Характер и его место в структуре личности
Характер и его место в структуре личности
Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо
проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера — это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер — индивидуальное
сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень
требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм” жестокость или доброта, безразличие
или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость,
инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.); 4) в
характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности,
дисциплинированности.
Какова связь темперамента с характером? Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в
течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента.
Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать
флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако
недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом
темпераменте.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют
структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые
систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе
относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей
действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные,
волевые и эмоциональные черты характера.
Типология характеров
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20—50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что
это при определенных обстоятельствах Приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера
в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной
лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при
сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для
окружающих.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.
Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной
чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно
слабые звенья личности, такой человек может стать и незауряд-; ным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может
способствовать расцвету таланта артиста, художника.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50—80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью
специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть
специфические особенности поведения людей.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперакгивный) —
чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на
замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть,
замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в
них пассивной стороной; 3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4)
эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам,
поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы,
обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый—повышенная
раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и
нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий — “застревает” на своих чувствах, мыслях, не
может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной; 8)
педантичный — выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних
чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя
нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко
выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность,
замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна
повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) — высокая общительность,
словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Формирование характеров
Некоторые черты характера являются более устойчивыми, другие – менее.
Сенситивные периоды — наиболее чувствительные для формирования тех или иных черт характера.
От 2 – 3 лет до 9 – 10 лет закладываются основы характера. Доброта, общительность,
отзывчивость – в наиболее ранний период. Трудолюбие, аккуратность, добросовестность – в более поздний период (дошкольный и школьный возраст).
В подростковый период – волевые и нравственные черты характера.
Характер проявляется в четырех областях:
отношение человека к самому себе
отношение человека к другим людям
отношение человека к миру вещей
отношение человека к деятельности
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru