Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга
Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза
функциональной асимметрии полушарий мозга
М. Сандомирский, Л. Белогородский, Д. Еникеев
Предметом
нашего рассмотрения будет являться рассмотрение взаимосвязи возрастной
периодизации развития психики (развития личности, интеллектуального и
социального аспектов развития) с этапностью развития в онтогенезе функциональной
асимметрии полушарий (ФАП), а также возрастная регрессия с возвратом к
онтогенетически более ранним формам организации ФАП (искусственные сенситивные
периоды). Индивидуально-типологическое личностное развитие описывается с точки
зрения типологического подхода К.Г.Юнга[1], интеллектуальное - применительно к
развитию когнитивных структур по Ж.Пиаже [2; 3], социальное развитие
представляется в рамках психодинамических концепций, применяемых в
психотерапии. Вначале необходимо рассмотреть общие закономерности психического
развития и его возрастной периодизации.
1. Общие
принципы возрастного психического развития. Сенситивные периоды.
В развитии
психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями
формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а
также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической
восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее ярко проявляющейся в
развитии речевых функций (сенситивные периоды). Выделяются также критические
периоды, или кризисы развития (Л.С.Выготский [4]), через смену которых
происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При
этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого
изменения, "скачка" развития (А.Коссаковский [5]). Физиологически
критический период характеризуется "преобразованием одного доминантного
состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое
доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде"
(И.А.Аршавский [6]). Критичность развития ВПФ, приуроченного к определенному
периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей
эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ
данного периода (Я.Л.Коломинский [7]). В этой связи понятия сенситивных и
критических периодов во многом близки и нередко объединяются (И.С.Кон, 1979
[8]). Известно, что неравномерность психического развития является его
неотъемлемым, внутренне ему присущим свойством (Б.Г.Ананьев [9]). При этом
необходимо рассматривать ее не только во внешнем аспекте, как неравномерность
темпов развития психики в целом - чередование периодов ускорения и замедления
темпов развития, а в критические фазы возможность кратковременного регресса -
но и во внутреннем, структурном аспекте, как асинхронность развития отдельных
функциональных систем, либо различных подсистем внутри одной системы
(межсистемная и внутрисистемная гетерохрония, по П.К.Анохину [10]).
Гетерохрония, являясь отражением внутренней противоречивости развития, может
рассматриваться как его внутренний источник (Л.И.Анцыферова, 1988 [11]) Другим
основополагающим принципом психического развития представляется принцип
эпигенеза, являющийся общим системным принципом прогрессивного развития,
формирования систем все более возрастающей сложности с переходом к более
высоким уровням организации путем интеграции прежних способов организации с
новыми с последующей их модификацией (Е.Ф.Рыбалко [12]). Индивидуальность
темпов развития, отсутствие единого унифицированного ритма развития для всех
детей (А.Валлон, цит. по [13]) при сохранении общих закономерностей развития -
перехода от одного периода к другому, наличия единого плана, или вернее,
последовательности стадий развития позволяет говорить лишь об ориентировочных
возрастных границах каждого периода, с выраженными индивидуальными вариациями.
Размах вариации с возрастом имеет тенденцию к росту при переходе от одного
периода к другому, соответственно возрастные границы периодов становятся более
размытыми. Это связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли
генетических факторов развития с присущей им жесткой детерминированностью, и
возрастания влияния факторов социальных, более вариабельных. При этом более
значимую роль начинает играть индивидуальный опыт как фактор развития
(М.Тышкова, 1990 [14]). В частности, подобное снижение влияния генетических
факторов в период пубертатного созревания было показано Н.Г.Липовецкой с соавт.
(1975 [15]). По мнению М.С.Егоровой, В.В.Семенова (1988 [16]) с возрастом
уменьшается степень генетической обусловленности межиндивидуальной изменчивости
таких черт темперамента и личности, как активность, эмоциональность,
социабельность, экстраверсия и интроверсия, невротизм. Можно сослаться также на
эволюционногенетический принцип (Т.М.Марютина, 1988 [17]), согласно которому
филогенетически более молодые функции обладают большей индивидуальной
изменчивостью. Подобный принцип может быть применим к описанию не отдельных
ВПФ, а филогенетически различных функциональных подсистем, последовательно
входящих в целостную мозговую организацию соответствующих ВПФ на разных этапах
онтогенеза. Как будет рассматриваться далее, на ранних этапах (младенческий и
ранний детский периоды) это подсистемы, связанные в первую очередь с
проекционными зонами коры; на последующих этапах (дошкольный и школьный
периоды) - подсистемы, связанные с фронтальным неокортексом, филогенетически
более молодым образованием.
