ввозимых в рамках международного сотрудничества государств ЕАЭС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией ЕАЭС.
При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств ЕАЭС от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:)транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;)продукция морского промысла судов государств ТС, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств ЕАЭС;)товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств ТС или их законодательства;)валюта государств ЕАЭС, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги в соответствии с законодательством государств ТС;)товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;)товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);)товары, ввозимые в рамках таможенных процедур, предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;)товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;)товары, подлежащие обращению в собственность государств ЕАЭС, в случаях, предусмотренных их законодательством.
Комиссия ЕАЭС составляет и обновляет на основании предложений государства - участника ЕАЭС перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля над целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов.
Государства - участники ЕАЭС обеспечивают контроль над целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств - участников ЕАЭС.
Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство - участник ЕАЭС, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, это государство - участник ЕАЭС вносит в Комиссию ЕАЭС предложение по механизму контроля над использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств - участников ЕАЭС.
Льгота применяется государством - участником ЕАЭС в случае согласия Комиссии ЕАЭС с предложенным механизмом таможенного контроля над использованием ввозимых товаров.
Тарифные льготы при вывозе товаров с территории Российской Федерации регулируются Законом РФ "О таможенном тарифе" (ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ).
По решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:)вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;)вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.)Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС, международными договорами Российской Федерации. [2]
Предоставление указанных преимуществ гражданам и организациям проводится на основании Таможенного кодекса и действующих законодательных актов РФ. Такими смягчениями в порядке оформления и контроля могут воспользоваться:)иностранцы;)курьеры консульств и посольств зарубежного государства;)представители делегаций и их члены;)международные межправительственные общества, представительства стран в их составе, персонал этих учреждений;)члены дипперсонала, должностные сотрудники консульств, государственные представители, которые осуществляют транзитное передвижение по России.
Предоставление таможенных льгот имеет место только при строгом соблюдении норм передвижения товаров внутрь страны.
Льготы в 2015 году при оформлении или контроле покрывают товары и транспорт, которые принадлежат представительствам и организациям международного уровня, персоналу или должностным лицам этих обществ, некоторым иностранным фирмам и их родственникам. Реализуются они следующим образом:)официальная почта не вскрывается, не проходит досмотр;)то же правило действует и по отношению к консульской вализе, которая содержит документацию;)отсутствие личного досмотра при пересечении границы применительно к вышеуказанным гражданам и представителям организаций. [8]
.Статистические показатели внешнеэкономической деятельности
.1 Анализ импорта Уральского федерального округа за 2014 год
таможенный льгота пошлина налог
Импорт Уральского федерального округа в 2014 году составил 6846.4 млн.дол.США. На страны дальнего зарубежья пришлось 95.7% от стоимостного объема импорта (6549.8 млн.дол.США), а на страны СНГ - 4.3% (296.6 млн.дол.США). Для определения темпов роста используется метод деления показателя за отчетный период (2014 год) на показатель за базисный период (2013 год) и умножения на 100 %. Для расчета темпа роста в % по показателю импорта используем графу показателей импорта стран дальнего и ближнего зарубежья 2013 и 2014 года.
По сравнению с 2013 годом стоимостной объем импорта сократился на 12.9% за счет уменьшения поставок из стран дальнего зарубежья на 10.5% и из стран СНГ на 44.9%.
Весовой объем импорта Уральского федерального округа за 2014 год составил 1693.5 тыс.тонн, при этом на страны дальнего зарубежья пришлось 78.0% от весового объема импорта (1320.8 тыс.тонн), а на страны СНГ - 22.0% (372.7 тыс.тонн). По сравнению с 2013 годом весовой объем импорта сократился на 10.4% за счет уменьшения поставок из стран дальнего зарубежья на 1.8% и из стран СНГ на 31.5%.
По субъектам, входящим в Уральский федеральный округ, импорт в 2014 году распределился следующим образом:.44.7% от общего объема импорта пришлось на Свердловскую область (3063.1 млн.дол.США, сокращение на 14.7%);.24.0% - на Челябинскую область (1643.2 млн.дол.США, сокращение на 27.9%);.18.1% - на Ханты-Мансийский автономный округ (1242.1 млн.дол.США, увеличение на 18.4%);.8.3% - на Тюменскую область (571.1 млн.дол.США, увеличение на 15.2%);)2.9% - на Ямало-Ненецкий автономный округ (199.8 млн.дол.США, сокращение на 41.2%);)1.9% - на Курганскую область (127.2 млн.дол.США, увеличение на 23.1%).
Основные импортные поставки в 2014 году были осуществлены из:
)Китая - 1672.6 млн.дол.США (24.4% от общего объема импорта);
)Германии - 1045.0 млн.дол.США (15.3%);
)США - 926.3 млн.дол.США (13.5%);
)Италии - 464.7 млн.дол.США (6.8%);
)Украины - 238.0 млн.дол.США (3.5%);
)Австрии - 204.4 млн.дол.США (3.0%);
)Нидерландов - 184.8 млн.дол.США (2.7%);
)Польши - 184.0 млн.дол.США (2.7%).
При импорте товаров из развивающихся стран взимается 75% от ставки импортной таможенной пошлины. К таким странам отнесены: Китай, Нидерланды.
Товары, происходящие из стран СНГ полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Рассмотрев, распределение объемов импорта по товарной структуре Уральского федерального округа в 2014 году по сравнению с 2013 годом, делаем вывод, что 62.6% от общего объема импорта в 2014 году составили машины, оборудование и транспортные средства (товары 84-90 групп ТН ВЭД) и по сравнению с 2013 годом стоимостные объемы поставок уменьшились на 12.7%, а весовые объемы на 19.6%. Из них:)45.3% (или 28.4% от всего импорта) - реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления; их части (товары 84 группы по ТН ВЭД) (сокращение по стоимости на 19.8% и по весу на 14.5%);)19.2% (или 12.1% от всего импорта) - электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура; аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука; их части и принадлежности (товары 85 группы по ТН ВЭД) (сокращение по стоимости на 28.6% и по весу на 37.0%);)18.2% (или 11.4% от всего импорта) - летательные аппараты, космические аппараты, их части (товары 88 группы по ТН ВЭД) (увеличение по стоимости на 32.0% и по весу на 13.1%);)8.0% (или 5.0% от всего импорта) - инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности (товары 90 группы по ТН ВЭД) (сокращение по стоимости на 8.0% и по весу на 13.8%);)5.7% (или 3.5% от всего импорта) - средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и оборудование (товары 87 группы по ТН ВЭД) (сокращение по стоимости на 26.9% и по весу на 20.8%);)3.2% (или 2.0% от всего импорта) - железнодорожные и трамвайные локомотивы, подвижной состав и их части; путевое оборудование и устройства для железнодорожной или трамвайной сети и их части; механическое (включая электромеханическое) сигнальное оборудование всех видов (товары 86 группы по ТН ВЭД) (увеличение по стоимости в 3.8 раза, но сокращение по весу на 15.2%);)13.7% - металлы и изделия из них (товары 72-83 групп ТН ВЭД) (увеличение стоимостных объемов на 0.5% и весовых объемов на 10.1% по сравнению с 2013 годом). Из них:)43.9% (или 6.0% от всего импорта) - изделия из черных металлов (товары 73 группы по ТН ВЭД) (сокращение по стоимости на 8.7% и по весу на 24.4%);)24.2% (или 3.3% от всего импорта) - черные металлы (товары 72 группы по ТН ВЭД) (увеличение по стоимости на 48.9% и по весу на 85.9%);)16.6% (или 2.3% от общего объема импорта) - цветные металлы и изделия из них (товары 74-81 групп ТН ВЭД) (уменьшение стоимостных объемов на 20.8% и весовых объемов на 19.0%);)10.8% - продукция химической промышленности, каучук (товары 28-40 групп ТН ВЭД), что на 21.4% меньше по стоимости, но больше на 2.2% по весу по сравнению с 2013 годом. Из них:
)35.3% (или 3.8% от всего импорта) - полимерные материалы, пластмассы и изделия из них (товары 39 группы по ТН ВЭД) (увеличение по стоимости на 4.5% и по весу на 23.0%);
)20.1% (или 2.2% от всего импорта) - продукты неорганической химии; соединения неорганические и органические драгоценных и редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов (товары 28 группы по ТН ВЭД) (сокращение по стоимости на 54.8% и по весу на 9.7%);
)12.9% (или 1.4% от всего импорта) - каучук, резина и изделия из них (товары 40 группы по ТН ВЭД) (увеличение по стоимости на 4.5% и по весу на 4.6%);
)10.6% (или 1.1% от всего импорта) - смешанные химические продукты (товары 38 группы по ТН ВЭД) (сокращение по стоимости на 7.9% и по весу на 12.0%);
)4.0% - продовольственные товары и сырье для их производства (товары 01-24 групп ТН ВЭД) (уменьшение стоимостных объемов на 19.5% и весовых объемов на 2.6% по сравнению с 2013 годом);
)2.5% - минеральные продукты (товары 25-27 групп ТН ВЭД), что на 12.9% меньше по стоимости и на 19.8% по весу по сравнению с 2013 годом;
)1.6% - текстиль, текстильные изделия и обувь (товары 50-67 групп ТН ВЭД) (уменьшение стоимостных объемов на 16.3% и весовых объемов на 14.6% по сравнению с 2013 годом);
)1.1% - древесина и целлюлозно-бумажные изделия (товары 44-49 групп ТН ВЭД), что на 25.7% меньше по стоимости и на 14.5% по весу по сравнению с 2013 годом;
)0.2% - кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (товары 41-43 групп ТН ВЭД) (уменьшение стоимостных объемов на 31.8% и весовых объемов на 10.4% по сравнению с 2013 годом);
)3.3% - другие товары (товары 68-71, 91-97 групп ТН ВЭД), что на 16.2% меньше по стоимости и на 23.2% по весу по сравнению с 2013 годом. [5].
2.2 Импорт льготных товаров
Основную долю составляют льготы по уплате таможенных платежей, предоставленные таможнями в отношении указанных товаров:
товары, оформленные по межправительственным соглашениям в рамках производственной кооперации СНГ, - предоставлено льгот на сумму 186,26 млн. руб., (4,657 млн.дол.США) что составляет 40,00 % от общего объёма льгот;
имущество в качестве вклада в уставный капитал - предоставлено льгот на сумму 163,28 млн. руб.,(4,082 млн.дол США) что составляет 35,06 % от общего объёма льгот;
временно ввезённые транспортные средства, используемые для осуществления международных перевозок товаров и пассажиров, - предоставлено льгот на сумму 42,79 млн. руб.,(1,069 млн.дол.США) что составляет 9,19 % от общего объёма льгот;
товары, ввезённые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранных государств, а также для оказания безвозмездной помощи и (или) на благотворительные цели по линии международных организаций, - предоставлено льгот на сумму 16,26 млн. руб., (0,406 млн.дол.США) что составляет 3,49 % от общего объёма льгот;
товары, оформленные в качестве многооборотной тары, - предоставлено льгот на сумму 11,28 млн. руб.,(0,282 млн.дол.США) что составляет 2,42 % от общего объёма льгот;
товары в качестве гуманитарной помощи - 8,37 млн. руб.,(0,210) что составляет 1,80 % от общего объёма льгот;
важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника - предоставлено льгот на сумму 5,56 млн. руб.,(0,139 млн.дол.США) что составляет 1,19 % от общего объёма льгот;
товары в качестве технической помощи - 4,92 млн. руб, (0,123 млн.дол.США) что составляет 1,06 % от общего объёма льгот.
Таким образом, основную массу составляют льготы по уплате таможенных платежей, предоставленные таможенными органами в отношении товаров, ввезённых в рамках СНГ-40,00 % и в качестве вклада в уставный капитал, 35,06%, а также временно ввезённых транспортных средств, используемых для международной перевозки товаров и пассажиров, 9,19 % соответственно 40,00.
По сравнению 2014 года с аналогичным периодом 2013 года сумма льгот по уставному капиталу уменьшилась на 27 % (163,28 млн. руб.(4,083 млн.дол. США) в 1 полугодии 2014 г. против 224,29 млн. руб.(5, 607 млн.дол.США) в 1 полугодии 2014 г.), что обусловлено снижением объёма иностранных инвестиций в имущественной форме.
Таким образом, сложив предоставленные льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров, получаем сумму равную 10 968 000 руб (438, 72 млн.дол.США)
Приняв весь импорт Уральского Федерального округа (6846,4 млн.дол.США) за 100 %, рассчитываем в процентном соотношении сколько % составил импорт льготных товаров (438,72 млн.дол.США). Получаем 6,4 % от всего импорта товаров за период 2014 года составил импорт льготных товаров. (438,72*100/6846,4=6,4 %).
Доля импортных товаров на российском рынке уменьшится от 15 до 50 процентов. На этот фактор, несомненно, окажет серьезное влияние сильно дорожающие доллар и евро. Многим россиянам просто не на что будет приобретать иностранную продукцию. Большая доля импортных пищевых продуктов - неконкурирующий импорт. Тем не менее Россия наращивает темпы политики импортозамещения.
Главной целью импортозамещения является создание той среды для национальной промышленности, в которой будет наблюдаться больший ее рост. Устойчивое экономическое развитие государства возможно только в случае значительного увеличения уровня промышленного самообеспечения, повышения объемов выпуска продукции внутри страны. Импортозамещающий товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами.
Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к:
росту занятости населения, и как следствие снижению безработицы и повышению уровня жизни;
повышению уровня научно-технического прогресса и как следствие уровня образования;
укреплению экономической и продовольственной безопасности страны;
росту спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;
сохранению валютной выручки внутри страны и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны.
Импортозамещение - это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, который направлен на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом этого типа должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции предприятий посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.
Значительное импортозамещение наблюдалось в России после сильной девальвации рубля, произошедшей в 1998 году. В 1998 году объём импорта в Россию сократился на 20 % (до $74 млрд.), в 1999 году - ещё на 28 % (до $53 млрд.). Вызванное девальвацией снижение импорта стало важнейшим фактором экономического роста. Особенно сильное благотворное влияние фактор импортозамещения оказал на обрабатывающие производства в 1999-2000 годах.
В дальнейшем импортозамещение продолжилось, но уже было менее интенсивным. Дополнительный толчок ему дал экономический кризис 2008-2009 годов, сопровождавшийся значительным падением курса рубля. Импортозамещение, в частности, коснулось отдельных видов пищевой продукции (например, мяса, подсолнечного масла, сахара), а также автомобилей (импорт готовых машин заменяется их сборкой в России со значительной локализацией). Отдельно следует отметить импортозамещение украинской продукции. Рост российского производства стальных труб, железнодорожных вагонов, компонентов для авиационной и ракетной техники привёл к постепенному сворачиванию их импорта из Украины.
В конце 2013 и в 2014 году курс рубля значительно снизился, что способствовало импортозамещению. Это проявилось в снижении импорта и высоким темпам роста в ряде отраслей, ориентированных на внутренний рынок.
В начале 2014 года произошёл кризис в международных отношениях, связанный с событиями вокруг Украины. Ряд западных стран объявили о возможном введении жёстких санкций в отношении российской экономики. Это активизировало процесс импортозамещения в России, в том числе и на уровне государственной политики.
Пока не все виды импортозамещающей продукции освоены российскими производителями. Тем не менее, доля оборудования и материалов, закупаемых за рубежом, постоянно снижается. Среднегодовой объем закупки продукции за рубежом в 2013 г. составил не более 9 % от общего объема поставляемых МТР.
В то же время, несмотря на устойчивую тенденцию к увеличению доли закупок российской продукции, качество отечественного оборудования в ряде случаев уступает зарубежным аналогам.
Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. Только при международной специализации национальные экономические системы способны достигать такого уровня потребления, который значительно превышает их собственные производственные возможности.
Тем не менее, несмотря на резкий рост курса иностранных валют, население не станет потреблять товары в меньшей степени. А полностью за один год импорт этого вида продукции заменить невозможно.
Если говорить о крупных предприятиях, то они не смогут полностью рассчитывать на замещение импорта. Из-за того, что за несколько лет список промежуточной продукции по импорту комплектующих сильно расширился, отечественные производители просто не смогут сразу заменить ее всю. Это может занять несколько месяцев и даже лет.
На потребителях снижение импорта может отразиться исчезновением либо подорожанием товаров.
Больше всего, снижение импорта отразится на машиностроении и оборудовании. Это инвестиционные товары, которые применяются для изготовления другой продукции, а не приобретаются конечными потребителями.
В то же время сам рубль еще недостаточно слаб, чтобы сама экономика начала процесс замещения импорта.
2.3 Влияние санкций США и стран Запада на экономическую ситуацию в Российской федерации
Во-первых, финансовые санкции. Это санкции, направленные на сокращение инвестирования в российскую экономику: прекращение кредитования ряда крупных российских банков и корпораций на срок более одного месяца и запрет покупки их акций и облигаций; установление запрета на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы.
Во-вторых, санкции, связанные с запретом поставок высокотехнологичного оборудования для инфраструктурных проектов, а также для добычи нефти, газа и минералов, введен запрет на экспорт в Россию вооружений и товаров двойного назначения.
В-третьих, санцкции, ограничивающие деловые связи ряда западных компний с Россией.
В ответ на санкции стран Запада Россия в августе 2014 года ввела запрет на ввоз на территорию России продовольствия, страной происхождения которого являются государства, осуществляющие санкции против России. Суммарный годовой объём продовольствия, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США.
Санкции на поставки технологического оборудования и на деловые связи предприятий - это санкции долговременного действия. Их действие на российскую экономику будет сказываться в долгосрочной перспективе.
Экономические санкции Запада наложились на уже существующие негативные тенденции в российской и экономике.
Восстановительный период роста, начавшийся в 1999г., к 2014 году закончился. Высокие темпы роста в середине 2000-х (7-8%) снизились до 1,3% в 2013г. и практически до нуля в 2014г. Восстановительный рост проходил в условиях благоприятного для России высоких цен на энергоносители и наличия свободных производственных мощностей.
Производство многих товаров в России неэффективно, поскольку их производство дешевле в развивающихся странах (там дешевле труд), а для производства и экспорта высоко-технологичных товаров требуются высококвалифицированная и высоко-оплачиваемая рабочая сила и современные технологии. Для этого нужны значительные инвестиции для модернизации производства. Кроме того необходимы значительные инвестиции в пришедшие в упадок производственную и социальную инфраструктуру (нарастают потери энергии, тепла и воды в распределительных сетях, дороги, накоплен угрожающий объем ремонта жилого фонда).
Для технологического перевооружения только энергопроизводящих и наиболее энергоемких отраслей производства до 2030 года потребуются инвестиции в пределах 2,5-4 трлн. долл., что примерно равно размеру ВВП страны за 1,5-2 года. Без значительного притока иностранного капитала Россия не может решить своих проблем.
Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины - ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.
Инициаторами введения санкций стали руководители США и ведущих государств Евросоюза, к которым присоединились Канада, Австралия, Япония, Норвегия, Швейцария.
Первый пакет санкций был введён в действие после того, как Россия признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России. По мнению ряда стран и международных организаций, присоединение Крыма к России было незаконным.
Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в ответ на присоединение Крыма к России Европейский союз, США, Канада и ряд других стран объявили о введении санкций. Меры включают замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки.
Международные организации 12 марта 2014 года Организация экономического сотрудничества и развития решением управляющего совета приостановила процесс принятия России в свой состав и объявила об усилении сотрудничества с Украиной. Ситуация на Украине, приведшая к угрозам Запада о введении санкций против России, затронула важный вопрос: а насколько чувствительна Россия к экономическим санкциям, какой урон они могут нанести российской экономике и какова степень ее суверенизации?
Применение экономических санкций против России - это демонстративная угроза, которая в текущей ситуации не приведет к реальному применению. Но если спрогнозировать в будущее и представить ситуацию противостояния Западным странам в целях обеспечения национальных интересов, защиты братских народов или иных ситуаций, то вопрос останется открытым: чем придется пожертвовать за это стране и будет ли эта жертва соразмерна цели.
В условиях глобальной экономики представить государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России зависимость от мира может отразиться на ряде сфер.
Во-первых, это обеспеченность страны стратегически важными товарами (продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для машин). В торговом балансе страны главными партнерами остаются страны Европейского Союза (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9 % экспорта) и СНГ(13% импорта и 14% экспорта), крупнейшими из них - Китай и Германия. В случае возможной экономической блокады, при которой в страну перестанут ввозиться стратегически важные ресурсы, Россия может столкнуться с серьезными проблемами нехватки ряда продовольственных товаров, лекарств, комплектующих для производств.
Если представить себе ситуацию военного конфликта, в котором будет замешена Россия, а Запад попытается точечно воздействовать, российский фармацевтицеский рынок останется практически без импортной продукции, так как основной поставщик - это страны Европы (на крупнейших европейских поставщиков приходится 71,8% , на США - 4,7% и на Индию - 6,1%). Доля импортной продукции превышает 70% лекарственного российского рынка.
Во-вторых, это стабильность экспортных поставок энергоресурсов. В частности именно на применении ограничительных механизмов поставок настаивают США, которые внесли законопроект о введении возможных санкций против России. Европа при этом не готова к введению экономических мер против России. С точки зрения установления эмбарго на поставки российской нефти можно быть уверенным, что на данном этапе система выстроена так, что России опасаться нечего. Больше всего нефти страна продает Европе - 67,5%, второй партнер - это Китай, на долю которого приходится 16,85% российской нефти и третье место занимает США - 6%. Так как в европейской структуре потребления нефти на долю российской приходится 46,38% всей нефти, Европе будет просто невыгодно объявлять эмбарго и лишать себя энергоресурсов. В быстрый срок восстановить снабжение не удастся, поэтому с этой точки зрения Европа является надежным партнером. Напротив США, выступающие главными инициаторами санкций, способны объявить эмбарго и прекратить покупку российской нефти, так как она составляет всего 5% от их общего потребления нефти, то есть найти замену в краткие сроки Америка сможет, а значит возможны и санкции США против России. Россия же в свою очередь для компенсации потери партнера могла бы переориентировать свои энергоресурсы на рынки Индии и Японии, которые сейчас потребляют менее 1% российской нефти, или как это заложено в проекте новой энергетической стратегии переориентировать.
Таким образом, ожидать эмбарго на поставки нефти из России не стоит. Газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ: так в Европу через трубопроводы поступает 64,70% российского газа, в страны постсоветского пространства - 27,85%, оставшаяся доля - в Азию в виде сжиженного природного газа. Отечественные сырьевые компании полностью зависимы от европейского газового рынка, в то время как Европа более диверсифицировала свои торговые отношения, доля российского газа в структуре импорта составляет 34,46%, вторым поставщиком выступает Норвегия, третьим - Нидерланды. США удовлетворяют свои потребности в газе за счет Канады, и, по оценкам экономистов с учетом сланцевой революции заинтересованы в том, чтобы Европа постепенно стала переходить на американский сланцевый газ. Но для большинства стран Европы российский газ - важнейшая статья импорта.
В-третьих, падение курса рубля. Заявления об обсуждении вопроса о присоединении Крыма к России снова оказало негативное влияние на национальную валюту.
В-четвертых, снижение котировок на фондовом рынке. Такое стало возможным из-за сложившейся критической ситуации, когда 70% российского фондового рынка принадлежит иностранному инвестору.
В-пятых, приток иностранных инвестиций находится в прямой связи с внешнеполитическим курсом. Если посмотреть на структуру иностранных инвестиций в Россию, то можно увидеть, что США выступают далеко не главным инвестором, на их долю приходится 2,7% всех иностранных инвестиций. Однако при сокращении инвестиций от Вашингтона могут пострадать такие отрасли, как производство кокса и нефтепродуктов (12 % идут от США) и производство машин и оборудования (28,1%).
В-шестых, санкции на банковскую систему и иностранные счета. Именно здесь США имеют наибольшие рычаги давления на Россию. Вашингтон уже пригрозил введением санкций против российских банков, замораживанием счетов российских частных инвесторов и государственных компаний. Европарламент обсуждал аналогичные ограничительные меры в отношении активов российских чиновников. На имущество данный закон не распространяется, поэтому рычаги давления у Европы и США сохраняются. Сложнее с частными активами, общий объем которых неизвестен. Тут остается посоветовать только одно - хранить средства в отечественных банках, не выводить их из российской экономики. Применять экономические санкции не выгодно и Америке. По некоторым оценкам объём российских госсредств, находящихся на счетах в США, составляет около 400 миллиардов долларов.
Россия - это крупнейший держатель долларов США, а, следовательно, замораживать российские активы - это опасное решение для американской валютной системы, которое могло бы вызвать цепную реакцию и существенно ослабить доверие рынка к американской валюте.
Экономические санкции - это явление обоюдное, поэтому и Россия также в ответ на угрозы со стороны Запада способна ввести ограничительные меры. Традиционно российские санкции проходили через ведомство Роспотрбнадзора, которое оказывало давление на страны посредством запрета поставок отдельных товаров. В условиях украинского кризиса Россия уже предприняла первые меры, когда Росссельхознадзор заявил о приостановлении с 10 марта 2014 года решения о снятии запрета на ввоз свинины из США сразу после того, как Пентагон объявил о прекращении военного сотрудничества с Россией.
Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины - ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.
Инициаторами введения санкций стали руководители США и ведущих государств Евросоюза, к которым присоединились Канада, Австралия, Япония, Норвегия, Швейцария.
Применение экономических санкций против России - это демонстративная угроза, которая в текущей ситуации не приведет к реальному применению. Но если спрогнозировать в будущее и представить ситуацию противостояния Западным странам в целях обеспечения национальных интересов, защиты братских народов или иных ситуаций, то вопрос останется открытым: чем придется пожертвовать за это стране и будет ли эта жертва соразмерна цели.
В условиях глобальной экономики представить государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей, невозможно. Однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России зависимость от мира может отразиться на ряде сфер.
Изучив информацию, можно сделать следующий вывод, что вводить экономические санкции против России невыгодно, так как здесь переплетаются интересы и частного бизнеса, и экономического положения страны в целом.
Воздействовать на Россию возможно, но в таком случае последует ответная реакция со стороны России. Однако в то же самое время не стоит забывать, что, несмотря на подобную невозможность и невыгодность санкций, Россия остается к ним уязвима. Причиной того стало то, что Российская Федерация перестала поддерживать обрабатывающую промышленность на самостоятельном уровне и перешла на потребление импортной продукции вместо того, чтобы развивать свое собственное производство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута поставленная цель. А именно: был проведён анализ влияния льгот по уплате таможенных пошлин на импорт товара (в регионе деятельности Уральского таможенного управления).
Проанализировав данные статистические показатели импорта в регионе деятельности Уральского таможенного управления, по двузначным кодам товара, где статистическая стоимость в тысячах долларов, а вес НЕТТО в тоннах мы определяем темпы роста импорта. По сравнению с 2013 годом стоимостной объем импорта сократился на 12.9% за счет уменьшения поставок из стран дальнего зарубежья на 10.5% и из стран СНГ на 44.9%.
Весовой объем импорта Уральского федерального округа за 2014 год составил 1693.5 тыс.тонн, при этом на страны дальнего зарубежья пришлось 78.0% от весового объема импорта (1320.8 тыс.тонн), а на страны СНГ - 22.0% (372.7 тыс.тонн). По сравнению с 2013 годом весовой объем импорта сократился на 10.4% за счет уменьшения поставок из стран дальнего зарубежья на 1.8% и из стран СНГ на 31.5%.
Основные импортные поставки в 2014 году были осуществлены из:
)Китая - 1672.6 млн.дол.США (24.4% от общего объема импорта);
)Германии - 1045.0 млн.дол.США (15.3%);
)США - 926.3 млн.дол.США (13.5%);
)Италии - 464.7 млн.дол.США (6.8%);
)Украины - 238.0 млн.дол.США (3.5%);
)Австрии - 204.4 млн.дол.США (3.0%);
)Нидерландов - 184.8 млн.дол.США (2.7%);
)Польши - 184.0 млн.дол.США (2.7%).
За год импорт в Россию сократился на 9,2%, или почти на $29 млрд - с $315 млрд в 2013 году до $286 млрд в 2014 году, следует из данных Федеральной таможенной службы. Из 20 крупнейших стран-экспортеров в Россию 17 сократили поставки в долларовом выражении; увеличили поставки только США, Казахстан и Бразилия. Основным фактором снижения импорта стала девальвация рубля, волны которой продолжались весь 2014 год.
На падение импорта также повлияло снижение спроса - российский ВВП почти не рос - а также незначительный рост экономик основных торговых партнеров, к примеру, крупнейшего экспортера в Россию Китая (его ВВП в 2014 году вырос всего на 7,4% - самый низкий показатель роста за 24 года).
Падение импорта из Китая, несмотря на декларируемый «разворот» России на Восток, показывает, что реальных условий для этого создано не было, и в целом падение внешнеторгового оборота с этой страной укладывается в рамки общей тенденции.
Наибольшее падение испытала самая крупная категория импортируемых товаров - машины и оборудование: их ввоз в денежном выражении сократился на 12,5%.
Единственная крупная группа товаров в этой категории, в которой объем импорта не снизился, - компьютеры и их комплектующие: в 2014 году их было ввезено почти на $9,9 млрд, т.е. на 9% больше, чем годом ранее, при этом в четвертом квартале рост составил более 27%.
Объяснение увеличения объемов может состоять в том, что импортеры стали более ответственно относиться к декларированию. В последний год на рынке действительно усилился таможенный надзор, и значительная часть поставщиков перешли на схемы прямой поставки.
Во многих случаях провал импорта может говорить об импортозамещении, но лишь в теории. Можно увеличить загрузку мощностей, где возможно - но без изменения качества и при росте цен. Для создания новых мощностей нужны инвестиции, которых нет. Для отдельных видов производства, таких как сельское хозяйство, важен технологический процесс, при котором импортозмещение возможно не ранее чем через 3-5 лет, а это большие риски для инвесторов, поскольку в краткосрочной перспективе ситуация слишком неопределенная.
Были приняты три группы экономических санкций к России странами Запада с марта по октябрь 2014 года по поводу событий в Украине:
Во-первых, финансовые санкции. Это санкции, направленные на сокращение инвестирования в российскую экономику: прекращение кредитования ряда крупных российских банков и корпораций на срок более одного месяца и запрет покупки их акций и облигаций; установление запрета на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы,
Во-вторых, санкции, связанные с запретом поставок высокотехнологичного оборудования для инфраструктурных проектов, а также для добычи нефти, газа и минералов, введен запрет на экспорт в Россию вооружений и товаров двойного назначения.
В-третьих, санцкции, ограничивающие деловые связи ряда западных компний с Россией.
Россия - это крупнейший держатель долларов США, а, следовательно, замораживать российские активы - это опасное решение для американской валютной системы, которое могло бы вызвать цепную реакцию и существенно ослабить доверие рынка к американской валюте.
Экономические санкции - это явление обоюдное, поэтому и Россия также в ответ на угрозы со стороны Запада способна ввести ограничительные меры. Традиционно российские санкции проходили через ведомство Роспотрбнадзора, которое оказывало давление на страны посредством запрета поставок отдельных товаров. В условиях украинского кризиса Россия уже предприняла первые меры, когда Росссельхознадзор заявил о приостановлении с 10 марта 2014 года решения о снятии запрета на ввоз свинины из США сразу после того, как Пентагон объявил о прекращении военного сотрудничества с Россией.
Санкции в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины - ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.
Инициаторами введения санкций стали руководители США и ведущих государств Евросоюза, к которым присоединились Канада, Австралия, Япония, Норвегия, Швейцария.
Так же, при выполнении курсовой работы были выполнены задачи, а именно: изучена литература, посвященная теме курсовой работы роботы, произведён анализ информации, выделено главное, систематизирована полученная информация и сделаны выводы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1."Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). -2009. -Ст.4, 70, 91 [Электронный ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: #"justify">Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН, ПРОИЗВОДЯЩИХ ТОВАРЫ, ОТНЕСЁННЫЕ К ЛЬГОТНЫМ
При ввозе товаров на территорию Евразийского Экономического Союза, действуют льготы (преференции) по уплате таможенных платежей для некоторых групп товаров, направленные на поддержание экономики наименее развитых и развивающихся стран, а также, на исполнение международных соглашений об экономическом и других видах сотрудничества.
Разделение стран, для которых установлены льготы по уплате таможенных платежей, производится по следующим группам:
а) Содружество Независимых Государств: Азербайджанская республика,
Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
При ввозе любых товаров, произведенных на территории стран - участниц Содружества Независимых Государств, импортная таможенная пошлина не взимается.
б) Развивающиеся страны: Албания, Алжир, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бермудские острова, Боливия, Босния и Герцоговина, Ботсвана, Бразилия, Британские Виргинские острова, Бруней, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Гайана, Гана, Гватемала, Гондурас, Специальный административный район Китая Гонконг, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Египет, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иордания, Иракская Республика, Иран, Республика Кабо Верде, Каймановы острова, Камерун, Катар, Кения, Китай, Корейская Народно-, Демократическая Республика, Колумбия, Конго, Республика Корея, Коста-Рика, Кот-дИвуар, Куба, Кувейт, Кука острова, Ливан, Ливия, Маврикий, Македония, Малайзия, Марокко, Республика Маршалловы острова, Мексика, Федеративные Штаты Микронезии, Монголия, Монтсеррат, Намибия, Республика Науру, Нигерия, Нидерландские Антильские острова, Никарагуа, Ниуэ, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман, Острова Св. Елены, Острова Теркс и Кайкос, Пакистан, Панама, Независимое государство Папуа - Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Свазиленд, Республика Сейшельские Острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Республика Сербия, Сингапур, Сирия, Суринам, Таиланд, Токелау, Королевство Тонга, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уругвай, Суверенная Демократическая Республика Фиджи, Филиппины, Хорватия, Республика Черногория, Чили, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Эквадор, Южно-Африканская Республика, Ямайка.
При ввозе товаров из развивающихся стран взимается 75% от ставки импортной таможенной пошлины (предоставляется преференция).
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ЛЬГОТНЫХ ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ НАИМЕНЕНЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН
Наименее развитые страны: Республика Ангола, Исламская Республика Афганистан, Бангладеш, Республика Бенин, Буркина Фасо, Бурунди, Бутан, Республика Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея, Республика Гвинея-Бисау, Джибути, Замбия, Йеменская Республика, Камбоджа, Республика Кирибати, Демократическая Республика Конго, Союз Коморских Островов, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивы, Мозамбик, Мьянма, Непал, Нигер, Руанда, Независимое Государство Западное Самоа, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Республика Сенегал, Соломоновы острова, Сомали, Судан, Республика Сьерра-Леоне, Танзания, Демократическая Республика Восточный Тимор, Того, Тувалу, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия.
Таблица 1.
Товары, на которые действуют льготы по уплате таможенных платежей, происходящие из наименее развитых стран
Группа или код ТН ВЭД ТСНаименование товара02 (кроме 0203, 0207)Мясо и пищевые мясные субпродукты03 (кроме 0305)Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (кроме осетровых и лососевых, а также икры из них)04Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные05Продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные06Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень07Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды08Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь09Кофе, чай, мате, или парагвайский чай, и пряности1006Рис11Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмалы; инулин; пшеничная клейковина12Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж13Шеллак природный неочищенный; камеди, смолы и прочие растительные соки и экстракты14Растительные материалы для изготовления плетеных изделий; прочие продукты растительного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные15 (кроме 1509, 1517 - 1522 00)Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения16Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных1801 00 000 0Какао-бобы, целые или дробленые, сырые или жареные1802 00 000 0Шелуха, оболочки, кожица и прочие отходы какао20 (кроме 2001 10 000 0, 2009 50, 2009 71, 2009 79)Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений2103Продукты для приготовления соусов и готовые соусы; вкусовые добавки и приправы смешанные; горчичный порошок и готовая горчица2104Супы и бульоны готовые и заготовки для их приготовления; гомогенизированные составные готовые пищевые продукты2401Табачное сырье; табачные отходы25 (кроме 2501 00 91, 2529 21 000 0, 2529 22 000 0)Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент26Руды, шлак и зола3003Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи32Экстракты дубильные или красильные; таннины и их производные; красители, пигменты и прочие красящие вещества; краски и лаки; шпатлевки и прочие мастики; полиграфическая краска, чернила, тушь3301, 3302Масла эфирные…; резиноиды…; смеси душистых веществ…3402Вещества поверхностно-активные органические (кроме мыла); поверхностно-активные средства, моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие, содержащие или не содержащие мыло (кроме средств товарной позиции 3401)35Белковые вещества; модифицированные крахмалы; клеи; ферменты3923Изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс; пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс4001Каучук натуральный, балата, гуттаперча, гваюла, чикл и аналогичные природные смолы, в первичных формах или в виде пластин, листов или полос, или лент4403 41 000 0, 4403 49Лесоматериалы необработанные прочие, из древесины тропических пород4407 21 - 4407 29Лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль…, из древесины тропических пород4420Изделия деревянные мозаичные и инкрустированные; шкатулки и коробки для ювелирных или ножевых и аналогичных изделий, деревянные; статуэтки и прочие декоративные изделия, деревянные; деревянные предметы мебели, не указанные в группе 944421Изделия деревянные прочие45Пробка и изделия из нее46Изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и плетеные изделия50Шелк5101Шерсть, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию5201 00Волокно хлопковое, не подвергнутое кардо- или гребнечесанию53Прочие растительные текстильные волокна; бумажная пряжа и ткани из бумажной пряжи56Вата, войлок или фетр и нетканые материалы; специальная пряжа; бечевки, веревки, канаты и тросы и изделия из них5701Узелковые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, готовые или неготовые5702 10 000 0Ковры «килим», «сумах», «кермани» и аналогичные ковры ручной работы5705 00 800 0Ковры и текстильные напольные покрытия прочие, готовые или неготовые, из шерсти или тонкого волоса животных **, ***5808Тесьма плетеная в куске; отделочные материалы без вышивки в куске, кроме трикотажных машинного или ручного вязания; кисточки, помпоны и аналогичные изделия6702 90 000 0Цветы, листья и плоды искусственные и их части; изделия из искусственных цветов, листьев или плодов, из прочих материалов68Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов6913Статуэтки и прочие декоративные изделия из керамики6914Прочие керамические изделия7018 10Бусины стеклянные, изделия, имитирующие жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни и аналогичные небольшие формы из стекла7117Бижутерия9401 51 000 0, 9401 59 000 0Мебель для сидения из тростника, ивы, бамбука или аналогичных материалов9403 81 000 0, 9403 89 000 0Мебель из прочих материалов, включая тростник, иву, бамбук или аналогичные материалы9403 90 900 0Части мебели из прочих материалов9601Обработанные и пригодные для резьбы кость слоновая, кость, панцирь черепахи, рог, рога оленьи, кораллы, перламутр, прочие материалы животного происхождения и изделия из этих материалов (включая изделия, полученные путем формовки)9602 00 000Обработанные материалы растительного или минерального происхождения, пригодные для резьбы, и изделия из них; изделия формованные или резные из воска, стеарина, натуральных смол или натурального каучука или модельных паст, и прочие формованные или резные изделия, в другом месте не поименованные или не включенные; желатин обработанный, неотвержденный (кроме желатина товарной позиции 3503) и изделия из неотвержденного желатина9603Метлы, щетки (включая щетки, являющиеся частями механизмов, приборов или транспортных средств), щетки ручные механические без двигателей для уборки полов, швабры и метелки из перьев для смахивания пыли; узлы и пучки, подготовленные для изготовления метел или щеточных изделий; подушечки и валики малярные для краски; резиновые швабры (кроме резиновых валиков для удаления влаги)9604 00 000 0Сита и решета ручные9606Пуговицы, кнопки, застежки-защелки, формы для пуговиц и прочие части этих изделий; заготовки для пуговиц9609Карандаши простые (кроме указанных в товарной позиции 9608), карандаши цветные, грифели карандашей, пастели, карандаши угольные, мелки для письма или рисования и мелки для портных9614 00Трубки курительные (включая чашеобразные части), мундштуки для сигар или сигарет, и их части9615 11 000 0Расчески, гребни для волос и аналогичные предметы, эбонитовые или пластмассовые9617 00 000 0Термосы и вакуумные сосуды прочие в собранном виде; их части, кроме стеклянных колб97Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат
При ввозе указанных выше товаров из наименее развитых стран, импортная таможенная пошлина не взимается (предоставляется преференция).[9]