Консультирование компьютерной зависимости.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.
Еще одной формой аддиктивного поведения в
современных условиях становится компьютерная зависимость. В качестве новой
формы болезненного пристрастия (Cyber Disorder) она вскоре займет свое место в
готовящемся пятом пересмотре Диагностического и Статистического Руководства
(DSM-V)- американской классификации психических расстройств, - наряду с другими
нехимическими вариантами аддиктивного поведения – гэмблингом, любовными,
сексуальными, ургентными аддикциями, аддикциями избегания отношений, траты
денег и работоголизмом.
Технологическое развитие цивилизации привело
к широкому использованию компьютеров в повседневной жизни, и человечество
вступило в «эру пользователей». Их применение внесло и продолжает вносить
очевидные преимущества в профессиональную и учебную деятельность, однако
оказывает и негативное влияние на психическое функционирование человека.
Исследования операторов-программистов
позволили выделить 22 наиболее часто встречающихся состояния при работе с
компьютером: 1) азарт, 2) сосредоточенность, 3) восторг/восхищение, 4) злость,
5) заинтересованность, 6) страх/испуг, 7) любопытство/любознательность, 8)
волнение/беспокойство, 9) неуверенность, 10) неудовлетворенность/недовольство,
11) облегчение, 12) огорчение, 13) равнодушие/безразличие, 14) радость, 15)
раздражение/досада, 16) разочарование, 17) растерянность/замешательство, 18)
решительность, 19) спокойствие/невозмутимость, 20) удивление, 21)
удовлетворение/удовольствие, 22) хорошее настроение.
Некоторые из этих состояний оказались
отчетливо связанными с возрастом исследуемых лиц и временем, расходуемым для
работы на компьютере. У подростков и юношей преобладали радость, азарт и
заинтересованность. В молодом взрослом возрасте дополнительно отмечено
появление сосредоточенности, волнения и беспокойства. В более зрелом возрасте
довольно часто встречались неуверенность, растерянность и страх. Установлено
также, что состояние «компьютерной тревожности» усиливается по мере увеличения
времени работы и более свойственно представителям женского пола.
В литературе описываются следующие
нормативные особенности работы на компьютере, которые могут иметь отношение к
формированию компьютерной зависимости или возникновению иных проблемных
состояний психики у пользователей: 1) одновременность нескольких
переплетающихся видов деятельности, имеющих отношение к одним и тем же
связанным объектам; 2) частые смены фокуса внимания (с клавиатуры на экран, на
самом экране в пределах основных и дополнительных программ, баз данных и т.п.);
3) сочетание действий, направленных на сам компьютер и объекты, находящиеся в
окружающей реальности; 4) частые сбои, обусловленные содержанием работы,
управлением компьютером или же несовершенством существующих технических
устройств (например, качеством телефонных линий); 5) существование в
компьютерном пространстве (cyberspace) - виртуальной реальности, обеспечивающей
тотальное насыщение зрительного, слухового и кинестетического анализаторов и
таким создающей мощные предпосылки для «обмана» сознания, смешивающего ее с
истинной реальностью; 6) появление так называемой «устно-письменной речи» в
ситуации компьютерной коммуникации.
К позитивным эффектам компьютерной деятельности
относится усиление интеллектуальных возможностей человека. Она развивает
прогностические функции логического мышления за счет предварительного
продумывания и составления алгоритма действия и обеспечивает адекватную
специализацию познавательных процессов - восприятия, мышления и памяти.
Компьютерная деятельность формирует более совершенную деловую мотивацию в
решении профессиональных задач (престижные, статусные, экономические мотивы).
Повышает уровень самооценки, эмоциональную и когнитивную удовлетворенность, и
даже формирует такие позитивные личностные черты, как деловитость, точность,
аккуратность, уверенность в себе, которые могут быть перенесены в другие
области жизнедеятельности.
В полярном мире человеческой психики каждый
из этих позитивных эффектов, естественно, сталкивается со своей
противоположностью. Упрощение решения задач с помощью компьютера снижает
требования к интеллектуальным способностям. Процесс принятия решения сводится к
его формально-логическим компонентам. Из-за чрезмерной специализации и
затруднений в переносе результатов в другие сферы деятельности снижается
гибкость познавательных процессов - восприятия, мышления и памяти. Позитивные
черты личности трансформируются в педантизм, чрезмерную пунктуальность,
ригидность и отрешенность. Изменяется мотивационная сфера, в которой начинают
преобладать примитивно игровые или деструктивные побуждения. Деструктивность,
порождаемая компьютерной деятельностью, проявляется в таких специфических
формах активности как введение «вируса» в компьютерную программу или в феномене
«хаккеризма». Кроме того, заостряются присущие невротические проявления или
дисгармоническое личностное развитие.
Аддиктивный потенциал, содержащийся в
компьютерной деятельности, проявляется: 1) чрезмерной увлеченностью работой в
Интернет - собственно поиском информации (нетаголизм, Web Addiction); 2)
болезненной зависимостью от видеоигр (Videoplays Addiction); 3) поглощенностью
общением on-line с друзьями по сети (Сhat Addiction). С этими формами
компьютерной зависимости уже сталкиваются в своей деятельности
психологи-консультанты, волонтеры служб неотложной телефонной помощи и
психотерапевты, а также руководители организаций, использующие в своей
деятельности Интернет и несущие убытки, если у сотрудников появляется патологическое
пристрастие к пребыванию он-лайн.
Чрезмерная увлеченность работой в Интернет,
состоящая в поиске новой информации, среди прочего расширяет возможности
активного фантазирования, отождествления себя с персонажами виртуального мира
или проигрывания сексуальных фантазий. Из-за неограниченного доступа к
информации («информационного вампиризма») она нередко создает иллюзорное
ощущение собственной мощи. Особая опасность стать зависимым от Интернет
подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным
средством коммуникации с миром.
Болезненная зависимость от видеоигр. В
настоящее время видеоигры как форма компьютерной деятельности получают все
более широкое распространение, причем не только среди представителей
подрастающего поколения, для которых игра является ведущей деятельностью, но и
среди лиц более старших возрастов. Для многих компьютерные игры становятся
единственной целью работы с компьютером.
Среди компьютерных игровых программ
выделяются две разновидности: 1) программы развлекательного и тренингового
типа, 2) программы обучающего и развивающего типа. Первые не требуют особого
уровня интеллектуального развития и, в основном, предназначены для тренировки
двигательных навыков и быстроты сенсомоторных реакций.
Вместе с тем, компьютерная игра представляет
собой новый тип игры, который требует от ребенка не только определенной
зрелости сенсомоторных навыков, но и умения длительно наблюдать за своими
действиями и анализировать их результаты . Поэтому требуется специальное обучение
ребенка навыкам взаимодействия с компьютером, пониманию неизменности и
очередности действий, управляющих компьютерной программой, невозможности
пропуска одного манипуляторного действия другим.
Опасность, проявляющаяся в болезненной
зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности.
Установлено, что своего рода побочными эффектами видеоигр является чрезмерная
вовлеченность, нарастание агрессивности, особенно у детей более младшего
возраста, повышенный уровень тревожности в отсутствие возможности реализовать
игровое пристрастие.
Поглощенность общением с друзьями по сети в
качестве варианта аддиктивной зависимости дает возможность найти себе
виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно,
что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в
дальнейшем. Эта форма компьютерной зависимости приводит к пренебрежению
личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные
особенности.
Дети из-за чрезмерного увлечения Chat
(общение со сверстниками с аналогичными интересами, «тусовки» в так называемых
«Chat Rooms») часто просто не могут остановиться и из-за этого нередко
опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе, и даже при нарастании явлений
школьной дезадаптации не имеют силы воли прекратить работу в сети. У некоторых
из них мысли о работе в сети возникают сразу после утреннего пробуждения.
Возникновению зависимости от сверстников по
сети у детей способствует хорошо известный специалистам по психологии развития
феномен «воображаемого друга», характерный для игрового возраста. Развитие
символической игры и активного воображения в это время приводит к появлению (
по некоторым данным у 65% детей) «воображаемых друзей» (животных, сверстников,
живых или неживых существ), которые выполняют несколько функций: являются
компаньонами в игре воображения, появляются в отсутствии реальных друзей или в
ситуациях вынужденного или добровольного уединения, становятся конфидентами для
выражения детьми своих сокровенных чувств и оказываются вовлеченными в
обсуждение моральных норм и санкций.
В жизни подростка увлечение Chat становится
лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное
оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот
момент подросток преображается - у него учащается дыхание, появляется блеск в
глазах и краснеет лицо. Диалог превращается в монолог: он может подолгу
рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях,
открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают
окружающего, не откликаются на реакции собеседника (элементы аффективно
суженного сознания), в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев
предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Общение с
реальными сверстниками ограничивается, они начинают делиться, прежде всего, по
признаку наличия компьютера. Все свободное время и карманные деньги тратятся на
аксессуары, Широко распространены случаи, когда подростки остаются голодными,
откладывая деньги, даваемые родителями на обед, на покупку очередного
компакт-диска или какой-то детали для модернизации компьютера. Непосредственно
перед ночным сном отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация.
Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывает бурную
реакцию протеста («За компьютер дети стоят насмерть»). При вынужденном перерыве
возникает чувство опустошенности, скуки («не знаю, куда себя деть», «как будто
спрыгнул с мчащегося поезда»). Chat приобретает характер сверхценного увлечения
с явным ущербом другим видам деятельности, прежде всего общению с реальными
людьми и выраженным аффективным напряжением.
Аналогичные тенденции характерны и для
проявлений зависимости в юношеском возрасте. Отдаление от сверстников и сужение
круга интересов прогрессирует. Мотив зарабатывания денег с использованием
компьютера , появляющийся в это время, увеличивает время работы на нем, а
заработанные деньги тратятся на усовершенствование и обеспечение компьютера.
Отмечаются значительные трудности во взаимоотношениях с противоположным полом,
крайне низкой оказывается мотивация создания собственной семьи.
В молодом взрослом возрасте чрезмерное
увлечение компьютерной деятельностью становится характерным для лиц с
выраженными чертами инфантилизма, такими как слабо развитое чувство долга,
ответственности, стремление к развлекательным мероприятиям, незамедлительному
удовлетворению своих желаний и т.д. Например, взрослый мужчина, проживая с
женой и ребенком в одной комнате, может играть на компьютере ночи напролет, не
обращая внимания, что создает неудобства для остальной семьи. Или
психолог-консультант в рабочее время запирается в кабинете и часами играет на
компьютере, в то время как его безуспешно разыскивают клиенты.
Распознавание компьютерной зависимости в
телефонном консультировании проводится и использованием приемов активного
выслушивания. Консультативная беседа касается выяснения следующих
обстоятельств, имеющих отношение к болезненному пристрастию:
1) наличия
потребности во все большем времени работы на компьютере для достижения
удовлетворения;
2) снижения
эффективности работы на компьютере за аналогичный
промежуток времени;
3) наличия
следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении или
значительном уменьшении времени работы на компьютере:
-
речедвигательного беспокойства (суетливости);
- тревоги;
- сниженного
фона настроения, чувства опустошенности;
- навязчивых мыслей о компьютере;
активных
действий, предпринимаемых для возобновления работы на компьютере (среди которых
- конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих компьютер в
неподходящее время, не взирая на реакции хозяев, совершение краж компьютеров и
комплектующих, пренебрежение семейными и служебными обязанностями, нарушение
межличностных контактов и т.п.),
- уменьшения или исчезновения
вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере;
4) наличия
непреодолимого желания и/или безуспешных попыток прекратить или контролировать
работу на компьютере;
5) большого
количества времени, посвящаемого деятельности, имеющей отношение к обеспечению
работы на компьютере (покупка литературы и комплектующих, поиски новых программ
и т.п.);
6) прекращения,
сокращения или видоизменения актуальных ранее видов социальной деятельности;
7) продолжения
работы на компьютере, несмотря на явные психологические проблемы (депривацию
сна, семейные проблемы, супружеские конфликты, опоздания на работу и утренние
встречи, пренебрежение служебными обязанностями, снижение продуктивности в
учебе или работе и т.п.).
За рубежом существует несколько он-лайн
центров поддержки интернет-аддиктов, один из которых основан Кимберли Янг,
самым известным исследователем компьютерной зависимости. В Рунете на
сегодняшний день есть Служба Анонимной помощи пользователям Интернет,
предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевого аналога
службы неотложной телефонной помощи и «Виртуальной психологической службы». Как
бы ни были хороши эти виртуальные службы психологической помощи все же большинство
специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапию с
акцентом на работе с образами, эмоциями, так как зависимые лица, как правило,
испытывают значительные затруднения в эмоциональном плане. Учитывая
определенные трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и
социальной адаптации у лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении
предпочтительнее использовать именно групповые варианты психотерапии.
Список
литературы
1. Короленко
Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, Новосибирск: Изд-во НГПУ,
1999.
2. Короленко
Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
3. Мельник Э.В.
О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, «компьютеромания» и
другие), Одесса, 1998.
4. Доронина О.В.
Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы
психологии, 1993, № 1, С.68-78.
5. Тихомирова
О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.
6. Гурьева Л.П.
Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и
исторический аспекты // Вопросы психологии, 1993, № 3, С.5-16.
7. Прохоров
А.О., Сережкина А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в
процессе компьютеризированного обучения // Вопросы психологии, 1995, № 3,
С.53-61.
8. Садовская
Н.А., Горский В.Д. Компьютеры и одаренные дети // Вопросы психологии, 1991, №
2, С.183-186.
9. Бодкер С.
Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности //
Психол.журнал, 1993, Т.14, № 4, С.71-81.
10. Белавина
И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии,
1993, № 3, С.62-69.
11.
Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. ВОЗ, Женева, 1989.
12. Emes C.E. Is Mr. Pac Man eating our children? A
review of the effect of video games on children // Can.J.Psychiatry, 1997,
v.42, n.4, P.409-414.
13. Zyss T., Boron J. The world of computer games I: A
new entertainment medium and new danger // Psychiatr. Pol., 1996, v.30, n.2,
P.255-266.
14. Моховиков
А.Н. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.