2.
Психодинамическая периодизация возрастного развития психики.
В основе
психодинамических концепций развития лежит выдвинутое еще З.Фрейдом
предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура
формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на
протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим
ребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствии
проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (т.н.
трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения
и пр. Развитием данного положения являются представления А.Адлера об
индивидуальном стиле жизни, связанном со стратегией самоутверждения, или
жизненном плане, описываемом им как "самодовлеющая
целенаправленность", из которой "проистекает целостность
личности" [18]. В современных психодинамических схемах эти фрейдовские
представления трансформировались в понятия о "жизненном сценарии"
(Э.Берн [19]) или "исходной потенциальной способности к установлению
отношений", образующей "незаполненную матрицу, в которую в ходе
дальнейшего развития будут вписываться все последующие системы отношений"
(Л. Шерток [20]). Известная фрейдовская периодизация личностного развития
делает основной акцент на развитии либидо [21], рассматривая его как важнейшую
движущую силу развития и описывая тем самым в основном развитие
психосексуальное. Она включает 4 этапа: оральный (первый год жизни), анальный
(приучение ребенка к регулированию физиологических отправлений, до 2-3 летнего
возраста), фаллический (промежуточный, латентный) и генитальный (приуроченный к
началу полового созревания). При этом, по мысли Фрейда, может происходить как
бы "застревание" на определенных этапах развития, приводящее к
формированию у взрослого индивида личностных черт, описываемых как
"оральный характер" или "анальный характер". Одной из
ведущих современных психодинамических концепций периодизации
личностно-социального развития является схема Э.Эриксона (Э.Эриксон [22; 23];
Д.Элкинд [24]), с точки зрения которой психическое развитие индивида,
формирование "идентичности" проходит через ряд психосоциальных
кризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор
позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт,
определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме.
Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются
неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут
проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются,
наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности
(эпигенез). В контексте данной работы наибольший интерес представляют первые 4
этапа, являющиеся как бы развитием фрейдовской периодизации (см. табл. 1). Во
многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в
которых прослеживается эпигенетический принцип. Сюда в первую очередь
необходимо отнести схему жизненных установок в трансактном анализе Э.Берна
[19], лежащую в основе т.н. "жизненного сценария": отношение к себе и
близким "Я+/-" и "Ты+/-", образующие в сочетании 4 базовые
позиции - "Успех", "Превосходство",
"Депрессивность", "Безнадежность"- дополняемые отношением к
социуму - "Они+/-"). Данная схема, которая также складывается в
первые годы жизни (Т.Харрис [25]), рассматривается М.Е.Литваком (1995 [26]) с
добавлением установки "Труд+/-" (отношение к предметной деятельности)
как "социоген" - стабильный личностный комплекс, формирующийся в
возрасте до 5 лет и определяющий социальные взаимодействия индивида, его
жизненный путь. В терминах психологии схема Э.Берна, являющаяся по сути
метафорической, условной (разработанная для прикладных целей практической
психотерапии, она далека от научной строгости) очевидно, непосредственно
связана с "Я-концепцией". Согласно И.Н.Калинаускасу [27],
"Я-концепция" тесно связана с типом личности и включает 3 основных
блока: "Я как Я", "Я как другой", "Я как Мы
(Они)", что перекликается с берновскими личностными установками
"Я/Ты/Они". По мнению автора данной модели, описываемый ей тип
личности складывается к 5-6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем свою
стабильность, и характеризуется индивидуально-типическим способом обработки
информации. Последовательность же формирования этих личностных установок в
процессе возрастного развития, по-видимому, описывается формулой "Ты->
Я-> Они": "Через Ты человек становится Я" (М. Бубер [28]). Во
многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в
которых прослеживается эпигенетический принцип. К психодинамическим моделям
развития личности, базирующимся на принципе эпигенеза, можно отнести и
3-этапную модель В.Шутса [29], представляющую собой не только периодизацию
возрастного развития, но и оригинальную метафорическую модель структуры
личности (Присоединение - Контроль - Открытость). Эта схема имеет очевидную
аналогию с известной в отечественной психологии концепцией трех компонентов
социального развития личности в онтогенезе по А.В.Петровскому [30], включающей
последовательно сменяющие друг друга процессы (1) адаптации, (2)
индивидуализации и (3) интеграции.
3.
Личностно-типологический подход К.Г.Юнга.
