Влияние мировоззрения на самосознание и мироощущение старших школьников
Влияние
мировоззрения на самосознание и мироощущение старших школьников.
Особенностью мышления старшего
школьника является его личный характер. Этот личный характер мышления связан с
тем, что в этот период у него формируется не только обобщенное представление об
окружающей действительности, но и обобщенное представление о самом себе,
складывающееся в понимание и переживание
своего Я, своей индивидуальности, своей
личности.
Л. С. Выготский говорил:
«Выделение себя из окружающего мира, развитие истинного отношения к среде
возникают у ребенка постепенно путем ряда качественно отличных друг от друга
ступеней в развитии сознания своей личности и ее единства, с одной стороны, и в
развитии сознания действительности и ее единства, с другой стороны». Оба эти
синтеза, возникающие в мышлении ребенка, он называл личностью и
мировоззрением.
В юношеском возрасте мышление в
понятиях, определяемое задачами, которые в этот период ставит перед школьниками
жизнь, заставляет их систематизировать и обобщить свои представления о самом
себе, разобраться в своих действиях и поступках, в своих побуждениях и
переживаниях. Все процессы сравнения себя с другими, выделение сходного и отличного,
понимания своих особенностей, своих возможностей, и слабостей происходят теперь
на ином, значительно более высоком уровне. Возникает более устойчивое и более
или менее верное представление о своем Я, как о некотором индивидуальном целом,
отличном от других людей. Возникает новая форма обобщенного самосознания.
Этот факт ведет к целому
комплексу важнейших психологических следствий. Начнем с того, что обобщенный
характер самосознания способствует становлению следующего процесса: выбор
своего дальнейшею жизненного пути перерастает в этом возрасте в проблему
самоопределения; ведь с появлением устойчивого представления об особенностях
своей личности возникает и потребность найти свое место в общем потоке жизни,
который также в этот период начинает осмысливаться в отвлеченных философских
категориях.
Что об этом говорится в
психологии?
Прежде всего следует отметить,
что нет ни одного психолога, занимавшегося этим возрастом, который не отмечал
бы романтизма, свойственного юноше, его стремления решать свою судьбу в
«мировом» масштабе, его тяги найти себя, свое предназначение в жизни,
определить смысл своего существования. Однако указание на наличие этих
особенностей не сопровождается, как правило, попыткой понять их источник.
Исключение составляют биологически настроенные психологи, которые связывают
указанные черты с фактом полового созревания. Одни считают при этом, что здесь
имеет место подъем и стабилизация общего развития ребенка, наступающие после
завершения «негативной фазы»; другие— вслед за фрейдовским учением — ищут
объяснение в процессах сублимации, которые в юношеском возрасте в связи с
наступающей половой зрелостью имеют особенно интенсивный характер. Но в
большинстве случаев психологи просто констатируют и описывают указанные
особенности, считая их как бы имманентно присущими данному периоду развития.
Наиболее существенный компонент
этой ситуации развития заключается в
особом характере связи юноши со средой,
или, иначе говоря, в особом, глубоко опосредствованном влиянии, которое
оказывает среда на психическое развитие в данном возрасте.
Формирование в юношеском
возрасте мировоззрения, т. е. обобщенного систематизированного представления о
мире в целом, о его законах и требованиях, безгранично расширяет ту среду, в
которой живет юноша. Здесь «вторая среда» уже не отдельный образ или
представление и не совокупность усвоенных норм и правил поведения, а обобщенная
и систематизированная картина мира, в котором юноша хочет быть гражданином.
Вместе с тем именно в этот период возникает и обобщенное представление о
личности человека и о себе самом. Естественно, что в юношеском возрасте
возникает потребность слить все это в единую смысловую систему, и тем самым
найти и определить смысл своего собственного существования. Таким образом,
специфика данного этапа возрастного развития заключается в том, что юноша в
идеальном плане выходит далеко за рамки не только актуально данной конкретной
ситуации, но и окружающей его материальной и общественной среды и начинает
мыслить и переживать себя как «гражданина мира». Философская направленность
личности и потребность разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении свойственна юному возрасту
Хотелось бы обратить внимание
еще на одну особенность философских исканий и исканий своей «миссии» в
юношеском возрасте, а именно, на их
крайне общий, неконкретный характер.
Учащиеся этого возраста хотят «приносить пользу», «способствовать
совершенствованию», «быть полезным членом общества» и т. д. и т. п. При этом
часто такого рода абстрактное «самоопределение» ничего общего не имеет с очень
разумным, иногда даже расчетливым выбором профессии.
На такую двуплановость
самоопределения: через деловой выбор профессии и через общие, лишенные кон-
кретности искания смысла своего существования, указывают многие авторы.
Отрыв абстрактных исканий от
реального жизненного плана является, по-видимому, следствием двух
обстоятельств. Оно, безусловно, связано с (особенностями развития абстрактного
мышления в этом (возрасте, которое характеризуется отсутствием умения
рассмотреть общее положение в свете соответствующих конкретных данных, т. е. с
трудностями конкретизации общих положений. Но главная причина заключается в
том, что в старшем школьном возрасте лишь начинает формироваться этот
теоретический, философский контекст его мироощущения, его «отрыв» от реального
плана взаимоотношений с окружающим и переход в план «идеальной среды».
Самоопределение юноши и несет на себе черты этого становления. К концу
юношеского возраста, к наступлению зрелости эта двуплановость ликвидируется.
Однако психологическая сторона этого процесса никем и нигде еще не была
прослежена.