О значении первых впечатлений детства
О значении первых впечатлений детства
А.А. Борисова
Впечатление
- это образ, след, отражение оставляемое в психике человека предметами и
явлениями внешнего мира. В долговременную память они включаются как понятийные,
так и эмоциональные моменты, отражающие различное отношение субъекта к тем или
иным сведениям.
Поскольку
в данной статье речь пойдёт о первых впечатлениях детства, то соответственно
внимание автора будет обращено на их эмоциональные моменты, так как понятия в
онтогенезе появляются значительно позже, чем эмотивный тон ощущений.
О
значимости окружающих ребёнка предметов явлений в первые годы его жизни сказано
достаточно как в педагогике, так и в психологии. Однако, многое из того что сказано
по этому поводу либо незаслуженно забыто, либо используется в урезанном виде.
Взять хотя бы великого педагога К.Д. Ушин-ского.
Главный
труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания имеет знаменательный
подзаголовок: «Опыт педагогической антропологии». Эта главная мысль всей книги.
Из всех наук о человеке педагог должен знать всё, что касается воспитания. По
приложимости к педагогике и необходимости для неё психология, по мысли
Ушинского, занимает первое место.
В
настоящей статье я попытаюсь обратить внимание на очень известную цитату
Константина Дмитриевича, чтобы показать, как односторонне используется
педагогами мысль, заложенная в ней: «Дитя, если можно так выразиться, мыслит
формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно
насиловал бы детскую природу, кто хотел бы заставить её мыслить иначе» [6].
Эта
цитата, как правило, приводится в доказательство необходимости применения
наглядности в обучении.
Я
же хочу обратить на неё внимание применительно к формированию личности ребёнка.
Воспринимаемые ребёнком формы краски и звуки, испытываемые от них переживания,
не только помогают усваивать знания. Они точно так же действуют на формирование
личности ребёнка!
Что
же за формы, звуки и краски воспринимают дети в наших школах, если ощущения от
неё таково, что по данным В.Б. Ольшанского, у подавляющего большинства учащихся
портится настроение, когда они приходят в школу? (Опыты поставлены методом
неоконченных предложений. У меня всегда портится настроение, когда я прихожу в
школу, оканчивали дети). [4] И настроение портится не от того, что в школе надо
усваивать знания, а от того, что кроме уроков в ней бывают перемены, когда она
превращается почти что в действующий вулкан, от которого в разные стороны, не
помня себя, разбегаются шольники из всех классных комнат по сигналу
оглушительного звонка. Ольшанский приводит в доказательство письмо ученика 3-го
класса Дениса в «Учительскую газету», в котором мальчик пишет, что в первую
очередь школа учит бояться и ненавидеть, и только во вторую очередь - читать,
писать и считать. Эту мысль третьеклассник подтверждает примерами из личного
опыта, когда подростки и старшие школьники заставляют младших умываться в
унитазах.
Принимая
экзамены у студентов-заочников, я знакомила их с письмом Дениса и спрашивала,
располагают ли они подобными фактами? Утвердительных ответов было большинство.
Младшие школьники ходят в туалет во время урока, когда уверены, что там их не
ожидают более старшие для издевательств.
Общеизвестным
среди психологов является факт, что фрустрация порождает агрессию. Так что
«деды» в Армию не падают с небес, они приходят в неё из наших школ, в которых,
к сожалению, мало мастеров. По данным
Р.Л.Кричевского
[3] только около 16% учащихся признают авторитетными большинство учителей. По
мнению же почти 75% учащихся только единицы среди всех учителей заслуживают
уважения. Более чем для 60% детей воспоминания о школе неприятные. См. табл.
№1,2.
Таблица
№ 1
Данные
Р.Л. Кричевского по опросу учителей и учащихся Вопрос: «Есть ли в Вашей школе
педагоги, которых Вы особенно уважаете, которые являются для Вас авторитетом?»
(в % к числу опрошенных)
Похожие работы на - О значении первых впечатлений детства
|