Определение, классификации и функции эмоций
Определение, классификации и функции эмоций.
Рубинштейн.
Эмоции - это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру. Мир:
1) объекты, отношения, ситуации (восприятие связано с эмоциями) 2) внутренний
мир, состояние тела человека, физиологические нужды, воображение. 3) это наши
действия и поведение - человек эмоционально к ним относится. Т.о. эмоции
сопровождают все, что человек совершает и испытывает.
Потребность – Эмоции –Деятельность.
Двойственное
отношение эмоции потребности: эмоция – конкретная психическая форма
существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что
приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет
нам удовлетворение или нет, и у нас рождается чувство по отношению к нему
(активно-пассивное взаимоотношения потребности и предмета:
потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потребность).
Но
человек существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может
быть снабжен разным эмоциональным отношением (амбивалентность). Отсюда чувства
человека определяются не изолированной потребностью, а всей структурой
личности.
Эмоции
и деятельность. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают
обычно у человека те или иные чувства, с другой – чувства человека, его
эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только
обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.
Деятельность
на удовлетворение потребности – эмоция (отношение цели и результата).
Ход
деятельности: предвидение критических точек – нарастание напряжения – минуя
точку – разрядка.
Внутренняя
противоречивость деятельности – возбуждение. Гармоничный характер деятельности
– успокоение.
Рубинштейн.
Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Эмоции легче
выявить тогда, когда потребности не удовлетворены.
Леонтьев:
Эмоции – психическое отражение смыслов выполняемых действий и условий их
выполнения. Эмоции есть ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление.
Эмоция – субъективный эквивалент потребности. Леонтьев: мотив – предмет
потребности и предмет деятельности. Функции мотива: побуждение и образование
смысла. Смысл – представленность в сознании отношения мотива к цели. Эмоция –
психическая представленность смысла.
Эмоции
- психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания
смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных
свойств к потребностям субъекта.
Эмоции
- особый класс психических процессов и состояний, связанными с инстинктами,
потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания
(удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида
явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Характеристики эмоций (Рубинштейн):
Феноменальные характеристики
Эмоция
– это переживание, характеризующее состояние субъекта и его отношение к
объекту, а не содержание события, в отношении которого она возникает.
Эмоциональные
переживания полярны (всякое переживание имеет свою противоположность).
Сущностные характеристики
Объективная
роль в жизни человека и основная функция: эмоции объективно связывают между
собой события в жизни человека с его потребностно-мотивационной сферой. Эмоции
всегда возникают в связи с определенными потребностями или мотивами и по
отношению к каким-либо событиям. В теории деятельности определяются как
отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения
мотива деятельность успешна - положительные эмоции, если нет - отрицательные
Группы
функций эмоций:
Оценочная.
Оценка, образование аффективных следов эмоциональной памяти (аффективная
память), предвосхищение. Эмоциональное подкрепление: собственная оценка текущих
событий. Следообразование: собственная оценка прошлых событий.
Структурирование: предвосхищение будущих событий.
Побуждение
и организации. Активация и мобилизация организма; смыслообразование, организует
ситуацию и действие в ней; синтез ситуации, обобщение; задание структуры
решения задачи; дезорганизация поведения.
Экспрессивная.
Выражение эмоциональных состояний; невербальная коммуникация.
Функции
эмоций.
Оценочная
функция. (Симонов) Эмоции сигнализируют о некоторых значимых для человека
событиях, которые происходят в окружающем мире. Появляется мотивационная
значимость событий. Информационная теория эмоций: эмоция оценивает вероятность
ожидаемого события, вероятность удовлетворения потребности. Э = f [П,В], где П
– потребность, В – вероятность ее удовлетворения. В = Ин - Ис (Ин – необходимая
информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребностей, Ис -
существующая информация о средствах, которыми реально располагает субъект в
данный момент). Если Ин > Ис, то эмоция отрицательная, если нет –
положительная.
Побудительная
функция. (Рубинштейн) В эмоциях субъективно отражаются потребности и мотивы,
они могут являться побудителями действий.
Аварийное
разрешение ситуации. Эмоции могут навязывать человеку стереотипные способы
поведения в определенных условиях, например, бегство при сильном страхе.
Дезорганизующая
функция. В ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение.
Волнение, аффект.
Регулирующая
функция (Леонтьев).
Функция
подкрепления. Эмоции могут подкреплять те формы поведения, которые ведут к
удовлетворению имеющихся потребностей.
Функция
предвосхищения. Эмоции могут предвосхищать результаты действия до его
выполнения.
Эвристическая
функция. В творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи,
указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения
возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона
поиска.
Синтезирующая
функция (Вундт). Чувственный тон ощущения, законы соединения простых чувств в
частичные и цельные тенденция чувств к интеграции, объединению.
Функция
активации ЦНС. Изучается нейрофизиологией в связи с уровнем общей активациии
НС.
Экспрессивная
функция. Эмоциональные переживания сопровождаются «выразительными движениями»,
которые могут использоваться в общении – мимика. По разному выражается на 3
уровнях: природный уровень – сигнал, за которым стоит природный аффект (аналог сигнальная
речь животных); социальный уровень – знак, «язык эмоций». Круг Шлосберга –
шкала мимического выражения эмоций:
Любовь-удивление-испуг-страх-гнев-ярость-отвращение-презрение…- опознание
эмоций по их выражению; личностный уровень – символ, символ наличия личностной
проблемы, непосредственное понимание субъектом собственной проблемы, Юнг – чем
сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу, фундаментальной проблеме личности.
Классификации эмоций
Рубинштейн.
Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню
развития, по степени обощенности. Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:
Чувства
(эмоции)
Аффекты
Страсти
Настроения
Чувства
(эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В
развитии эмоций выделяют 3 уровня чувств в связи с развитием
мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:
Уровень
органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в
связи с органическими потребностями человека. К нему относятся элементарные,
т.н. физические чувствования – удовольствия, неудовольствия. Каждое чувство
отражает объективное состояние организма индивида, находящегося в определенных
отношениях с окружающим миром. Это могут быть местные, локальные чувства, или
же общее органическое самочувствие индивида – в этом случае эмоциональное
состояние носит неопределенный характер. Не осознаются, беспредметные.
Предметные
чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным
предметам, имеющим устойчивый интерес человека. Опредмеченность чувства
означает более высокий уровень его осознания. Здесь чувство – отношение к миру,
выраженное в осознанном переживании. Чувства дифференцируются в зависимости от
предметной сферы, интересов, к которой они относятся: интеллектуальные
(познавательные интересы), эстетические и моральные (моральные ценности). Это
любовь или ненависть к кому-то, возмущение к.-л. поступком.
Уровень
обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие
установки личности. Связаны с мышлением. Эти чувства соотносятся с обобщенными
жизненными ситуациями. Чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического.
Смешным кажется то, что сперва выступает с видимостью превосходства и затем
обнаруживает свою несостоятельность (чувство комического). В юморе смех над
недостатками человека должен сочетаться с симпатией, которая должна даже
доминировать над высмеиванием, иначе возникает «трагический юмор». Ирония разит
несовершенство мира с позиции возвышающегося над ним идеала.
Выделение
эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции
модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно
было действовать.
Эмоции.
Похожие работы на - Определение, классификации и функции эмоций
|