Как найти свои цвета
Как найти свои цвета
Дарья Юрьевна Ермилова, кандидат философских наук,
доцент, автор нескольких книг по истории домов моды, композиции костюма,
моделирования и художественного. оформления одежды.
Цвет
способен украсить человека, подчеркнуть его индивидуальность, придать взгляду
выразительность, но может и сделать лицо бледным, а весь облик бесформенным.
Помимо создания внешнего стиля, цвета помогают выразить себя, обрести баланс и
внутреннюю гармонию.
Выбирая
тона одежды, мы, как правило, руководствуемся двумя основными критериями:
«нравится — не нравится» и «подходит — не подходит». Пристрастие к тем или иным
краскам не случайно, оно характеризует человека как личность, свидетельствует о
его потребностях и целях. Но всегда ли любимые цвета нам подходят? Палитра
огромна. Как найти то цветовое сочетание, в котором всегда будешь выглядеть
самым лучшим образом?
Выбор
цветовой гаммы играет большую роль в формировании имиджа. Цвет способен
украсить человека, подчеркнуть его индивидуальность, придать образу яркость,
взгляду — выразительность, но может, наоборот, сделать лицо бледным, тусклым, а
весь облик бесформенным. Подбором индивидуальной гаммы цветов занимаются не
только дизайнеры одежды, стилисты и портные. Этот вопрос интересует психологов,
медиков, социологов. Ведь цвета помимо того, что создают внешний стиль,
помогают также выразить себя, свои чувства, обрести баланс и внутреннюю
гармонию.
Типы внешности. Теория времён года
В
70-х гг. Иоханнес Иттен, немецкий педагог и теоретик цвета, предложил разделить
людей на четыре типа по аналогии со временами года — «весна», «лето», «осень»,
«зима», каждому из которых соответствует определённая цветовая гамма. Теория
времен года стала популярной во всём мире: она проста, удобна и служит хорошей
базой для цветового решения костюма. Однако, как любая теория, она требует
творческого подхода и осмысления, ведь известно, что из любого правила бывают
исключения.
Каждому
сезону присуши свои краски. Весной преобладают жёлтые, светло-зелёные, бежевые
и нежно-розовые тона, цветовая гамма состоит из чистых, ясных, тёплых оттенков.
Летом много голубого (цвет неба и воды), изумрудно-зелёного, ягодно-красного, а
в жару краски кажутся выгоревшими, полинявшими. Осенняя палитра насыщена золотистыми,
оранжево-коричневыми, оливково-зелёными и тёмно-красными тонами. Зимой красок
не так много, они холодные, глубокие, льдистые, с яркими вкраплениями чистых
цветов.
«Весна».
Во внешности господствуют тёплые тона. Кожа — нежно-персиковая или румяно-розовая,
нередко с золотистыми веснушками. Ресницы и брови, как правило, рыжеватые.
Волосы — от светло-пшеничных до приглушенно-каштановых, но никогда не бывают
тёмными и содержат золотисто-рыжеватый пигмент. В цвете глаз также присутствует
тёплый оттенок: светло-лазурный, васильковый, зелено-голубой, светло-оливковый,
желтовато-карий, янтарный.
Тем,
кто относится к весеннему типу, идеально подходит тёплая, лучистая гамма:
кукурузно-жёлтый, светло-коричневый, охристый, коралловый, абрикосовый, цвет
майской зелени и капустного листа, оливковый, салатовый, лазурно-голубой,
бирюзовый, нежно-сиреневый, желтовато-белый, кремовый.
С
другой стороны, бордовый, тёмно-синий, фиолетовый, стальной, черный цвета
делают лицо бледным, желтоватым и дисгармонируют с природой весеннего типа.
«Лето».
Для этого типа характерны приглушённые, чуть прохладные оттенки в цвете кожи и
волос. Кожа часто бывает бледной с голубоватым подтоном, розоватой без яркого
румянца или имеет бежево-оливковый оттенок. Волосы русые, светло-пепельные,
русо-золотистые, средне-коричневые, тёмно-русые. Глаза — светло-голубые,
серо-голубые, серо-зелёные, средне-карие, серые.
