Федеральный
округ
|
Территория
|
Население
|
ВРП
|
Промышленная
продукция
|
С/х
продукция
|
Центральный
|
3,8
|
25,6
|
28
|
20,2
|
24,3
|
Северо-западный
|
9,8
|
9,9
|
9,3
|
11,8
|
6,9
|
Приволжский
|
6,1
|
21,9
|
20,2
|
24,2
|
24,4
|
Южный
|
3,4
|
14,9
|
7,7
|
5,9
|
16,2
|
Уральский
|
10,4
|
8,6
|
14,8
|
18,9
|
17,1
|
Сибирский
|
30
|
14,2
|
14
|
13,4
|
16,6
|
Дальневосточный
|
36,4
|
4,9
|
6
|
5,6
|
4,7
|
Центральный федеральный округ.
Состав:
Области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская,
Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская,
Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская.
Город федерального значения: Москва.
Условия для развития хозяйства
Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю, а
положительной стороной – соседство с самым крупным по промышленному потенциалу
Приволжским ФО. Богатейшим ресурсным районом – Европейским севером, а также
важными внешнеэкономическими районами – Украина, Белоруссия.
Полезными ископаемыми округ беден, исключение составляют железные руды
по запасам которых он занимает лидирующее место в стране, и массивы черноземных
почв.
Важнейшие предпосылки экономического развития
1.
Уже созданный крупный экономический потенциал с полифункциональной
отраслевой структурой.
2.
Самая могущая в стране научная база.
3.
Развитая сеть учреждений среднего специального и высшего образования.
4.
Наличие на территории округа столицы РФ.
Население
Наиболее освоенный и заселенный округ России. Самый высоко
урбанизированный округ, хотя по доле городского населения (80%) уступает
Северо-западу (81%). По степени концентрации горожан в крупных и крупнейших
городах и в городских агломерациях, ему нет равных в стране. Две городские
агломерации – Тульская-Новомосковская, Брянско-Людиновская. Центр ФО самый
однородный по этническому составу в стране (русские – 97%).
Отрасли хозяйственной специализации
Черная металлургия; машиностроение (Брянск, Владимир); легкая(Иваново,
Кострома, Владимир, Тверь, Калуга), сахарная промышленности; молочное
животноводство; картофелеводство; овощеводство; выращивание технических культур
(сахарная свекла, подсолнечник, лен); научное обслуживание, наука; высшее
образование; банковско-финансовая деятельность.
Внутрирегиональные различия
На территории округа выделяют 2 района: Центральный и
Центрально-черноземный.
Центральный – высоко индустриальный район с развитым
машиностроением и легкой промышленностью. С крупнейшими в России высшего
образования, науки и научного обслуживания, развитой банковской сферой.
Центрально-черноземный – специализируется на черной металлургии
в отраслях. Основы специализации составляет добыча и обогащение железной руды,
производство железорудного концентрата, выплавка чугуна, стали.
Северо-западный федеральный округ.
Состав:
Республики: Карелия, Коми.
Области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская,
Мурманская, Новгородская, Псковская.
Автономный округ: Ненецкий.
Город федерального значения: Санкт-Петербург.
Условия для развития хозяйства
Выгодное экономико-географическое приморское положение («окно в
Европу»). Незамерзающие порты – Калининграда, Мурманска. Соседство с самыми
экономически развитыми районами – Центральный, Приволжский.
Наиболее богатый природными ресурсами округ европейской части страны:
руды черных и цветных металлов; химическое сырье, лесные и водные ресурсы.
Население
Округ слабо заселен. Почти все население концентрируется на юго-западе
округа. Городское население составляет – 82%.
Отрасли хозяйственной специализации
Морское судостроение; черная и цветная металлургия; химическая и
нефтехимическая промышленность; отрасли лесного комплекса; рыболовство и рыбная
промышленность; морской транспорт; научное обслуживание, наука.
Внутри региональные различия
Округ делится на 2 района:
Северо-запад в составе Санкт-Петербурга, Архангельской, Новгородской,
Псковской и Калининградской областей.
Европейский север – вся остальная территория.
Северо-запад – район обрабатывающей промышленности с крупным
научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его
функционирования велика роль Санкт-Петербурга.
Европейский север – типичный ресурсный район с добычей и
первичной обработкой топлива, руд, черной и цветной металлургии, других видов
сырья, отраслями лесного комплекса, химической промышленности, развит морской
транспорт.
Приволжский федеральный округ.
Состав:
Республики: Башкортостан, Мари-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия,
Чувашия.
Области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская,
Саратовская, Ульяновская.
Край: Пермский.
Условия для развития хозяйства
Благоприятным в экономико-географическом положении является:
1.
Его центральное положение по отношению к размещению населения и
экономическому потенциалу страны, он единственный не приграничный округ.
2.
