Проблемы со школьной психологией
Проблемы со
школьной психологией
На вопрос «Что
такое школьная психология?» несколько уклончиво можно ответить, что это все,
чем занимаются школьные психологи в школе и для школы. Чаще же всего им, как
пожарникам, приходится по срочному вызову гасить конфликтные и кризисные
ситуации, которыми столь богата школьная жизнь. Более опытные коллеги чуют
«дым» задолго до «огня», менее опытные иногда сами выступают в роли
возмутителей спокойствия. Увы, реальная деятельность сильно расходится с
обязанностями, прописанными в документах о психологической службе в школе. А
реальность такова, что психолог в школе пока еще нередко воспринимается как
инородное тело с неясными функциями. И если он в основном сидит в своем
кабинете, ежели таковой имеется, и спокойно принимает посетителей в приемные
часы, то действует как раздражающий фактор, провоцирующий в школьном
«организме» появление «антител». Очевидно, перед школьными психологами еще
долго будет стоять задача вживания в этот непростой «организм».
Проблема
отторжения психолога от школы вполне реальна и заслуживает всестороннего
анализа. Разобравшись в механизме отторжения, мы легче найдем превентивные
меры. Не столь уж редко «гонения» на школьных психологов объясняются
консерватизмом или психологической безграмотностью педагогического коллектива
школы. Позиция «нас не понимают, а потому не любят» позволяет психологам
сохранить до некоторой степени чувство собственного достоинства, но особой
конструктивностью не отличается. В лучшем случае она приводит к тому, что
психологи сталкиваются со встречным и симметричным обвинением в педагогической
безграмотности и беспомощности. Не секрет, что в школьные психологи
скоропалительно обращаются не самые удачливые педагоги или же молодежь, которая
учительством никогда не занималась. Так что в этом споре обе стороны отчасти
могут быть правы.
Основная задача
школьного психолога — оказание администрации, учителям, ученикам и их родителям
психологической помощи и способствование созданию условий, обеспечивающих
нормальное психическое развитие каждого ребенка (см. Психологический словарь,
1996, с. 277). Пожалуй, эта формулировка при всей расплывчатости все же самая
точная. В идеале школьного психолога можно уподобить Тезею, помогающему
коллегам-педагогам пробраться через лабиринт отдельных поступков и
эмоциональных проявлений личности к тем психическим структурам, которые, будучи
скрыты от непосредственного наблюдения, инициируют эти акты и проявления.
Естественно, что по мере надобности он должен и тестировать, и анкетировать, и
разговаривать по душам, и многое, многое другое.
Вообще говоря,
вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог в школе и в кошмарном
сне не приснится его академическому собрату. В один и тот же день к нему могут
обратиться десятиклассник, мучительно стыдящийся своих родителей; пятиклассница
в стрессовом состоянии по поводу потери любимого котенка; завуч с настоятельной
просьбой «поработать» с учителями, своевременно не сдавшими отчет, план или еще
какую-нибудь «бумажку»; мама гипервозбудимого первоклашки... Многие из проблем,
которые называются психологическими лишь потому, что связаны с людьми,
сваливаются, как снег, на голову, и надо в любую минуту быть готовым ко всему.
Получается так, что школьный психолог поневоле должен быть не «узким
специалистом» по педагогической и возрастной психологии, а «человековедом на
все случаи жизни».
Тут уместно
вспомнить об одном весьма интригующем эффекте, который несколько лет назад
обнаружил А.Г. Асмолов: введение практической психологии в систему образования
способствовало «формированию культуры обращения к психологу как к
междисциплинарному специалисту» (см.[1,652]). Как ни странно, но из наших
встреч со многими психологами разных городов России мы поняли, что они сами не
готовы обращаться к себе подобным образом. В ответ нередко слышались стоны:
«нам бы психологию с грехом пополам освоить». Чтобы обратить реальность в
«культуру обращения» мало быть даже министром образования, надо стать
волшебником.
Для школьного
психолога обязательно не просто хорошее знание общей, возрастной, социальной,
и, пусть в несколько меньшем объеме, медицинской психологии, но и умение
применять академические знания на практике, а также владение методами
психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции, психотерапии и
консультирования. Но в жизни и этого окажется мало. А.Г. Асмолов совершенно
прав: школьному психологу в дополнение к психологической подготовке требуется
широкая подготовка в человекознании. Кстати сказать, когда школьных психологов
не было и в помине, К.Д. Ушинский нечто похожее требовал от всех учителей,
говоря о необходимости овладения ими педагогической антропологией. Исторический
опыт показывает, что сами собой такие прекрасные идеи в жизнь не воплощаются.
Необходимы серьезные усилия на самых разных уровнях, в том числе и на уровне
самих школьных психологов.
Быть может,
теперь не покажется чересчур экстравагантной мысль о том, что со временем
школьные психологи будут преподавать, но не психологию, а человекознание,
своего рода педагогическую антропологию. Сегодня уже осознана мысль о важности
и ценности самовоспитания, самоопределения, самопознания для развития личности.
Поэтому спорить о необходимости человекознания для подростков не приходится.
Следовательно, вопрос в том, как и кто будет разрабатывать, а также преподавать
этот курс, точнее систему курсов.
С другой
стороны, положение психолога в школе намного улучшится, если он перестанет быть
«школьной белой вороной», то есть непосредственно включится в педагогический
процесс. Преподающий психолог выигрывает, по крайней мере, дважды. Во-первых,
он воспринимается учителями почти как «свой», делающий то же дело и, возможно,
испытывающий те же трудности. Во-вторых, он имеет реальную возможность
познакомиться со всеми своими малолетними подопечными, а не только с теми, кого
«послали на проработку» или кто пришел к нему сам. Более того, таким образом он
приобретает возможность общаться с учениками именно в условиях класса. Дети,
как и взрослые, многолики («многоличинны»), их способ поведения зависит от
ситуации: при беседе с глазу на глаз ребенок может быть спокойным и
заинтересованным, а в классе привычно играть роль шута-надоеды.
Можно сказать,
что сейчас школьные психологи предпочитают индивидуальную работу со
школьниками, будь то консультирование, психодиагностика или психокоррекция.
Такой подход имеет немалые преимущества, но и немалые недостатки. К последним
следует отнести значительные временные затраты на каждого ученика и своего рода
выборочность, то есть возможность оказания психологической помощи только
единицам из тех, кто в ней нуждается. Многолетний опыт работы в школе привел
нас к убеждению, что нет ни одного учащегося, кто бы в какой-то момент остро не
нуждался в помощи психолога. Однако же в силу личностных особенностей и
прежнего опыта (гипертрофированной застенчивости, неумения сформулировать свою
проблему, чувства неудовлетворенности от прежнего обращения и пр.) далеко не
все могут обратиться за помощью. Наконец, в больших школах, всегда найдется
немало таких, кто, хотя и слышал о существовании школьного психолога, не знают
его в лицо или не понимают, что к нему можно прийти со своими бедами. Сам же
психолог, если он плохо знает детей, своим «наметанным глазом» не всегда
определяет тех, кто нуждается в нем в первую очередь, и даже сделав это, далеко
не всегда может предложить свои услуги таким образом, чтобы они были приняты.
Получается, что к нему на прием чаще попадает тот, чьи проблемы были выявлены
запоздало и не им самим, а кем-то со стороны (учителями или родителями), что,
естественно, усложняет работу психолога с данным ребенком. Приобщение психолога
к преподаванию в значительной степени устраняет указанные помехи и, несмотря на
увеличение нагрузки, помогает в индивидуальной работе с детьми.
В настоящее
время говорить о внедрении и преподавании человекознания в школе
преждевременно. Его еще желательно разработать. Но именно школьные психологи
должны участвовать в проектировании и во многом определить содержание системы
курсов человекознания. Этот предмет предназначен для того, что отвечать на
вопросы о человеке и мире человека. Ответы на них мучительно ищут многие
школьники, о чем взрослые часто не подозревают. А кто лучше психолога знает
реальные проблемы, потребности, переживания и интересы учащихся разного
возраста, порождающие такие личные и вечные вопросы?.. Ответы на них в школе
пока не даются. Таким образом, школьные психологи имеют шанс нарушить печальную
школьную традицию давать ответы на еще не родившиеся вопросы.
Список
литературы
Асмолов А.Г.
Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
Мещеряков Б.Г.,
Мещерякова И.А. Ввведение в человекознание. М., 1994.
Мещеряков Б.Г.
Утопические размышления о гуманитарном образовании//«Человек», 1996, N 6, с.
52—58.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/