К
психоаналитическим взглядам на развитие т.н. "ядра личности"
примыкает и рассматриваемая в аналитической психологии К.Г.Юнга [1] концепция
личностных типов, которые формируются в детстве, начиная с самых ранних его
этапов. Юнговские психологические типы, или социотипы в терминологии
А.Аугустинавичуте (цит. по [31]), описываются далее согласно модели К.Бриггс и
И.Бриггс-Майерс [32], включающей 4 пары альтернативных типологических функций
(ТФ): экстраверсия/интроверсия, рациональность/иррациональность, логика/этика,
интуиция/сенсорика. При этом рациональность/иррациональность, или
рассудительность/импульсивность [33], в явном виде, как отдельная ТФ, была введена
ими в дополнение к юнговской модели. Сам же К.Г.Юнг рассматривал две первые ТФ
(экстраверсию и интроверсию) как личностные установки, одна из которых,
предпочитаемая индивидом, представляет собой т.н. типическую установку,
определяющую особенности данного индивидуального психотипа ("общий тип,
зависящий от установки"). Ее функционирование связывается с осознаваемыми
процессами, с мышлением. "Экстравертное мышление ориентировано на обьект,
интровертное - на самого субьекта" (Д.Шарп [34]). Соответственно другая,
вытесняемая, личностная установка функционирует на уровне подсознания. В числе
4-х последних среди перечисленных ТФ (типов ориентации) выделяются две группы.
Логика и этика относятся, по Юнгу, к рациональным ТФ, интуиция и сенсорика - к
иррациональным. Структура каждого индивидуального психотипа
("функциональный тип") представляет собой комбинацию описанных ТФ,
среди которых Юнгом выделяются:
первичная
(ведущая) ТФ;
полярная, или
парная первичной - подчиненная (вытесненная) ТФ;
две
вспомогательные ТФ.
Если первичная
ТФ большую часть времени представлена в сознании, то вытесненная ТФ проявляется
в основном на бессознательном уровне, лишь в краткие моменты становясь
доступной осознаванию. Вспомогательные же ТФ занимают промежуточное положение.
"Менее дифференцированные функции также и менее осознаны, resp. частью
бессознательны" (К.Г.Юнг [1]). Вместе с вытесненной ТФ они несут в себе
"инфантильные и примитивные черты" (Д.Шарп [34]), составляя т.н.
"тень" в юнговской структуре личности. Тем самым можно сказать, что
модель личности по Юнгу представляет собой индивидуально-типическое
распределение вероятностей активации/осознавания описанных ТФ, или характерную
для каждого личностного типа стратегию переработки информации (М.Е.Сандомирский
[35]; М.Е.Сандомирский, В.В.Гуленко [36]).
4. Этапы
формирования ФАП и периодизация возрастного развития психики.
Существующее
многообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, может
быть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапность
развития ФАП в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности
возрастной динамики психического развития. При этом целесообразно рассматривать
ФАП не только в аспекте межполушарных отношений (латеральная, качественная
асимметрия), но и внутриполушарных взаимодействий (интегральная,
количественно-топографическая асимметрия) в рамках синтетической доминантной
модели межполушарного взаимодействия (В.Л.Бианки, 1989 [37]). Созревание ФАП
представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза
межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного
развития психики (Л.С.Выготский [38]; Л.С.Выготский, А.Р.Лурия [39]).
Формирование ФАП имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия
и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей
личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля (как
предпочитаемых перцептивных стратегий, так и стратегий обработки информации), с
развитием интеллектуального стиля (А.А.Алексеев, Л.А.Громова [40]), а также
более широко - с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно
связанного с типологическими свойствами нервной системы (Е.А.Климов [41]).
Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной
индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным
связать ее формирование, параллельное развитию ФАП, с формированием юнговских
личностных типов [42; 43]. Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие
психики ребенка в каждый возрастной период (А.Н.Леонтьев [44]), в аспекте
формирования ФАП можно рассматривать ведущее в развитии на данный период
полушарие (М.Е.Сандомирский, Л.С.Белогородский, 1996 [42]).
4.1.
Младенческий период.