Цветовая
гамма летнего типа в основном базируется на смешанных полутонах и прохладных
пастельных оттенках голубого, джинсово-синего, розово-бежевою. Хороши
изумрудно-зелёный, цвет бутылочного стекла, арбузно-красный, малиновый,
гвоздично-розовый., светло-брусничный, бледно-жёлтый, серый, жемчужный.
Не
рекомендуются коричневые, оранжевые, горчичные тона, а также баклажановый,
сине-фиолетовый, жёлто-зелёный.
«Осень».
Внешности человека осеннего типа присущи насыщенные теплые краски. Кожа яркая,
персиково-розового цвета, иногда золотистая, с веснушками по всему телу. Порой
встречается «осень» с очень бледной кожей цвета слоновой кости. Волосы — рыжие,
золотисто-коричневые, каштановые, цвета мёда, русо-рыжие с оливковым оттенком.
Глаза — зеленые, серо-синие, орехово-карие, темно-янтарные.
Природный
колорит прекрасно подчёркивают все золотистые, красно-коричневые и глубокие
зелёные тона. Хорошо смотрятся хаки, сине-бирюзовый, васильковый, лсосевый,
желтый, оранжево-красный, салатовый, керосиново-синий, цвет топленого молока.
«Осени»
не лицу холодные серо-голубые оттенки, розово-малиновые, бежевые тона и бледные
краски.
«Зима».
Этот тип отличают чистота и ясность природных красок. Цвет кожи либо очень
светлый, фарфоровый, либо смуглый. К зимнему типу относят также чернокожих
людей и восточные народности. Характерен так называемый тип Белоснежки: бледная
кожа, яркие губы, чёрные как смоль волосы. Однако волосы могут иметь и другие
оттенки: холодный пепельный, каштаново-русый, тёмно-коричневый. «Зимы» —
обладатели ярких, с чистыми белками глаз, чёрных бровей и ресниц. Цвет глаз —
серый, голубой, зелёный, зеленовато-коричневый, карий. Тёмно-карие и чёрные
глаза, как правило, встречаются именно у «зим».
Идеальные
цвета — чистые, яркие, без примеси серого: белоснежный, льдисто-голубой,
красный, лимонно-жёлтый, вишнёвый, бордовый, ярко-розовый, лиловый, фиолетовый,
электрик и тёмно-синий. Подойдут и глубокий малахитовый, цвет фуксии,
шоколадный, стальной, черный.
Не
годятся для «зим» песочно-жёлтые, салатовые и оливково-бежевые тона, а также
«запылённые» оттенки.
***
Любого
человека природа наделила особым, присущим только ему «набором» красок. По
тому, какие оттенки преобладают в лине — тёплые или прохладные, светлые или
насыщенные, — можно уловить ассоциацию с одним из времён года, а следовательно,
и определить наиболее подходящие цветовые комбинации.
Безусловно,
в одежде многое зависит не только от самих цветов, но и от их комбинации. При
выборе гаммы первостепенное значение имеют те цвета, которые расположены ближе
к лицу.
Ваш
тип может измениться, если, например, радикально поменять цвет волос: из
натуральной блондинки превратиться в жгучую брюнетку. С возрастом природные
краски тоже меняют свой оттенок. На них влияют даже настроение, самочувствие,
время года. И тогда одни цвета вам подходят больше, а другие — меньше.
Существуют
ли смешанные или переходные типы? Порой встречаются «хамелеоны» — люди, которым,
кажется, всё к лицу. Чаще всего это личности с яркой внешностью, здоровым
цветом лица и выразительными глазами. Нетрудно также заметить сходство
некоторых представителей весеннего и летнего типов (этот смешанный тип называют
иногда «поздней весной» или «ранним летом»), близость внешних данных «осени» и
«зимы». Такой человек имеет возможность менять свой «сезон», усиливая
впечатление с помощью декоративной косметики. Кроме того, есть универсальные
цвета, подходящие всем. Это молочно-белый, бирюзовый, красный средней
насыщенности, нежно-абрикосовый, приглушённый тёмно-синий, светло-серый.
