Бухгалтер в России…
Бухгалтер в России...
Воронин Михаил Ильич
Бухгалтер
на предприятии всегда был ключевым сотрудником. Какой бы вопрос ни возник -
отразить в учете ту или иную операцию, провести сверку расчетов с поставщиками,
составить договор, решить вопрос с проверяющими и многое другое - всегда
обращались к бухгалтеру. Если без юриста организация еще как-то обходится (что,
конечно же, неправильно), то без бухгалтера - никогда!
Видимо,
понимая значимость фигуры бухгалтера законодатель и правоприменители включили
его в число субъектов различных видов юридической ответственности, в том числе
и уголовной ответственности за налоговые преступления.
Верховный
Суд РФ в декабре 2006 года четко разъяснил, что главный бухгалтер (бухгалтер
при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) может быть привлечен к
ответственности по статье 199 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей
уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с
организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере.
Из
числа налоговых статей УК РФ к бухгалтеру может быть применена также и ст.199-1
УК РФ, в том случае, если предприятие, будучи налоговым агентом, не исполнило
обязанности по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в
соответствующий бюджет (внебюджетный) фонд. Уголовно наказуемым является такое
неисполнение обязанностей налогового агента, которое совершено в крупном или
особо крупном размере.
Порядок
расчета крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов и (или) сборов,
как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст.199 и
ст.199-1 УК РФ, все еще продолжает вызывать трудности на практике. Законом
предусмотрено 2 способа расчета указанного размера: относительный и абсолютный.
При относительном способе крупным размером будет являться сумма неуплаченных
налогов и (или) сборов более 500.000 тысяч рублей, при условии, что доля
неуплаченных налогов и (или) сборов (т.е. инкриминируемая правоохранительными
органами сумма налогов, от уплаты которой организация уклонилась) превысит 10
процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. Особо крупным размером
при том же способе расчета будет сумма, превышающая 2.500.000 рублей, однако
доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превысить 20 процентов
подлежащих уплате сумм налогов.
Следует
обратить внимание, что Верховный Суд РФ дал одно очень важное разъяснение в
пользу налогоплательщиков, указав, что выявленная сумма неуплаченных налогов
(сборов), т.е. по сути та сумма, в уклонении от уплаты которой и обвиняют
должностных лиц предприятия, должна включаться в общую сумму налогов (сборов),
подлежащих уплате. До этого разъяснения, при относительном способе расчета
крупного и особо крупного размера милиция, с благословления прокуратуры,
исключали сумму недоимки из суммы налогов, подлежащих уплате, чем фактически
ухудшали положение директоров и бухгалтеров, которым предъявлялись обвинения по
налоговым статьям УК РФ.
При
абсолютном способе расчета крупным размером признается сумма неуплаченных
налогов и (или) сборов, превышающая 1.500.000 рублей, а особо крупным - свыше
7.500.000 рублей.
Говоря
о налоговых преступлениях бухгалтерам необходимо знать, что, например,
уклонение от уплаты налогов с организаций (ст.199 УК РФ) может совершаться 2-мя
способами: 1. путем непредставления налоговой декларации или иных документов,
предусмотренных налоговым законодательством (выписки из книги продаж, из книги
учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и
выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости,
годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы); 2. путем
включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений,
в частности - умышленное неотражение в них данных о доходах из определенных
источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера
дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при
исчислении налогов и т.д.
Бухгалтерам
важно понимать, что держать в голове возможный уголовно-правовой сценарий
развития событий нужно задолго до возбуждения уголовного дела, с момента
вынесения налоговой инспекцией решения о привлечении организации к налоговой
ответственности или в момент визита на предприятие управления (отдела) по
налоговым преступлениям ОВД (милиции). Если инспекцией или милицией выявлена
сумма недоимки, подпадающая под крупный или особо крупный размер, нужно
начинать готовиться к защите своих прав и вырабатывать соответствующую правовую
позицию.
Одним
из превентивных шагов является обжалование решения налоговой инспекции в
арбитражном суде. В последнее время стала наблюдаться тенденция привлечения
организаций-налогоплательщиков к ответственности в виду наличия в их действиях
признаков недобросовестного налогоплательщика. Воистину понятие
<недобросовестность> стала жупелом для налогоплательщиков, причем
зачастую необоснованным. Как показывает практика, налоговым органам весьма
трудно доказать в судах, что организация как налогоплательщик действовала
недобросовестно. Судебная практика по этому вопросу стала более стабильной,
чему способствовали данные в октябре 2006 года соответствующие разъяснения
Высшего Арбитражного Суда РФ. Так, в частности, высший судебный орган
разъяснил, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить
основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
создание
организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость
участников сделки; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение
налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление
операции не по месту нахождения налогоплательщика; осуществление расчетов с
использованием одного банка; факт нарушения контрагентом налогоплательщика
своих налоговых обязанностей и другие. Однако эти обстоятельства в совокупности
и взаимосвязи с другими обстоятельствами могут быть признаны обстоятельствами,
свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой
выгоды. Поэтому, прежде чем обратиться в арбитражный суд необходимо провести
своего рода юридический аудит финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика на предмет установления потенциально рисковых с точки зрения
налоговых последствий фактов и обстоятельств и подготовки соответствующей
позиции, обосновывающей наличие разумных экономических или иных причин (деловой
цели) в действиях налогоплательщика.
Действия
проверяющих милицейских сотрудников также должны быть критически оценены с
правовой позиции. В случае допущения ими каких-либо нарушений законодательства
их действия и решения могут и должны быть обжалованы в прокуратуру или в суд.
Часто на стадии проведения контрольных мероприятий до возбуждения уголовного
дела сотрудники милиции вызывают работников организации в ОВД для дачи
объяснений. Желательно, чтобы до визитов в правоохранительные органы со всеми
работниками была проведена предварительная беседа с участием адвоката или
юрисконсульта и каждому из работников были даны соответствующие рекомендации.
Даже
если уголовное дело будет возбуждено своевременно проведенная подготовительная
работа будет являться залогом дальнейшей эффективной защиты прав привлеченных к
уголовной ответственности директора или главного бухгалтера. Это тем более
актуально, что уголовная правоприменительная практика в настоящее время
серьезно отличается от практики 90-х годов. Отчасти изменение вектора в
деятельности правоохранительных органов было обусловлено известным уголовным
делом в отношении М.Ходорковского и П.Лебедева. Выпущенные впоследствии многими
издательствами книги, рассказывающие об установленных следственными и судебными
органами в ходе расследования и рассмотрения данного уголовного дела незаконных
налоговых схемах, стали руководством к действию для следователей, прокуроров и
судей, в их кабинетах теперь часто можно увидеть эти книги. В этом отношении
уголовная и арбитражная практика во многом стали приближены к друг другу. Там
где арбитражный суд устанавливает признаки недобросовестности налогоплательщика
правоохранительный орган усматривает наличие налоговой схемы, основанной на
фиктивных сделках. Налогоплательщик должен знать об этих и других тенденциях
правоприменения с тем, чтобы своевременно и эффективно защищать свои права и
интересы. Это непросто, но возможно. И не всегда нужно договариваться с нужными
людьми о неофициальной помощи, особенно тогда, когда есть позиция -
обоснованная и убедительная. Целесообразнее пригласить специалиста и
разобраться в сложившейся ситуации. Как минимум, это безопаснее, тем более что
статью 291 Уголовного кодекса РФ еще никто не отменял!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://infourist.ru/