию и
причины поведения объекта в условиях опыта, но это не означает просоциальной,
альтруистической направленности личности в целом. Задаваемая эмпатийная
установка не является гарантией того, что в реальных условиях те же испытуемые
проявят аналогичные эмпатийные переживания при виде страдания другого человека.
По
данным И. М. Юсупова, из исследуемой группы подростков (256 человек),
отбывающих наказание в возрастной трудовой колонии, а ранее входивших в
асоциальные группировки, большинство (78%) испытывали чувство
"эгоистической удовлетворенности" при виде страданий жертвы. Наряду с
этим, автор замечает, что "подобные эмоциональные проявления не являются
специфичными для неформальных подростковых объединений с асоциальной
направленностью" [15. С. 143].
Если
подростковый возраст является критическим в становлении личности и решающим в
плане формирования черт характера, то, начиная с юношеского периода и далее,
изменения черт характера могут возникать только под влиянием сильных
воздействий.
Эмпатия
как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности в период
пубертата, является в дальнейшем стимулятором просоциального поведения и
альтруизма. В ряде зарубежных исследований, касающихся подросткового и
юношеского возрастов, описан эффект переноса эмпатийных переживаний отрочества
на юность и зрелый возраст с сохранением эмоционального знака. "Если
будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание,
то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает
отрицательных переживаний, и наоборот: кое-кто в течение всей жизни переносит
на других людей ненависть к своим родителям" [15. С.150]. Эффект переноса
эмпатийных переживаний выражается также в том, что, однажды проявившись в
отношении к какому-либо объекту, эмпатия может распространяться на другие
объекты, к которым личность до этого была настроена индифферентно.
Стимулирование у испытуемых эмпатийных переживаний способствовало возникновению
у них действенной помощи и усилению просоциального поведения [15. С. 150].
Несмотря
на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных
возрастных групп носят скорее фрагментарный, "мозаичный" характер,
представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и
систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения
генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял
своей актуальности [1. С. 156]. Наше исследование является попыткой внести свой
вклад в решение очерченного выше круга вопросов, не претендуя, однако, на
решение всей проблемы.
Цель
настоящего исследования: выявление особенностей эмпатии у старших школьников,
включая подростковый и юношеский возраст.
Исходя
из цели, определены следующие задачи исследования:
Отследить
динамику временных изменений эмпатии как феномена социально-психологического
происхождения за четырехлетний период в связи с изменяющейся
социально-экономической ситуацией.
Сравнить
характеристики эмпатии у старших школьников в зависимости от места жительства.
Для
этого были выбраны города, расположенные в одном регионе, но различающиеся по
своему типу:
а/
провинциальный город, приравненный к сельской местности (г. Пошехонье
Ярославской области);
б/
крупный промышленный и культурный центр (г. Ярославль);
в/
город, занимающий промежуточное положение между провинциальным и большим
населенными пунктами (г. Рыбинск Ярославской области).
Задача
диагностики эмпатии у детей старшего школьного возраста решалась с помощью
теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики эмпатии),
разработанного И. М. Юсуповым.
Под
эмпатийным потенциалом автор понимает "предрасположенность личности к
вчувствованию-проникновению в объекты социальной природы, т.е. способность к
принятию роли, аффилиацию и опыт данного переживания в эмоциональной памяти
испытуемого" [15. С. 121].
Исследование
эмпатии у школьников проводилось на базе средней школы №1 г.Пошехонья в 1997 и
2001 годах, а также в школах №32 г. Рыбинска и №56 г. Ярославля в 2001 году.
Возрастные границы выборки испытуемых: от 14 до 18 лет включительно. Опросник
был предложен учащимся 8-11 классов.
При
обработке результатов использовались критерии достоверности, разработанные
автором методики. Результаты исследования, признанные недостоверными, а также
результаты, имеющие сомнительный характер, исключались из исследования.
Остальные проходили дальнейшую, в том числе и статистическую, обработку.
Для
решения вопроса о динамике изменений, произошедших в компонентном составе и
общем уровне эмпатии за определенный временной промежуток, проведено
исследование, включающее в себя два этапа.
Первый
этап исследования эмпатии у старших школьников проводился в апреле 1997 года на
базе средней школы №1 г. Пошехонья на выборке в 196 человек. Было получено 160
достоверных результатов, что составляет 81,6% от общего числа испытуемых.
Результаты представлены в табл.1.
Анализ
полученных первичных статистических данных показал следующее.
Таблица
1
Средние
показатели развития эмпатии и ее составляющих
Наименование показателя
Похожие работы на - Особенности эмпатии у старшеклассников
|