Известно, что в
младенческом возрасте, до развития речи, восприятие является в значительной
мере целостным - синтетическим, полезависимым (слабая дифференцированность поля
восприятия, в терминологии H.A.Witkin); мышление - предметно-наглядным. Так, по
мнению Г.Клауса (1987 [45]), полезависимость складывается у ребенка в раннем
детстве, уже на 1-2 году жизни. Тем самым в раннем, довербальном периоде
развития психики ребенка, когда функции полушарий весьма близки, когда
собственно ФАП еще не сформирована, восприятие и мышление в целом соответствуют
правополушарному (ПП) способу организации. По сравнению с более старшими
возрастными периодами, мозг ребенка полностью функционирует на данном этапе как
бы в ПП-режиме [42]. Соответственно ПП-способ восприятия и анализа информации
является в его психическом развитии ведущим (опережающим, по Е.А.Сергеенко
[46]) - I период формирования ФАП (см. табл. 1). В отношении развития
интеллектуального, это - период сенсомотор ного развития (Ж.Пиаже [3]), в
котором происходит переход от врожденных рефлексов к произвольным движениям со
все более сложной организацией, выработка автоматизированных двигательных
навыков. В конце данного периода накопленный ребенком опыт приводит к
качественному скачку интеллектуального развития - способности к поиску и
изобретению новых средств для достижения целей. Начальный период охватывает
промежуток от новорожденности до одного - полутора лет (у Ж.Пиаже - до двух
лет). При этом особенно важными в плане личностно-социального развития,
социально-сензитивными являются первые 6 месяцев, рассматриваемые как этап
первичной социализации (J.P.Scott, цит. по Й.Раншбург [47]). Согласно
периодизации Э.Эриксона [22], на данном этапе на основе коммуникации с матерью
(или лицом, осуществляющим уход за ребенком) происходит формирование базового
чувства доверия к окружающим, к миру (позитивный вариант развития) либо
изначального недоверия, изолированности, сопровождающихся ощущением
"отлученности", "разделения", "брошенности"
(негативный вариант). Нерешенные внутренние конфликты данного периода могут
позднее, в зрелом возрасте приводить, по мнению Э.Эриксона [23], к аутизму,
депрессии, "депрессивным формам страха пустоты и покинутости" (т.н.
оральный характер). У В.Шутса [29] этот период и связанная с ним часть структуры
личности рассматривается как "Присоединение" (непосредственный
эмоциональный контакт с матерью, впоследствии же, в более старшем возрасте - с
окружающими). В этом возрасте происходит формирование жизненной установки по
отношению к родителям, входящей в состав жизненного сценария по Э.Берну, или
комплекса установок: "Ты (Вы) +/-". Данный процесс наглядно
связывается с формированием таких юнговских ТФ, как экстраверсия/интроверсия,
проявляющихся в процессе коммуникации как открытость человека или его замкнутость.
Как писал К.Г.Юнг [1], "иногда даже дети в первые годы жизни с точностью
обнаруживают типическую установку", т.е. экстравертированность или
интровертированность. Данные ТФ также определяют преимущественную
направленность психической деятельности индивида вовне (экстраверсия) или в
собственный внутренний мир (интроверсия). Соответственно самыми ранними
признаками экстраверсии Юнг считал быструю адаптацию ребенка к окружающей среде
и интенсивное внимание, уделяемое ребенком внешним объектам, манипуляции с
окружающими предметами. Напротив, интроверсия, согласно Юнгу, проявляется в
раннем возрасте как уединенная, рефлексивная манера поведения, сопровождающаяся
застенчивостью и страхом перед незнакомыми объектами. Данные ТФ, по нашему
мнению, коррелируют с различными типами восприятия по G.S.Klein: экстраверсия -
гибким, с быстрой сменой направленности внимания и типа сосредоточения
(детали/целое); интроверсия - коартированным, обладающим противоположными
характеристиками. На физиологическом уровне указанные ТФ связываются с
особенностями межполушарного взаимодействия - в частности, с интенсивностью
информационного обмена между соответствующими областями обоих полушарий,
сравнительно более высокой у экстравертов.
4.2. Ранний
детский период.
По мере
развития речи и связанных с ней кортикальных центров доминантного полушария
(левого у правшей), последнее становится ведущим в развитии (II период),
привнося свой (аналитический, вербально-логический) способ обработки
информации, свой (аналитический, поленезависимый) способ восприятия -
"левополушарные" (ЛП). В развитии мышления начинается переход от
мышления конкретного к абстрактному, словесно-понятийному, связанное с
формированием собственно сознания, по Л.С.Выготскому [38]. По Ж.Пиаже [3],
данный этап рассматривается как предоперациональная стадия интеллектуального
развития. Она характеризуется развитием символического, образного мышления,
которое представляет собой начальный этап интериоризации мыслительных действий,
приводящей к формированию операционального мышления. К этому же периоду
относится начало осознавания ребенком собственного "Я", развития
"Я-концепции" и формирования самостоятельной регуляции деятельности,
стремление к самостоятельности - "Я сам" (A.Kоссаковский [5]). С
появлением образа "Я" связано и формирование в этом возрасте
берновской жизненной установки индивида по отношению к себе, связанной с
самооценкой: "Я +/-". По Э.Эриксону [22], в этом периоде в связи с
приучением ребенка к самостоятельному контролю физиологических отправлений,
требующим проявления им "автономной воли", формируются такие
личностные черты, как автономия, самостоятельность, в дальнейшем перерастающие
в ответственность и уверенность в себе (позитивный вариант) либо зависимость,
неуверенность, стыдливость (негативный вариант, лежащий в основе развития в
дальнейшем описанного А.Адлером "комплекса неполноценности").