Иногда
бывает нелегко однозначно определить свой «сезонный» тип, да и трудно поверить,
что все мы, такие разные, непохожие, делимся всего на четыре группы. Действительно,
за время существования теории времён года её много раз корректировали и
дополняли, придумывали новые классификации типов внешности, давали им другие
названия. По одной из версий, в каждом из четырёх типов есть как минимум три
подтипа (по аналогии с количеством месяцев в сезоне). У «весны», например, это
«март», «апрель», «май». Они отличаются цветом глаз и оттенком волос,
следовательно, их цветовая гамма также будет различаться нюансами и акцентами.
Какую
бы цветовую гамму вы ни выбрали — тёплую или холодную, пастельную или яркую,
консервативную либо модную, помните, что постоянными её спутниками остаются
цвета, подчёркивающие (акцентирующие) ваши природные данные.
Цвет,
схожий с вашим цветом волос, будет подходящим для деловой или верхней одежды,
для обуви и сумок. Красный или розовый оттенок будет привлекать внимание к
коже, он хорош для блузок, шарфов, галстуков. Цвет, повторяющий ваш цвет глаз,
может присутствовать как в расцветке одежды, так и в цвете украшений и
аксессуаров — это прекрасный акцент и доминанта в костюме, цвет, который
украшает вас всегда, независимо от моды и времени.
Типы колорита
Пожалуй,
наиболее существенным дополнением теории времён года является разделение всех
типов внешности по колориту, т.е. по степени яркости, насыщенности и
контрастности природных красок: цвета волос, глаз и кожи. Типов колорита тоже
четыре: светлый, приглушённый, яркий и контрастный.
Светлый
колорит. Все краски лица имеют слабую насыщенность, «прозрачны». Как правило,
это блондины со светлыми бровями и ресницами, иногда альбиносы или те, у кого
белая седина. У них прозрачная кожа и глаза светлого оттенка — голубые,
зеленоватые, желтоватые. Обычно к светлому колориту относят типы «весна» и
«лето», однако встречаются примеры светлой «осени» и даже «зимы» (скажем, люди
с холодным пепельно-белым оттенком волос и светло-голубыми глазами). Этим людям
подходят нежные, пастельные тона и их комбинация с цветами средней яркости.
Слишком резки для них тёмные тона и контрастные сочетания ярких чистых цветов.
Приглушённый
колорит. Характерны неяркие, «аристократические» краски: бледная кожа, цвет
волос и глаз не светлый и не тёмный, скорее средней насыщенности. Приглушённый
колорит встречается в каждом из четырёх сезонных типов, реже всего среди «зим».
Этот тип необыкновенно украшают мягкие полутона, приглушённые оттенки в
сочетании с более светлыми цветами или с несколькими яркими акцентами. Не
слишком хороши тёмные глубокие или кричащие цвета, а также сочетание белого с
чёрным.
Яркий
колорит. Название говорит само за себя — все краски внешности яркие и
насыщенные: загорелая либо смуглая кожа, тёмные или эффектного цвета волосы,
яркие глаза. К этому колориту можно отнести африканцев, мулатов, метисов,
индийцев, латиноамериканцев и других представителей южных народов. Им больше
всего к лицу чистые, интенсивные цвета, пёстрое, красочное многоцветье и самые
смелые сочетания. Как правило, яркие «осени» и «зимы» и являются теми
смешанными типами, которым одинаково идут и тёплые, и холодные цвета, особенно
их сочетания.
Контрастный
колорит. Этот тип предполагает светлотную контрастность в лице, например
светлая кожа и чёрные волосы или тёмно-карие глаза и светло-золотистые волосы.
Контрастный колорит можно найти в типах «весна» и «лето», однако наиболее
распространён он в «зиме» и «осени». Тому, кто относится к контрастному
колориту, прекрасно подходят сочетания светлого и тёмного; светлого и яркого;
цветов средней насыщенности с более тёмными плюс яркое дополнение, цветовое
пятно.
Людям,
принадлежащим к яркому и контрастному типам колорита, следует избегать бледных,
пастельных цветов и невыразительных сочетаний.
Зная
свой «сезон» и тип колорита, несложно научиться подбирать цвета одежды и
грамотно планировать гардероб. Например, «приглушённой осени» базой гардероба
могут послужить цвета хаки, оливковый, кэмел, терракотовый, светло-коричневый.
