Психология личности правонарушителя
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ
1. Психологическое понятие личности правонарушителя
В любом противоправном деянии отражаются психологические особенности человека, его отношение к обществу и
праву. Известный отечественный психофизиолог В.М. Бехтерев писал, что"... в таком деле как преступление отражается вся личность субъекта и даже более
того вся его психофизическая организация". (Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб, тип.
"Энергия", 1902) Противоправная (в том числе преступная) деятельность оказывает существенное влияние на личность правонарушителя, хотя и реализации
такой деятельности способствуют некоторые психологические свойства индивида. Причем известна тенденция, связанная с тем, что чем богаче противоправный опыт,
тем глубже изменения, которые произошли в личности правонарушителя. Наряду с этим в самой антиобщественной деятельности проявляются относительно константные
психологические свойства той или иной личности правонарушителя. На учете этого обстоятельства основывается ряд розыскных и следственных действий: составление
психологического портрета преступника, розыск по способу совершения правонарушения, по преступному "почерку", раскрывающему особенности
криминальной квалификации и т.д.
В юридической психологии широко известен эксперимент с моделированной тюрьмой, проведенный под руководством
американского психолога, профессора Ф.Д. Зимбардо. В этом эксперименте изучалась динамика поведения и развитие межличностных отношений в условиях
моделирования тюремной ситуации, в которой испытуемые в течение достаточно продолжительного времени исполняли роли заключенных и надзирателей. В качестве
испытуемых выступали студенты колледжа мужского пола. Основной вывод заключался в том, что такая моделируемая, по существу искусственная, ситуация развивалась
в почти реальную психологически напряженную ситуацию тюремного заключения. Испытуемые - заключенные ощущали в себе потерю личностной идентичности и
самоконтроля над собственным поведением, что влекло за собой возникновение синдрома пассивности, зависимости, подавленности и беспомощности. Все
испытуемые надзиратели (за редким исключением), наоборот, ощущали в себе прирост социальной власти социального статуса и возросшую корпоративную идентификацию,
что само по себе стимулировало их пребывание в такой профессиональной роли. Наиболее драматичным моментом в поведении заключенных, стремившихся
адаптироваться в такой стрессовой ситуации, было появление крайней эмоциональной обеспокоенности, что часто вызывало необходимость прекращать
эксперимент досрочно. Поведение, по крайней мере, одной трети надзирателей было расценено как гораздо более агрессивное и антигуманное по отношению к
заключенным, чем предполагалось для моделированной ситуации такого типа.
Этот эксперимент позволяет придти к заключению, что смена образа жизни, социальной роли и статуса решающим
образом влияет на поведение личности и влечет фундаментальные изменения целой системы личностных свойств. Поэтому можно сказать, что "отход"
человека от законопослушного поведения и переход к противоправной деятельности, безусловно, существенно отражается на его личностных качествах. Для личности
правонарушителя характерны устойчивые психологические образования и временные психические состояния, отличающие от личности законопослушного гражданина.
Одним из серьезнейших изменений в ценностно-мотивационной сфере личности правонарушителя является отклонение в сфере правовых ценностей и норм.
Негативное отношение правонарушителя к правоохраняемым ценностям тесно связано с нравственными отклонениями, выражающимися в аморальных поступках и
безнравственном поведении. Система отклонений от нормативно-правовых предписаний у правонарушителя может характеризоваться различной глубиной и
устойчивостью, действовать не только в сфере нарушений уголовного законодательства, но и иных правовых норм (гражданского, семейного,
административного, трудового права).
Личность правонарушителя представляет собой совокупность взаимосвязанных личностных черт и образований,
ядром которых являются негативные свойства, образовавшиеся в результате смены образа жизни, социальных ролей и характера контактов с другими людьми.
2. Особенности социализации и формирования личности правонарушителя в подростковом
и юношеском возрасте
Социализация представляет себе процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных
группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют ряд стадий социализации:
1) первичная или ранняя социализация (от рождения до подросткового возраста);
2) стадия индивидуализация, характеризующая стремлением индивида выделить себя среди других, критически
осмыслить общественные нормы поведения;
3) стадия интеграции, отражающая желание человека найти свое место в жизни, "влиться" в общество;
4) трудовая стадия;
5) послетрудовая стадия.
Отклоняющееся, в том числе противоправное поведение связано со следующими дефектами социализации:
дефекты в организации воспитания, приводящие к развитию антиобщественной ориентации и
асоциальной мотивации;
дефекты в понимании и выполнении социальных ролей,
приводящие либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости, а также к уклонению от исполнению роли;
дефекты в системе общения (сужение круга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможность удовлетворения
потребностей в эмоциональном контакте, самоутверждения и т.д.);
дефекты индивидуального социального опыта, зависящие
от ошибок в воспитании, специфики общения (например, в семье), усвоения норм асоциального поведения и т.д.;
дефекты социального контроля, зависящие от недостаточной эффективной деятельности семьи, учебно-воспитательных и
производственных организаций, правоохранительных органов;
дефекты социальной адаптации, отражающие, в частности,
процессы миграции и урбанизации.
Для понимания позитивных и негативных эффектов социализации представляет интерес психосоциальная концепция
развития личности, предложенная известным американским психологом Э. Эриксоном. Эта концепция показывает тесную связь психики индивида и особенностей общества,
в котором он живет. С первых лет жизни ребенок ориентирован на включение себя в определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей ("групповая
идентичность" по Эриксону). Но с другой стороны у ребенка формируется и эгоидентичность, то есть чувство личностной устойчивости и непрерывности своего
"Я". Дефекты отношения к ребенку со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам в формировании его личности.
Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона:
+ окончательная форма эгоидентичности "принятия себя, жизни", мудрость
- разочарование в жизни
Похожие работы на - Психология личности правонарушителя
|