Теория социального научения (Дж.Роттер)
Теория
социального научения (Дж.Роттер)
Теория
социального научения – когнитивная теория личности второй половины XX в.,
разработанная американским персонологом Роттером. Согласно теории социального
научения, социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью
понятий "поведенческий потенциал", "ожидание",
"подкрепление", "ценность подкрепления",
"психологическая ситуация", "локус контроля". Под
"поведенческим потенциалом" понимается вероятность поведения,
встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразумевается, что каждый человек
обладает определенным потенциалом и набором действий и поведенческих реакций,
сформировавшихся в течение жизни. "Ожидание" в Теории социального
научения относится к субъект, вероятности того, что определенное подкрепление
будет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях. Стабильное ожидание,
генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельность
личности В Теории социального научения различаются ожидания, специфичные для
одной ситуации (специфические ожидания), и ожидания наиболее общие или
применимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опыт
различных ситуаций. "Психологическая ситуация" такова, какой ее
воспринимает личность Особо важным является роль ситуационного контекста и его
влияние на поведение человека и на психологическую ситуацию.
Роттер
определяет "ценность подкрепления" как степень, с которой личность
при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкрепление
другому. На поведение человека влияет ценность ожидаемого подкрепления. Разные
люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу,
уважение со стороны других, кто-то – материальные ценности или более
чувствителен к наказанию и др. Существуют относительно устойчивые индивид,
различия в личностном предпочтении одного подкрепления другому. Как и ожидания,
ценность подкрепления основана на опыте личности и может меняться с течением
времени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от
ожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами.
Предсказание вероятности поведения личности в некоей ситуации базируется на
двух основных переменных – ожидании и ценности подкрепления. В Теории
социального научения предлагается формула для прогноза поведения личности,
базирующаяся на основных понятиях теории: поведенческий потенциал = ожидание +
ценность подкрепления.
Поведенческий
потенциал включает пять потенциальных "техник существования": 1)
поведенческие реакции, направленные на достижение успеха и служащие основанием
социального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации,
которые используются как техники согласования с требованиями др. людей,
обществ, норм и т. д.; 3) защитные поведенческие реакции, используемые в
ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент
(например, такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание,
затушевывание и т. д.); 4) техники избегания – поведенческие реакции,
направленные на "выход из поля напряжения", уход, бегство, отдых и т.
п.; 5) агрессивные поведенческие реакции – это может быть и физическая
агрессия, и символические формы агрессии типа иронии, насмешки, интриг и др.
Ротгер полагал,
что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или
избежать наказания. Цель определяет направление поведения человека в поисках
удовлетворения основных потребностей, которые обусловливают набор различных
типов поведения, включающих, в свою очередь, различные наборы подкреплений.
В Теории
социального научения выделяются шесть видов потребностей, применимых к прогнозу
поведения: 1) "статус признания", означающий потребность чувствовать
себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектре деятельностей; 2)
"защита-зависимость", определяющая потребность личности в защите от
неприятностей и ожидании помощи от других в достижении значимых целей; 3)
"доминирование", включающее потребность влиять на жизнь др. людей,
контролировать их и доминировать над ними; 4) "независимость",
определяющая потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без
помощи других; 5) "любовь и привязанность", включающие потребность в
принятии и любви других; 6) "физический комфорт", включающий
потребность в физической безопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий.
Все др. потребности приобретаются в связи с названными и в соответствии с
удовлетворением основных потребностей личности в физическом здоровье, безопасности
и удовольствии.
Роттер
предполагал, что каждая категория потребностей состоит из трех основных
компонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности. В
сочетании они составляют основу формулы общего прогноза: потенциал потребности
= свобода деятельности + ценность потребности.
Потенциал
потребности представляет собой функцию от свободы деятельности и ценности
потребности, что позволяет прогнозировать реальное поведение личности Человек
склонен стремиться к цели, достижение которой будет подкреплено, а ожидаемые
подкрепления будут иметь высокую ценность.
Базовое понятие
генерализованного ожидания в Теории социального научения –
интернально-экстернальный "локус контроля", базирующийся на двух
основных положениях: 1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют
контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой
локализации – экстернальный и интернальный. 2. Локус контроля, характерный для
опред. личности, надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует
поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это
в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального
поведения.
Для измерения
локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективного контроля,
используется "Шкала интернальности-экстернальности" Роттера. Локус
контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя
активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а в какой –
пассивным объектом действий др. людей и обстоятельств. Экстернальность –
интернальность является конструктом, который следует рассматривать как
континуум, имеющий на одном конце выраженную "экстернальность", а на
другом – "интернальность"; убеждения же людей расположены на всех точках
между ними, по большей части всередине.
Личность
способна добиться большего в жизни, если она верит, что ее судьба находится в
собственных руках. Экстерналы намного сильнее подвержены социальному
воздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются постороннему
воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются
контролировать поведение других. Интерналы в большей степени уверены в своей
способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения
других.
Личность с
экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируются
внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные
люди и непредсказуемые силы окружения. Личность с интервальным локусом контроля
верит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями и
способностями.
Экстерналам
присуще конформное и зависимое поведение. Интерналы в отличие от экстерналов,
не склонны к подчинению и подавлению других, и сопротивляются, когда ими
манипулируют и пытаются лишить степеней свободы. Экстерналы не могут
существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. Интерналы
лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.
У экстерналов
чаще возникают психологические и психосоматической проблемы, чем у интерналов.
Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и
стрессам, развитию неврозов. Установлена связь высокой интернальности с
положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и
идеального "Я". Интерналы обнаруживают более активную, чем у
экстерналов, позицию по отношению к своему психическому и физическому здоровью.
Экстерналы и
интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций, в
частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального
объяснения. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме и
ситуации, большую ответственность, чем экстерналы, в отличие от экстерналов
избегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.
В целом в
Теории социального научения подчеркивается значение мотивационных и когнитивных
факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и
делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с др.
людьми и элементами окружения. Эмпирические выводы и методич. инструментарий,
разработанный в Теории социального научения, активно и плодотворно используется
в эксперимент. исследованиях личности.
Список
литературы
Н. И. Повякель.
Теория социального научения (Дж.Роттер)