Как дополнения и акценты хороши кирпичный, травянисто-зеленый, бирюзовый,
персиковый, жёлтый. А «контрастной осени» лучше строить свою гамму на таких
сочетаниях; коричневый с бледно-бирюзовым, багряный с цветом слоновой кости,
керосиново-синий с кремовым и т. п.
Индивидуальность
стиля и выразительность образа зависят прежде всего от умения найти внутреннее
согласие между тем, что нравится, и тем, что подходит. Зная и умело подавая
свои природные данные, мы и создаём собственный неповторимый стиль.
Гармония цветовых сочетаний
Чтобы
выглядеть стильно, необходимо не только знать свои цвета, но и уметь их
комбинировать. Характер образа, создаваемый цветом, изменяется в зависимости от
сочетания с другими цветами. В костюме, как правило, используют не более трёх
самостоятельных цветов (пёстрые, многоцветные ткани в данном случае не в счёт).
Один из них является базовым и имеет большую площадь, второй служит дополнением
или же более ярким пятном. Если присутствует третий цвет, то он выступает в
роли акцента, центра композиции и в процентном соотношении занимает меньшую
площадь. Цветовая пропорция может быть такой: базовый цвет — 60%,
дополнительный — 30%, акцентирующий — 10% (или 70, 25, 5% и т. д.). Например,
серый брючный костюм (70 %), голубая рубашка либо блуза (20%) и бордовый
галстук или сумочка плюс туфли (10%). Соединение в ансамбле четырёх и более
цветов рискованно, поскольку возникает слишком много точек внимания и образ
может «развалиться» на отдельные фрагменты.
Гармоничными
можно считать такие сочетания, в которых цвета усиливают и дополняют друг
друга, а их количественное соотношение сбалансировано и уравновешенно. В основе
цветовой композиции костюма лежат принципы гармоничного расположения цветов по
кругу, а также их взаимосвязь внутри этого цветового круга.
Монохроматическое
сочетание включает оттенки одного цвета, от светлых тонов до самых тёмных.
Например, костюм, решённый в коричневой гамме, где присутствуют кремовый,
бежевый, шоколадный. Главное, чтобы все оттенки и нюансы цвета были «созвучны»
(чтобы красновато-коричневые тона не «спорили» с желтовато- или
серовато-коричневыми).
Комплиментарное
сочетание — соединение контрастных (их ещё называют дополнительными) цветов,
т.е. таких, которые в цветовом круге находятся друг против друга. Существует
три основные пары дополнительных цветов: красный — зелёный, оранжевый — синий,
жёлтый — фиолетовый. Комплиментарные цвета усиливают насыщенность друг друга,
привлекают внимание. В костюме это всегда выглядит ярко, смело, динамично.
Контраст дополнительных цветов может быть смягчён, если взять не чистые цвета,
а их оттенки. Так, комбинация синего с оранжевым будет выглядеть спокойнее в
варианте голубой — светло-коричневый. Если человеку не к лицу яркий контраст
жёлтого с фиолетовым, можно попробовать приглушённое сочетание песочного с
сиреневым.
Использование
близких, родственных цветов — тех, что соседствуют друг с другом в цветовом
круге, делает образ мягким и спокойным. Примером может служить костюм,
выдержанный в такой гамме: коричневый — оливковый — золотистый или голубой —
синий — фиолетовый.
Сочетание
цветов в триаде — использование трёх цветов либо первичной триады (красный —
жёлтый — синий), либо вторичной (оранжевый — зелёный — фиолетовый). Построение
костюма по принципу триады требует чувства меры и пропорционального равновесия.
Один из возможных вариантов: костюм-двойка оливково-зелёного оттенка, блузка
светло-лососёвого тона и платок, в расцветке которого присутствуют зеленоватый
(цвет костюма), светло-оранжевый (близкий цвету блузки) и лилово-фиолетовый,
хорошо оттеняющий и дополняющий два других цвета.
Ахроматическое
сочетание — белый, серый, чёрный — всегда смотрится строго, лаконично. Чёрный с
белым — это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым,
серый с чёрным — идеальный фон для ярких цветовых акцентов. С ахроматическими
цветами гармонируют все цвета спектра.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru