Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам: за и против.
Структурно-логические конспекты по учебным
дисциплинам: за и против.
В настоящее время в России идет становление новой системы
образования. Этот процесс ориентированный на вхождение в мировое
образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в
педагогической теории и практике. Происходит смена образовательной парадигмы:
предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения к организации
учебного процесса и т.п. Параллельно идет интенсивный поиск и новых форм
учебно-методического обеспечения учебного процесса, направленных на подготовку
специалистов психолого-педагогического профиля.
В последнее время становятся популярными учебные пособия в
виде опорных конспектов (напр., Хоруженко К.М. Мировая художественная культура.
- М.: "Владос",1999; Черняк В.З. Экономика.- М.: "Владос",
2000 и др.). Предлагаемые авторами альбомы структурно-логических схем по
различным предметам можно отнести к российским учебно-методическим материалам
нового поколения. Их использование имеет ряд как положительных, так и
отрицательных последствий. Поэтому, по нашему мнению, необходимо выделить
возможности и ограничения применения таких материалов в учебной практике.
Представление информации в структурно-логической форме
имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного
материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие.
Во-первых, при линейном построении текстовой информации
часто бывает сложно определить структуру изучаемого явления, выделить
существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере
преодолевается при замене словесного описания оформлением ее в виде таблиц, а
лучше - схем.
Во-вторых, такое преобразование учебного текста
представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий мышление
учащегося.
В-третьих, рядом исследователей было установлено, что
ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ
через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и
понимания учебного материала путем его знакового моделирования.
В-четвертых, в настоящем пособии используется хорошо
известный в науке и на практике способ схематической визуализации информации.
Представляется, что знание этого приема и тем более навык практического
владения им каждым учащимся поможет более глубокому овладению предметом
педагогической психологии; будет способствовать формированию более рациональных
приемов работы с учебным материалом вообще.
В-пятых, в ряде психологических исследований выявлено, что
структурирование(1) и схематизация(2) текстовой информации являются важнейшими
компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания.
В-шестых, наглядно-образная форма представления информации
способствует лучшему ее запоминанию.
В-седьмых, как показывает опыт, представление учебной
информации в системе структурно-логических схем выступает достаточно
эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы
обучающихся.
В-восьмых, предлагаемая в данном пособии форма
структурирования материала помогает быстрее сформировать у учащегося целостную
картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации
процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.
Справедливости ради, необходимо отметить, что структурно -
логическая форма представления учебной информации имеет и ряд недостатков.
Во-первых, любой схематизм способствует некоторой
упрощенности понимания чего-либо. Это может создать иллюзию у учащихся, что для
изучения предмета вполне достаточно изображенного материала.
Во-вторых, абсолютизация учебных пособий, построенных по
принципу логико-структурного моделирования, может негативно повлиять на
формирование профессионального мышления и языка. Это обстоятельство важно
учитывать в связи с тем, что существуют принципиальные различия между
гуманитарным и естественнонаучным стилями мышления.
В-третьих, отдельные части материала очень трудно
"поддаются" структуризации, что затрудняет разработку целостного
курса с помощью схем.
В-четвертых, схематическая форма представления учебного
материала может не в полной мере соответствовать ею "кодируемому"
содержанию. Например, знания о процессах изучаемых явлений (формирование навыка,
развитие мышления и т.п.) "требуют" другой формы схематизации, чем
просто знания о фактах, явлениях, их свойствах и т.п.
Из вышеизложенного следует, что наилучшие результаты в ходе
учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании различных
способов представления информации: текстовой и структурно-логической. Однако, в
настоящее время при подготовке учебно-методических пособий превалирует
линейно-текстовый способ их изложения. Несомненно, это обстоятельство
значительно затрудняет повышение качества образования.
Эти обстоятельства, по нашему мнению, и подталкивают многих
авторов к логико-структурному способу презентации учебных курсов. Однако,
очевидно и то, что публикуемые авторами схемы представляют собой не
окончательный, а один из возможных вариантов решения поставленных задач.
По всей видимости, такого рода пособия могут быть полезными
как при подготовке к прослушиванию лекционного материала студентами, так и для
восстановления в памяти основных положений изложенного курса. Кроме того,
пособия в виде опорных конспектов целесообразно использовать и на практических
занятиях для контроля глубины усвоения материала. Такого рода материалы могут
быть полезны студентам в процессе самостоятельной работы и подготовки к сдаче
зачетов и экзаменов.
В настоящее время нами также осуществлена попытка
разработки опорных конспектов по таким предметам как "Общая
психология", "Педагогическая психология", "Теории
обучения", "Психология общения" и др. Эти научно-методические
разработки уже неоднократно использовались в ходе преподавания соответствующих
курсов. Накопленный опыт их практического применения позволяет заключить, что
они могут быть взяты за основу при изготовлении дидактических средств с
применением слайдов и пленок проекционной аппаратуры (слайдоскопа, оверхеда) и
мультимедийных компьютерных технологий.
Список литературы
Айсмонтас Б.Б., кандидат педагогических наук. Структурно-логические конспекты по учебным
дисциплинам: за и против.