Аналогичные представления находим у В.Шутса [29], в рассмотрении которого
данный этап и соответствующий ему компонент структуры личности представляются
как "Контроль". С появлением ФАП связано начало формирования на
данном этапе таких ТФ, как рациональность/иррациональность, связанных с тем,
какое из полушарий- доминантное или субдоминантное- будет занимать место
инициирующего в формирующейся ментальной стратегии. Названные ТФ связаны
соответственно с такими характеристиками когнитивного стиля, как
рефлексивность/импульсивность. Продолжается данный период до возраста 3-4 лет.
4.3.
Дошкольный период.
III период
характеризуется приматом развития абстрактного мышления (начало операциональной
стадии интеллектуального развития по Ж.Пиаже [3]), в котором наиболее ярко
проявляется принцип культурного развития ВПФ (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия [39]).
На данном этапе, который Ж.Пиаже именует стадией конкретных операций,
происходит совершенствование, углубление процесса интериоризации мыслительных
действий, превращающего их в операции. Завершается данный период в возрасте 6-8
лет, в среднем около 7 лет. В III периоде ускоряются темпы социализации,
начинается осознавание "социального Я" (Л.И.Божович[48]) и
формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов).
Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной
стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в
коллективной деятельности (игровой, затем учебной). В это время начинают
оформляться такие "внутриполушарные" ТФ, как логика/этика,
интуиция/сенсорика. На основе накапливающегося в процессе социализации
коммуникативного опыта происходит формирование берновской жизненной установки
по отношению к социуму: "Они +/-". В схеме Э.Эриксона [22] этот
период связан с самоутверждением ребенка в процессе социализации, в ходе
групповой коммуникации, игры. При этом происходит формирование инициативности,
если проявляемая ребенком инициатива поощряется (позитивный вариант) либо
чувства вины (негативный вариант). В аспекте социализации можно рассматривать и
соответствующий, завершающий этап периодизации В.Шутса
[29]-"Открытость", подразумевающий готовность к социальным
взаимодействиям, открытость для социальных контактов. Психическое развитие
ребенка на данном этапе требует комплементарного развития обоих полушарий, их
взаимодополнения с дальнейшей специализацией и дифференциацией межполушарного
взаимодействия в рамках ФАП. При этом происходит углубление ФАП с возрастанием
ведущей роли доминантного полушария (ЛП). В то же время ряд ВПФ продолжают
сохранять черты преобладания ПП. Так, до завершения формирования ФАП (возраст
10-14 лет) ПП у правшей продолжает оставаться более реактивным, в частности, его
активность преобладает при решении задач, связанных с вниманием (Д.А.Фарбер
[49]). При этом мышление ребенка от 3 до 7-8 лет сохраняет такие черты
"правополушарности", как интуитивный, глобальный характер,
рассматривающий объект как нерасчлененное целое - детский синкретизм, а также
эгоцентризм, представляющий восприятие мира как продолжение своего
"Я" (Ж.Годфруа [50]).
4.4.
Школьный период.
IV период
характеризуется дальнейшей функциональной дифференциацией как меж-, так и
внутриполушарной. Интеллектуальное развитие характеризуется совершенствованием
абстрактного мышления с переходом к стадии формальных операций по Ж.Пиаже [3],
личностно-типологическое - завершением формирования индивидуальной ментальной
стратегии, протекающим под влиянием социально-коммуникативных факторов.
Э.Эриксон [22] данный период развития связывает с коллективной деятельностью,
направленной на достижение конкретных целей (учеба, начало трудовой
деятельности), требующей проявления целеустремленности и предприимчивости и
складывающимся в ходе этой деятельности отношением к труду. Соответственно
возможно развитие трудолюбия (позитивный вариант) либо чувства неполноценности,
некомпетентности (негативный вариант). Аналогичные представления высказываются
М.Е.Литваком (1995 [26]), дополняющим схему жизненных установок по Э.Берну [19]
отношением к труду - установка "Труд +/-".
Табл. 1.
Периоды возрастного развития и формирование Ф А П.
Похожие работы на - Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий мозга
|