Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Яснополянская
школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
Работу подготовила Законщикова О.С.,
экономический факультет заочное отделение II курс
Европейский институт экспертов
Санкт-Петербург 1999г.
Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого
началась в 1849 г., когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне.
Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал
ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл
в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще
нескольких крестьянских школ . >
В 1860 году Толстой намеревался учредить
просветительское общество. Его задача -- открытие школ для крестьян , подбор
учителей для них , составление курса преподавания и помощь учителям в их работе
.
Возвратившись весной 1861 года из-за
границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике
Толстой подверг и современную ему школу , в которой учат тому что не нужно
народу.
Яснополянская школа, открытая в 1959
году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение
Л.Н.Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи
преподавателей. Несмотря на кратковременное существование , работа школы ,
которую Л.Н.Толстой освещал в своем педагогическом журнале , вызвала живой отклик в России и за рубежом , и была примером
для подражания .
Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в
школе был произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя . В знак
протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность .
В 1869 году Толстой, вновь с увлечением
занимается педагогикой. В 1872 году , была издана составленная Толстым
, в 1875 году , вышли в свет переработанная
и четыре . В то
же время он составляет учебник арифметики и занимается методикой первоначального
обучения и другими вопросами средних школ .
В своей статье 1874 года, он резко критиковал земства за то, что они
сдерживали активность крестьян, которые стремятся сами создавать сельские
школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян.
В 70-х годах, Толстой снова стал учить
детей в Яснополянской школе, разработал проект крестьянской учительской
семинарии. В 1876 году , он получил разрешение открыть семинарию , но не
встретив поддержку со стороны земства не смог осуществить свой проект .
Последний период педагогической
деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам.
Толстой в этот период в основу своей
педагогической деятельности ставил свою --
признание, что человек носит бога в >, всеобщую
любовь к людям, всепрощение, резко отрицательное отношение к обрядовой,
церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от
образования и считает , что детей не только можно но и нужно воспитывать , и
воспитывать именно в духе проповедуемого им . Эти взгляды он высказывает в ряде писем и статей и в
1907-1908 годах ведет занятия с крестьянскими детьми в духе своего
религиозно-нравственного учения.
Теория
«свободного воспитания». Развитие детской активности и творчества.
Яснополянская школа.
Дав острую критику современной школы,
Толстой противопоставил ей свою систему воспитания которую, стремился построить
на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творчества детей.
В своих педагогических исканиях в начале
60-х годов Толстой признавал, что воспитание является насилием над личностью
ребенка и потому недопустимо, считал, что надо ограничится лишь образованием,
то есть передачей взрослыми знаний детям. Но в Яснополянской школе он не только
обучал детей чтению , письму , арифметике и т.п. . , но и проводил
воспитательную работу. Таким образом, это одно из многих противоречий в
педагогических воззрениях и деятельности Толстого. По существу он возражал не
против воспитания вообще , но против воспитания , которое проводилось в школах
того времени, --против муштры и угнетения , против формализма и зубрежки. В
противовес этому он выдвигал лозунг: >.
В статьеТолстой
высказывает убеждение в совершенстве природы ребенка:.
В этих словах -- идеализация ребенка,
преклонение перед его природой, характерные для теории.
Но в тоже время в них звучит горячий
протест против угнетения детей, большая любовь Толстого к детям.
Толстой был тонким психологом, и
исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные
произведения, вся его педагогическая деятельность.
Толстой умел заинтересовать детей,
пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и
глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно
искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической
лабораторией.
Такой лабораторией, экспериментальной
школой была в 1861-1862 годах Яснополянская школа, открытая Толстым. В этой
школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками.
Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы
из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и
географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории
Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского
языка.
Как пример такого рассказа Толстой
приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье
. Из описания видно, с каким захватывающим
интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.
Определенного учебного плана, программы
обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает,
. Домашних заданий не было . Хотя обязательного
ежедневного посещения школы от детей не
требовалось , они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями , что им
приходилось напоминать о том , что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания
и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.
Яснополянская школа представляла собой,
несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом
обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, но его опыт остался
незавершенным.
Крупными недостатками Яснополянской
школы были: недооценка систематических знаний, отсутствие твердого учебного
плана, программ и расписания занятий, отсутствие правильного распорядка,
приучающего детей к чувству долга, к организованности и дисциплине.
Дидактические
взгляды Толстого.
Вопрос о содержании обучения в народной
школе Л.Н.Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности
различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным
, имея в виду обычную программу школы того времени -- чтение,
письмо, арифметика, закон божий.
