Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения (аналитический аспект)
Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения
(аналитический аспект)
А.В.Ковальчук, Д.Н.Журавлев
Трудные
дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным
термином? Для милиционера – это хулиган, для учителя «неформальный лидер»,
оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского
сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребенок. А для родителей? В каждой семье
свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье
считаются проблемой, в другой – естественная норма жизни. Так кто же все-таки
трудные дети? Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в
обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические
трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения
довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть процесса
развития. Как отечественные, так и зарубежные психологи и социологи отмечают
рост количества детей группы риска. Например, голландский исследователь М. де
Винтер (1997) говорит о том, что с 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой
группы росло неуклонно и сейчас они составляют 20% от общего количества
подростков и молодежи в возрасте до 18 лет (речь идет о подростках с нормальной
психикой). Та же тенденция проявляется и в других развитых странах.
Общество
и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссальные усилия на преодоление
этих отклонений. Ученые и практики к группе трудных относят детей разных
категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют
одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка
тоже можно считать трудным.
Термин
трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска.
Довольно распространено и понятие «дети, находящиеся в особо трудных условиях»,
которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН. За всеми
этими понятиями стоят дети, в поведении которых наблюдаются те или иные
отклонения или возможно прогнозировать их проявление вследствие действия на
личность ребенка различных негативных факторов.
Мы
попытались классифицировать категорию трудных детей.
По
медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной
категории: одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающие
нервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом
дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ).
В
зависимости от положения ребенка в семье в категории трудных можно выделить: детей
– социальных сирот; детей из неполных семей; детей из неблагополучных семей; детей
из семей, в которых ребенок подвергается насилию.
В
качестве основания можно также рассматривать возрастные этапы развития ребенка.
И тогда в категории трудных можно выделить: детей, пришедших в первые классы
школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризис
подросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванный
вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального
самоопределения»).
В зависимости от действия различных
социально-экономических факторов, влияющих на судьбу ребенка, можно говорить о
следующих подгруппах в категории трудных детей: социально-дезадаптированные
дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети из зоны военных конфликтов; дети –
жертвы Интернет – зависимости.
Естественно,
что представленная классификация может быть расширена и дополнена в зависимости
от тех оснований, которые используются в классификационных целях.
Поскольку
понятие трудный ребенок предполагает отклонение в его поведении, постараемся
ответить на вопрос: что же такое отклоняющееся (или, как принято его называть,
девиантное) поведение? Представителями различных наук (медицины, психологии,
педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы
(девиантного) поведения. В педагогической литературе под девиантным поведением
понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде,
ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей,
нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных
ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому
человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением
понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных
взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках
психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии,
особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным
называется поведение, отклоняющееся от социальнопсихологических и нравственных
норм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта,
проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенном
общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных
признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в
индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников
(В.Г.Степанов,1986).
Несмотря
на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение
норм, принятых в данном обществе. Социальная норма исторически сложившаяся в
конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или
деятельности людей, социальных групп или организаций.
Понятие
«социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные
нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может
оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где
разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования,
толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом.
На
сегодняшний день, как считает В.М. Димов, принципиальным критерием,
определяющим категорию «социальная норма», служит разрушающее воздействие
социальных явлений, которые являют собой реальную угрозу физическому и
социальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму
от девиации. Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса
пограничных ситуаций, которые зачастую затрудняют идентификацию социального
явления. Неопределенность в критериях, границах дозволенного, отсутствие ясных
и понятных мер ответственности за те или иные поведенческие акты объективно
способствуют расширению «поля девиантности», обусловливая «размытость» его
границ.
Приведенная
классификация и обоснование сущности девиантного поведения детей позволяет
сделать вывод, что проблема девиантности – интердисциплинарная проблема, а
организация работы с трудными детьми – это взаимодействие различных
специалистов. Важное значение в работе с трудными имеет педагогическая деятельность. Главная задача
работы педагогов – это профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетней
молодежи. Всегда легче что-либо предупредить, нежели исправлять допущенные
ошибки и корректировать последствия действия негативных факторов на
формирующуюся личность.
Система
профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении, на
наш взгляд, включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: создание
комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей
(социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей
гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в
семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из
специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных
с детьми и подростками; организацию подготовки специалистов, способных
оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую,
медицинскую помощь и занимающихся воспитательнопрофилактической работой прежде
всего с детьми и подростками группы риска и их семьями; создание общественных
образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к
проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные
программы, обучающие программы и т.д.); организацию детского досуга; информационнопросветительскую
работу.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru