Системы дыхания

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,60 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Системы дыхания

Системы дыхания

Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.

Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны.

Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов заключается в:

использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания

самих результатах.

Ребёфинг (rebirthing)

Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике, названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в труде “Rebirth-ing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

·  без паузы между вдохом и выдохом;

·  с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом.

Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее:

1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);

2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений на “плохо” и “хорошо”;

3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих” какое-то заболевание);

4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).

Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй, разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.

Вайвейшн (vivation)

Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing и Free Breathing.

Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.

Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:

1. Связное дыхание.

Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.

В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип – глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип – поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и состоянием в процессе).

2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат занятия АТ, йогой, медитацией.

3. Внимание к деталям (Объемное внимание).

Считается, что одним из негативных представлений о внимании является убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие.

Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.

В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.

5. Активное доверие.

Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:

а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;

б) “вдыхать” через самое сильное чувство;

в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время “большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий – до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой задачи.

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным.

Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”. Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.

Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами.

Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику, названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.

Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.

Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:

в два раза чаще и в два раза глубже обычного;

без паузы между вдохом и выдохом;

с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).

Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный “уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению.

Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания – интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д.

Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.

С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой “вайвейшн”.

Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления.

Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

Рассмотрим процесс проведения сессии холотропного дыхания.

Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.

Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.

Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу.

Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.

Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом.

Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом.

В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.

С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”, являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!