Затем мерилом, определяющим содержание
обучения и объем учебных предметов, Толстой считал интерес учащихся. Он
насчитывал 12 учебных предметов в школе, но обьем их и время, которое отводилось
на занятия каждым из них, зависели от желания детей.
Когда Толстой рекомендовал открывать
небольшие школы грамоты, критерием, определяющим содержание обучения,
объясняется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства,
которые ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Как уже
отмечалось, Толстой считал тогда, что народная школа должна давать только
знания русской и славянской грамоты, учить счету, и закону божьему.
Наконец, в последние годы педагогической
деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым
главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе
. Школу, в которой учитель
, Толстой называл пустячным делом.
В воззрениях Толстого в этот период было
верно его признание, что недопустимо разделять воспитание и образование. В
письме 1909 года к Булгакову Толстой писал:>.
Выдвинув в противоположность своим
прежним взглядам совершенно правильное положение-- принцип воспитывающего
обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требую, чтобы
в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение
всепрощения, смирения, непротивление злу насилием, и т.п.
Толстой высказал много ценных мыслей о
методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения
учеников к тому или другому методу., - писал Толстой.
Он указывал, что не следует
придерживаться какого-либо одного метода, так как нет такого метода, который бы
обладал универсальными свойствами. Надо применять разнообразные методы и
находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей
учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.
Среди различных методов обучения Л.Н.Толстой
особое место отводил живому слову учителя, и сам владел этим методом в
совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие
переживания.
Предавая большое значение развитию
творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельные работы,
например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье
Толстой художественно описал процесс написания
учениками коллективного класного сочинения.
Надо вести преподавание так, чтобы все
учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к
он перичисляет условия , при соблюдении которых будет
достигнуто успешное обучение :если ученику не говорят о том , чего он не может
знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там где учится
ребенок , нет привычных предметов и лиц ; если ученик не стыдиться учителя и
товарищей, а между ними существуют простые и естественные отношения; если
ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и
каждый урок посилен ученику..
Ученики должны усваивать знания сознательно;
правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно
усвоенного ими фактического материала.
Предавая большое значение жизненности
преподавания, приучая учащихся к наблюдательности,
Толстой широко практиковал в
Яснополянской школе экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинками,
отдавая должное принципу наглядности. Вместе с тем он справедливо едко
высмеивал те извращения принципа наглядности, которые рекомендовались немецкими
методистами в виде так называемых .
Толстой относился критически к звуковым
методам обучения грамоте, который рекомендовали все лучшие русские педагоги
60-90-годов.
Он отмечал, что согласная буква без
гласной не может быть произнесена.
По предложению Толстого Московским
комитетом грамотности была даже организованна экспериментальная проверка
результатов обучения грамоте звуковым методом и методом Толстого в двух школах
с одинаковым возрастным составом учащихся. Обучение продолжалось семь недель,
после чего была назначена экспертиза, не давшая, однако, определенного
результата: степень грамотности в обоих классах оказалась примерно одинаковой.
«Азбука»
Л.Н.Толстого и книги для чтения.
В своих дидактических высказываниях
Толстой дает много указаний, какими должны бать книги для первоначального
обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей,
доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В
книгах для начальной школы надо давать материалы из жизни Родины, легко
запоминающиеся и производящие на детей сильное впечатление.
В соответствии со своими дидактическими
взглядами и требованиями к учебной книге, Толстой составил
, изданную в 1872 году. Затем она была дважды
переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под
названием. Им были составлены также четыре
. Как >, так и
книги для чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах
экземпляров и были наряду с > Ушинского самыми
распространенными учебными в земских учебных школах.
Характерными чертами составленных
Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность,
сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность,
превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей
частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в
форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы,
занимающих три-четыре строки.
Педагогическая печать по справедливости
высоко оценила эти учебные книги сразу же после их выхода в свет. Так,
известный соратник Ушинского, крупный педагог Д.Д. Семенов писал, что эти книги
-- .
Рассказы, написанные Толстым для учебных
книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в
литературу для детей. Многие из этих рассказов были помещены в советских книгах
для чтения в начальной школе.
Следует, однако, отметить, и серьезный
недостаток этих книг: нек5оторые имеющиеся в них рассказы проникнуты
религиозными взглядами Толстого.
В разностороннем педагогическом творчестве
Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую
мысль, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его
педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности
ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический
анализ особенностей каждого отдельного учащегося.
Важно отметить постоянные педагогические
искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный
призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и
составителя учебных книг.
Л.Н.Толстой вошел в историю русской
педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор.
Список
литературы
1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н.,
Шабаев М.Ф., История педагогики-М.,
Просвещение, 1982г.
2. Бабский Ю. К. Педагогика-М.,
Просвещение, 1988г.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/