Соседство с наиболее развитым Центральным ФО, соседство с европейским
севером и Уральским ФО – крупными ресурсными регионами.
3.
Удобное расположение на пересечении крупнейшей по грузообороту речной
артерии страны – Волги. С широтными наиболее грузообороту речной артерии страны
(Волга), с широтными грузонапряженными железнодорожными и трубопроводными
магистралями России.
Недостаток – отсутствие выхода к морю.
Полезные ископаемые: месторождение нефти и цветных металлов, в
лесостепной полосе – крупные массивы с плодородными черноземными почвами, на
севере значительные запасы древесины.
Население
Приволжский ФО хорошо освоенный и давно заселенный регион. ¾
населения округа проживает в городских поселениях, высока степень концентрации
горожан в крупных и крупнейших городах. Здесь сосредоточены 5 из 13 городов
отечественных миллионеров: Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь.
Формируется 2 крупные агломерации с населением более 2 млн. человек каждая
(центр Нижний Новгород, Самара).
Приволжский ФО многонационален: татары, башкиры, удмурты, мордва,
марийцы, чуваши.
Отрасли хозяйственной специализации
Машиностроение, нефтедобывающая промышленность, цветная металлургия,
пищевая промышленность, зерновое хозяйство, возделывание подсолнечника,
мясомолочное животноводство.
Южный федеральный округ.
Состав:
Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия,
Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чеченская.
Края: Краснодарский, Ставропольский.
Области: Астраханская, Волгоградская, Ростовская.
Условия для развития хозяйства
Округ обладает выгодным экономико-географическим положением. Имеет
выход к 3 морям. Соседство с наиболее экономически развитыми округами
Приволжским и Центральным.
Кроме минерально-строительных материалов и источников минеральных вод,
округ беден полезными ископаемыми:
– наиболее эффективное для добычи часть угля Домбаса выработано;
– истощены в результате многолетней эксплуатации месторождение нефти и
газа, кроме ресурсов шельфа Каспия и Астраханского месторождения природного
газа.
Велики гидроэнергетические ресурсы горных рек Кавказа.
Южный ФО обладает самым теплым климатом в стране с длинным
вегетационным периодом, что создает наилучшие в России условия для
растениеводства (виноград, косточковые, на Черноморском побережье – желтый
табак). Огромный рекреационный потенциал.
Население
Самая низкая в стране доля городского населения (56%). 2 города
миллионера: Ростов-на-Дону, Волгоград. Крупных городских агломераций нет. В
этническом отношении при заметном преобладании русских и украинцев велика доля
этносов Северного Кавказа. Напряженная этническая обстановка.
Отрасли хозяйственной специализации
Зерновое хозяйство, возделывание технических культур, овощеводство и
бахчеводство, плодоводство и виноградарство, пищевая промышленность,
санаторно-курортное хозяйство, морской транспорт. Основа Южного ФО
хозяйственная специализация – АПК.
Внутри региональные различия
Основная часть населения и производственного потенциала Южного ФО
размещены на западе, а также в предгорьях Кавказа вдоль Волги и Дона.
Наиболее развиты в экономическом отношении Ростовская, Волгоградская
области и Краснодарский край.
Наименее развитые республики Северного Кавказа и Калмыкия.
Уральский федеральный округ.
Состав:
Области: Свердловская, Тюменская, Курганская, Челябинская.
Автономные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий.
Условия для развития хозяйства
Экономико-географическое положение благоприятное, является соседом с
самым крупным в стране Приволжским ФО. Отрицательным является – отсутствие эффективного
выхода к морю (Карское море – замерзает). Главное богатство Уральского ФО –
крупнейшие ресурсы, запасы нефти и природного газа – Тюменская область. Велики
запасы железной руды и цветных металлов в горнозаводском Урале.
Суровые климатические условия на севере и востоке округа удорожают
хозяйственное освоение его ресурсов.
Население
Имеется 2 города миллионера – Екатеринбург и Челябинск. Формируется
крупная Екатеринбургская агломерация. Этнический состав довольно однороден,
преобладает русские, меньше украинцев и весьма мала доля северных народностей
(ханты, ненцы и т.д.).
Отрасли хозяйственной специализации
Металлоемкое машиностроение – Екатеринбург ; нефтегазовая добывающая
промышленность – 2/3 нефтедобычи (Тюменская область); черная металлургия;
отрасли лесного комплекса; отрасли ВПК.
Внутри региональные различия
Территория делится на 2 района: Горнозаводской (локализуются заводы),
Свердловский и т.д. Имеет хорошее заселение – сплошное. Здесь
полифункциональная структура хозяйства с заметным преобладанием черной
металлургии.
Тюменская область – имеет очаговый характер освоения территории при
чрезвычайно низкой плотности населения (2 человека / км2).
Древесина заготовляемая в Среднеобье используется для использования
строительных материалов и местной строй индустрии.
Пищевая промышленность развита слабо.
Сибирский федеральный округ.
Состав:
Республики: Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия.
Области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская.
Края: Алтайский, Забайкальский, Красноярский.
Условия для развития хозяйства
Экономико-географическое положение исключительно не благоприятное.
Удалено от основных экономических центров страны. Выход к морям
Северно-ледовитого океана – замерзают.
Крупнейшие в России запасы угля, руд, цветных металлов, древесных
хвойных пород, гидроэнергетических ресурсов – основное богатство округа.
Чрезвычайно суровый климат и низкая транспортная освоенность территорий,
осложняет и удорожает освоение ресурсов округа.
Население
Слабозаселенный регион России. Этнический состав многообразен. Города
миллионеры – Новосибирск, Омск. Доля городского населения – 81%. В Кузбассе
формируется полицентрическая городская агломерация.
Отрасли хозяйственной специализации
Угледобывающая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия,
отрасли лесного комплекса, энергоемкие комплексы, химическая промышленность,
зерновое хозяйство, овощеводство.
Внутри региональные различия
Почти все население и экономический потенциал округа концентрируется на
юге вдоль Транссибирской магистрали, в Кузбассе и Минусинской котловине.
Характер освоения и заселения территории – очаговый. В пределах округа
формируются крупные ТПК – Кузбасский, Центрально Красноярский, Саянский,
Иркутско черемхонский, Братско-Усть-Ильинский , Норильский. ТПК в Кузбассе
крупнейший, наиболее развитый (уголь). В Красноярске налажено производство
различного оборудования для горнодобывающей промышленности, для цветной
металлургии, энергетики, для отраслей лесного хозяйства.
Центрально Красноярский ТПК – наиболее освоенный и заселенный район
Восточной Сибири.
Дальневосточный федеральный округ.
Республика: Саха.
Области: Амурская, Магаданская, Сахалинская.
Автономная область: Еврейская.
Автономный округ: Чукотский.
Края: Камчатский, Приморский, Хабаровский.
Условия для развития хозяйства
Экономико-географическое положение не очень благоприятное – удаленность
от центра.
Приморское положение на берегах морей Тихого океана развитый комплекс
отраслей промышленности, морского транспорта, рекреации.
Дальневосточный ФО располагает полезными ископаемыми, которых нет
или мало в других регионах (каменный уголь; руды черных, цветных, редких и
драгоценных металлов; химическое сырье; алмазы). Здесь сосредоточенны крупные
лесные, гидроэнергетические ресурсы и запасы пресной воды.
Ограничивающий фактор –климат и отсутствие транспортных коммуникаций.
Население
Доля городского населения 77%. Почти все население проживает в южной
части округа: вдоль Транссибирской магистрали, в долинах рек и на побережье
Японского моря.
Отрасли хозяйственной специализации
Отрасль лесного комплекса, рыболовство, рыбная промышленность, морской
транспорт, горнодобывающая промышленность.
Внутри региональные различия
Относительно лучше освоены и заселены южные регионы округа.
Здесь на территории менее 1/10 округа сосредоточенно более 4/5 его
экономического потенциала. Вся остальная территория освоена слабо в основном
это ресурсные районы: добыча полезных ископаемых, даров моря и их первичная
переработка.
Тема III: Территориальная
организация региональной экономики.
1.
Регион как объект хозяйствования и управления.
2.
Специализация и комплексное развитие региона.
3.
Методы определения отраслей специализации региона.
4.
Система региональных рынков.
5.
Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков.
6.
Анализ социально-экономичесого развития регионов.
7.
Межрегиональное экономическое взаимодействие.
1. Регион –
целостная система со своими структурами, функциями, связями с внешней средой,
историей, культурой, условиями жизни населения.
Характеристика: высокая размерность, большое количество
взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность
управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих
воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность
состояния элементов, неполная определенность состояния элементов.
Определяющую роль в функционировании регионов играют – трудовые
коллективы.
Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения:
экономической; социальной; духовной; природно-ресурсной; институциональной и
пр.
Как социально-экономическая система, регион может быть представлен
совокупностью 5 основных подсистем:
1.
Система, образующая базу.
2.
Система обслуживающий комплекс.
3.
Экология.
4.
Население.
5.
Инфраструктура рынка.
Человек – органическая часть каждой из подсистем.
Региональный хозяйственный комплекс (РКХ).
Каждому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое
формирует его материально-производственную основу – РКХ, является подсистемой,
частью национального комплекса страны. РКХ представляет собой целенаправленно
складывающийся, динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание
предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.
Успешное функционирование РКХ зависит от максимального учета
регионального фактора.
Факторы формирования, функционирования региональной экономики
– это совокупность конкретных условий и обстоятельств, определенное развитие и
размещение производительных сил на территории региона.
Группы факторов: природные, экономические, демографические.
РКХ представлен взаимосвязанными отраслями.
1.
По производству товаров (промышленность, с/х, лесное хозяйство,
строительство).
2.
По оказанию рыночных услуг (транспорт, связь, торговля).
3.
По оказанию не рыночных услуг (ЖКХ, соц. обеспечение, образование,
здравоохранение).
Отраслевая структура региона (ОСР) – это совокупность
отраслей РКХ, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями.
ОСР экономика и динамика ее изменения позволяет оценить тесноту
межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних
потребностей, место региона в территориальном разделении труда.
Территориальное разделение труда – это специализация
регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их
обменом. В соответствии с этим выделяют функциональные группы отраслей: специализирующие,
обслуживающие.
Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона.
Специализирование регионального комплекса обусловлена территориальная
особенность, возможности производить эффективно массовую продукцию, т.е. такую
продукцию, которая будучи дешевой, имела бы значительную долю в государственном
балансе.
Отрасли специализации характеризуются следующими
признаками:
1.
Выделение в национальном и региональном производстве.
2.
Формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его
звеньев.
3.
Наличие высокой степени концентрации производства в регионе.
4.
Производством больших масштабах, важнейших видов и дешевой дефицитной
продукции, влияние на уровень всех других отраслей.
5.
Участие межрегионального обмена.
Различают сложившуюся и эффективную специализацию.
Сложившиеся специализированных регионов – концентрация на
территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только
собственные потребности продукции, но и потребности других регионов.
Эффект специализации – преимущественное развитие в
регионе определенных крупномасштабных отраслей производства, наиболее
эффективна использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения
потребностей национальной экономики.
В целях более четкого отражения роли регионального комплекса, его
элементов и взаимосвязей в системе общественного производства и
территориального разделения труда (ТРТ) необходимо различать в нем не только
традиционные отрасли специализации и обслуживания, но и по особенностям
объединения – взаимосмежный и параллельный.
Взаимосмежные отрасли сопутствуют друг другу при размещении, их
объединяют тесные производственные связи.
Параллельные отрасли развиваются относительно изолированно на
базе общих природных и экономических ресурсов.
2. Каждый регион должен не
только специализироваться на определенной продукции, но и осуществлять
комплексный подход к развитию всех отраслей экономики, для обеспечения
нормальных условий производства и жизнедеятельности населения региона.
Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее
рациональных отраслевых и территориальных пропорций, установление и поддержание
оптимального соотношения, между:
– отраслями
специализаций, и вспомогательными, а также обслуживающими отраслями;
– добывающая,
обрабатывающая промышленность;
– промышленностью
и с/х;
– производственной
и социальной инфраструктурой;
– сфера
производства, сфера услуг;
К показателям комплексности регионального хозяйства относится:
1.
Объем продукции внутри регионального производства, потребляемое в регионе.
2.
Удельный вес продукции межотраслевого применения.
3.
Степень использования региональных ресурсов.
4.
Отраслевая структура хозяйства региона.
На базе РКХ возможно создание простых и достаточно сложных отраслевых
комплексов.
Простой комплекс – это сочетание обособленных отраслей
специализации, почти не связанных между собой, и обслуживающих отраслей.
Сложный комплекс – непосредственные производственные
связи, эти связи могут идти как по вертикали (от сырья к готовой продукции) так
и по горизонтали – между вертикальными ветвями (добыча угля и др.).
Каркас территориальных комплексов, прежде всего, локальны (ТПК)
образуют производственно технические комплексы. При проектировании основные
производства создаются не только с учетом местных ресурсов сырье и энерго источников,
но прежде всего на базе достижений научно технического прогресса,
перспективных технологий, и рациональных производственно технических связей.
3. Для определения
отраслей специализации региона должна быть использована система теоретически
обоснованных показателей, тесно взаимосвязанных с другими показателями ТРТ.
Для количественного определения специализации региона существуют
следующие формулы и показатели:
1. Коэфицент локализации отрасли региона (Кл).
Коэфицент рассчитывается на основе сопоставления отраслевой структуры
хозяйства региона с аналогичной структурой хозяйства страны в целом.
Кл представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в
хозяйстве региона к удельному весу этой отрасли в хозяйстве страны.
Расчеты производятся по валовой товарной продукции (ВТП), основным
производственным фондом, численности промышленно производственного персонала:
Кл=Ор/Хр*100/Ос/Хс*100
Ор –
отрасли региона.
Хр –
хозяйство региона.
Ос – отрасли
страны.
Хс –
хозяйство страны.
Кл показывает
– степень сконцентрированости данной отрасли в данном регионе.
Кл > 1 то эта
отрасль специализации.
2. Индекс специализации (Ис).
Ис –представляет собой отношение удельного веса отрасли региона
в объеме выпуска продукции отрасли страны.
К удельному весу хозяйства региона к хозяйству страны.
Ис=Ор/Ос*100/Хр/Хс*100.
Ис > 1то, эту
отрасль можно считать специализацией в регионе.
3. Коэфицент уровня развития отрасли в регионе (Ку).
Ку представляет собой отношение объема производственной
продукции в регионе к объем ее потребления в данном регионе.
Ку=Ор/Пр
Пр – объем
потребления произведенной продукции отрасли в данном регионе.
Ку > 1
продуктов производится больше чем потребляется, то это отрасль специализации.
4. Коэфицент межрайонной товарности (Кмт).
Рассчитывается как отношение объема ввозимой продукции отрасли региона
к объему ее производства в регионе.
Кмт=Вр/Ор.
Вр – объем
вывозимой отрасли региона.
Если Кмт > 0,5,то
это из региона вывозится больше половины продукции, отрасль считается
специализацией.
5. Коэфицент душевого производства (Кд).
Этот коэфицент рассчитывается как отношение удельного веса массовой
доли региона соответствующий отрасли хозяйства страны. К дельному весу
населения региона к дельному весу населения страны.
Кд=Ор/Ос*100/Нр/Нс*100.
Если Кд > 1, то производство на душу населения продукции в регионе
больше чем в стране, отраслью считается отраслью специализации.
Если расчетные отраслевые коэфицента локализации, уровня развития и
душевого производства > 1 и продукция данных отраслей значительна в объеме
вывозится в другие регионы, то данные отрасли выступают как отрасли рыночной
специализации региона.
6. Эффективность производства (Э).
Э=V/З.
V – объем производства.
З –
затраты.
Под затратами понимается все объективно необходимые вложения
общественного и живого труда.
4. Система
региональных рынков – это совокупность взаимосвязанных рынков
различного типа, расположенных на определенных территориях.
Классификация системы региональных рыков.
1. Воспроизводственный признак, в соответствии с которым выделяют:
– рынки,
обеспечивающие потребности населения региона;
– рынки,
обеспечивающие движение материально вещественных потоков;
– рынки,
обеспечивающие формирование и использование факторов производства (трудовых,
финансово-кредитных и т.п.).
2. Классификация объема купли – продажи:
– региональный
потребительский рынок;
– региональный
финансовый рынок;
– региональный
рынок средств производства;
– региональный
рынок труда;
– региональный
рынок недвижимости;
– региональный
рынок информации.
3. Субъективный или субъектный метод:
– региональный
рынок потребителей;
– региональный
рынок производителей;
– региональный
рынок промежуточных продавцов.
4. Экономико-правовой признак:
– легальные
рынки;
– нелегальные
рынки;
– полулегальные
рынки (не зарегистрированная фирма, официально не учтенные товары).
5. Материально вещественный признак:
– региональные
товарные рынки;
– региональный
рынок услуг.
Региональный рынок средств производства.
Региональный рынок средств производства – это система социально-экономичесих
отношений в сфере обмена, обеспечивающая процесс производства орудиями и
предметами труда, и размещение на определенных территориях.
Субъекты: производители орудий предмета труда и потребители. Субъекты
рынка могут быть расположены на территории других регионов.
Факторы: фаза экономического цикла, пропорции экономического
развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения
законодательства в данной структуре, темпы научно технического прогресса и т.д.
Товарные группы:
1.
Рынки топливно-энергетических ресурсов;
2.
Рынки черных и цветных металлов;
3.
Рынки леса и лесной продукции;
4.
Рынки стройматериалов;
5.
Рынок машиностроительной продукции (рынок станкостроительной, с/х
машиностроения).
Рынок средств производства (РСП) – регулируется
государством с помощью административных и экономических методов.
Административные: это квотирование по отдельным видам продукции;
прямое участие деятельности предприятия; участие в формировании спроса.
Экономические методы: налоговое регулирование; регулирование
предложения и спроса.
Региональный финансовый рынок.
Представляет собой территориальную систему социально-экономичесих
отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов.
Субъекты: финансово-кредитные институты, посредники,
хозяйствующие субъекты и физические лица, использующие финансовые ресурсы.
Классификация:
1. По признаку обслуживания движения основного и оборотного капитала:
А) региональный
рынок (РР) краткосрочных кредитов;
Б) РР
среднесрочных кредитов;
В) РР
долгосрочных кредитов.
2. По признаку оформления отношения субъектов регионального финансового
рынка:
А) рынок
банковских кредитов;
Б) рынок ценных
бумаг:
– государственных;
– муниципальных;
– корпоративных.
3. По признаку возвратно и финансово кредитных ресурсов:
А) рынки
возвратных ресурсов (кредиты, векселя, закладные, облигации);
Б) рынки
невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады).
Развитие регионального финансового рынка (РФР) определяется
экономической структурой и специализацией региона:
– соотношением отраслей, соотношением государственных и
негосударственных секторов, удельным весом оборонного комплекса и т.д.
Региональный рынок недвижимости.
Представляет собой систему социально-экономичесих отношений субъектов,
обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости территорий между
собственниками.
Особенностями недвижимости как товара является:
1.
Длительное функционирование использования как предмета личного
потребления;
2.
Физическая неподвижность и связь с землей;
3.
Сохранение в течение всего жизненного цикла в своей натуральной
вещественной формой;
4.
Относительно высокая стоимость;
5.
Ограниченность земельных ресурсов;
6.
Значительная дифференциация потребителей;
7.
Неоднородность: недвижимые различные по размеру, местоположению и т.д.
Сегменты регионального рынка недвижимости:
1. рынок земли и земельных участков;
2. рынок жилья;
3. рынок нежилых помещений.
Факторы:
1.
Государственная и региональная политика по правлению недвижимым
имуществом;
2.
Политика приватизации государственного имущества;
3.
Уровень развития инфраструктуры, обслуживающий рынок недвижимости;
4.
Территориальные особенности: климатические, политическая стабильность
или нестабильность.
Рынок жилья – выполняет важную социальную функцию.
Выделяют первичный и вторичный рынок жилья.
Первичный рынок – это рынок нового жилья вводимого в
эксплуатацию.
Вторичный рынок – это рынок жилья, освобождающийся по
разным причинам: приоритет жилья на первичном рынке; переезд; смерть и т.д.
Основная часть жилья приобретается на вторичном рынке.
Региональный информационный рынок.
Информационный ресурс представляет собой совокупность информации,
организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств,
обеспечивающих возможность сбора передачи, накопления и хранения информации.
Элементы: информационные продукты, производители информационных
продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных
продуктов и услуг.
Субъекты: участники всех без исключения региональных рынков
Развитие информационного рынка идет по следующему направлению:
1.
рынок информации;
2.
рынок сделок на основе компьютерных технологий – электронные сделки;
3.
рынок программного обеспечения;
4.
рынок электронных коммуникаций.
Региональный
потребительский рынок.
Региональный потребительский рынок – территориальная
система социально-экономичесих отношений в сфере обмена, обеспечивающих
удовлетворение в потребности населения.
Сегменты:
1.
рынок продовольственных товаров;
2.
рынок непродовольственных товаров;
3.
рынок потребительских услуг.
Факторы: социально демографический, формирование новых форм
информационных технологий.
Сегментирование рынка – это выделение относительно
однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к
производителям товаров.
Критерии сегментаций:
1. географические
(величина региона, административное деление);
2. демографические
(пол, возраст);
3. социально-экономичесие
(доходы, уровень образования).
Субъективные и поведенческие критерии:
1. стиль жизни
2. мотивы
3. личные качества.
5. Конкурентная
среда региональных рынков – это совокупность рыночных субъектов и
факторов определяющих характерх взаимоотношений между производителями и
потребителями в регионе.
Для современных региональных рынков России характерны следующие типы
структур:
1. региональная
монополистическая;
2. региональная -
олигополистическая;
3. деконцентрированная
структура регионального рынка.
В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и
отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть
охарактеризована как:
1. монополия
иностранных фирм;
2. доминирование
иностранных фирм;
3. олигополия иностранных
фирм;
4. конкурирующие
иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;
5. конкурентные
фирмы при отсутствии отечественных производителей.
Оценка конкурентной среды региональных
рынков.
Для оценки региональной среды конкурентных рынков используются критерии:
1. число
продавцов;
2.
чувствительность к изменению цен и дифференциации продуктовых товаров;
3. поведение субъектов
на рынке;
4. условия
продвижения товаров на рынке;
5. возможность
введения новых товаров на рынке.
Основные показатели:
1. Индекс концентрации рынка (CR
) – определяется как доля от общего объема продаж товара, приходящихся на
несколько крупных фирм ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может
рассчитываться для любого числа фирм.
Для потребителей товаров рекомендуемым считается показатель не более
45%. Для рынков средств производств он может составлять до 70%.
2. Индекс Ларнера (L) – ориентирован
на измерение и описание результатов функционирования рынков и поведения фирм.
L=P-C/C
Р – цена; С – предельные издержки.
Этот индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с
не эффективным размещением ресурсов в условиях монополии.
3. Индекс Герфиндела-Гиршмана.
N – число фирм ; Di
– доля рынка этой фирмы.
Максимальное значение индекса принимается при монополии к равному 1.
Институциональная структура регионального рынка.
Совокупность субъектов функционирующих на отдельно взятом региональном
рынке. Институциональная структура представляется различными формами
хозяйственных субъектов государственными, муниципальными, частными,
иностранными, совместными предприятиями и др.
Барьеры входа на региональный рынок и выхода из него
Под барьерами входа на региональный рынок понимаются
факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить
на данный рынок, и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем
хозяйствующими субъектами.
Барьеры выхода – факторы, затрудняющие или делающие невозможным
прекращение данных хозяйственных субъектов деятельности на рынке без
значительных экономических потерь.
Барьеры выхода связаны со сложными данными деятельности: ликвидность
видов производства; возможность диверсификации производства с использованием
имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и
связанность.
Барьеры делятся на группы: экзогенного и эндогенного характера.
Барьеры экзогенного характера – обусловлены особенностями
рынка.
Включают:
1. Ограниченная
емкость регионального рынка;
2. Высокие
капитальные затраты;
3. Неравенство
страховых условий на рынке;
4. Разные
стартовые условия;
5. Ограниченный
доступ новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым
источникам;
6. Технологическое
производство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными
конкурентами;
7. Эффективность
масштаба производства;
8. Вертикальные и
горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;
9.
Административные ограничения;
10. Экономические
и организационные ограничения.
Барьеры эндогенного характера – обусловлены
деятельностью действующих на рынке фирм.
Включают:
1. Экономические
меры (изменение цен);
2. Наличие
резервных производительных мощностей уже действующих на рынке компаний;
3. Затраты на
продвижение продукции на рынок;
4. Лицензии,
патенты, авторские права;
5. Контроль над
стратегическими ресурсами.
Рыночная инфраструктура – это совокупность объектов,
обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами
рынка.
Рыночная инфраструктура региона – это сложная
организационно экономическая система основными элементами которой являются
отрасли оптовой и розничной торговли, материально технологического снабжения,
кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания,
функционирующие в социально-экономической среде региона.
Классификация:
1. По функциональному признаку выделяются:
–
торгово-посредственная инфраструктура;
–
финансово-кредитная инфраструктура;
–
экономически-информационная;
–
экономически-правовая;
– внешнеэкономическая;
2. По признаку обслуживания рынков
– общерыночная,
универсального характера
–обслуживающая
несколько рынков;
– обслуживающая
отдельные рынки.
3. По пространственном признаку:
– международная;
– национальная;
– межрегиональная;
– региональная;
– городская и
районная.
4. По формам собственности:
– частная,
корпоративная, государственная;
– находящиеся в
собственности общественные организации;
– принадлежащий
иностранным собственникам.
Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры – система
материально технических объектов, определяющих функционирование региональных
рынков.
Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает: складские
помещения, хранилища, торговые площади, оборудование, специальный транспорт,
почтовые терминалы, средства обработки коммерческой операции.
6. Цель анализа
социально-экономического развития региона: выявление
диспропорции и не использованных возможностей экономического роста для
последующего обоснования вариантов стратегий социально-экономического развития
региона.
Структуру анализа социально-экономического региона необходимо
начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся
статистической информации определить показатели уровня экономического развития
(ВРП на душу населения) уровня потребления в фактических ценах, уровня
производительности труда (ВРП на 1 занятого).
Оценка общей открытости экономики.
Характеризуется соотношением объема товарного объема произведенному
ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным
группам, применяются специальные коэффициенты связывающие вывоз, ввоз
производство и внутри региональное потребление.
Коэффициент вывоза [0;1]: YV=V/q
Коэффициент ввоза [0;1]: YW=W/q-V+w
Коэффициент товарного объема [0;1]>1: YV+W=V+W/q.
[0;1] – значение коэффициента вывоза-ввоза.
V – вывоз продукций;
W – ввоз;
q – объем производства.
Анализ развития отраслей промышленности необходимо
рассмотреть следующие показатели:
1. Динамика
производства в стоимостной оценки;
2. Финансовое
состояние предприятий отрасли;
3. Использование
трудового потенциала;
4. Капитальные
вложения с разделом затрат на техническое перевооружение, реконструкцию
расширенно действующих предприятий и др.;
5. Обеспечение
производства материально сырьевыми ресурсами;
6. Показатели
характеризующие действия, развития отрасли на окружающую среду.
Структура анализа социально-экономического развития региона:
1. Анализ общего
уровня развития региона;
2. Анализ – оценка
природно-ресурсного потенциала;
3. Анализ
состояние окружающей среды, причина его загрязнения;
4. Анализ и оценка
уровня социально-экономического развития;
5. Проблема
использования трудовых ресурсов;
6. Оценка
достигнутого уровня экономического развития региона;
7. Оценка
экономического потенциала межрегиональных и внешних связей;
8. Оценка
финансового положения;
9. Анализ
направление развития малого бизнеса в регионе.
7. Межрегиональные
экономические связи – это система экономических отношений и интересов
регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства,
обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства
размещением производительных сил и природно-географическими условия.
Межрегиональные связи представлены на уровнях:
1. Отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан,
осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;
2. Производственных комплексов, отраслей муниципальных территориальных
образований;
3. Регионов.
Тема IV: Управление экономикой
региона.
1. Основы
регионального управления;
2.Кадровое
обеспечение органов регионального управления;
3. Информационное
обеспечение управления регионом;
4. Региональное
развитие: цели, критерии и методы управления;
5. Управление
региональными рынками;
6. Региональные
финансы и бюджетно-налоговая система;
7. Антикризисное
управление.
1. Региональное управление
– государственное управление, которое осуществляется органами государственной
власти субъектов РФ, в административных территориальных границах,
подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию и в
соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий основных
федеративных отношений.
Региональное управление отождествляется с управлением в границах
территориальных субъектов РФ.
Главной целью является повышение степени удовлетворения социально-экономических
потребностей населения, проживающих на территории конкретного региона, на
основе комплексного развития.
Региональные интересы:
1. Соответствие
уровня и образа жизни населения государственных и иных стандартов;
2. Наличие
бюджетно-функциональных и прочих материальных источников;
3. Потенциал для
использования имеющихся ресурсов, место приложение труда, интеллекта.
4. Наличие
инфраструктуры для развития внутри и межрегиональных связей.
5.
Природно-ресурсный и экологический потенциал региона;
Принципы регионального управления:
1.П. децентрализации – заключается в перемещении принятия решения от
центральных органов управления к агентам рынка;
2. П. партнерства – предполагается отделение от жесткой иерархичности
соподчиненности по вертикали;
3. П. субсидиарности – заключается в выделение финансовых ресурсов под
заранее установленные цели;
4. П. мобильности и адаптивности – способность системы регионального
управления чутко реагировать на изменения внешней среды;
5. П. выделенной компетенции – дифференциации функций не между сферами
регионального управления, а внутри них.
Методы регионального управления:
1. Организационные – система воздействия на организационные отношения
для достижения конкретных целей;
2. Экономические – совокупность способов воздействия путем создания
определенных экономических условий для выполнения поставленных задач
(финансово-ценновые рычаги, составление прогнозов, создание экономических
стимулов, утверждение прогрессивных форм организации труда);
3. Социально-психологические методы – способы воздействия, основанные
на использовании социально-психологических факторов (черты характера госслужащего);
Учет региональных интересов деятельности органов управления разных
уровней, укрепление самостоятельности региона, являются базовыми принципами
построения системы государственного управления в целом.
Система органов управления субъектами РФ:
Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов
РФ, являются органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные
интересы, в осуществление отраслевого и межотраслевого управления.
Президент РФ, соблюдая Конституцию РФ и ФЗ, вправе решать
различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями сферами
управления.
Важная роль по руководству отраслями и сферами управления Правительству
РФ. Председателю Правительства РФ по определенным вопросам подчинены главы
администраций субъектов РФ. На него возложен контроль над осуществлением полномочий
главами администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных
органов исполнительной власти на всей территории РФ, по предметам ведения РФ и
по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Органы исполнительной власти общей компетенции субъектов РФ,
осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные
им органы отраслевого и межотраслевого управления.
Свою деятельность эти органы осуществляют с учетом:
1. Взаимоотношения
региональных и федеральных органов;
2. Взаимоотношения
региональных органов и органов местного самоуправления;
3. Обеспечение
комплексного развития региона как единой системы.
Система регионального управления функционирует на основе общих
для федеральных и региональных органов целей принципов
осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность
региона, выраженных обычно в правовых формах и включает:
А). Система
государственных органов;
Б) . Систему
государственной службы;
В). Совокупность
реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов,
средств и ресурсов;
Г). Систему прямых
и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые
при этом информационные потоки, документооборот и т.д.
Приоритетные сферы управления
1.
Политическая жизнь;
2.
Сфера материального производства;
3.
Финансово-кредитный комплекс;
4.
Потребительский рынок;
5.
Социально-бюджетный комплекс;
6.
Использование природных ресурсов;
7.
Общественная безопасность;
8.
Информационная среда.
Важнейшие ориентиры в области рационального сочетания
общегосударственных и региональных интересов деятельности государственных
органов, определяющих общие контуры региональной политики, ее цели и задачи,
представлены в основных положениях региональной политики в РФ, утвержденных
указом Президента РФ №803 от 3.06.96. В нем под региональной политикой в
РФ понимается – система целей и задач органов государственной власти по
управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны,
а также механизм их реализации.
Экономическую основу деятельности органов субъекта федерации
составляет собственность субъекта федерации, а финансовую – бюджет
субъекта.
4. Кадры – квалифицированные
работники, прошедшие предварительную профессиональную подготовку и обладающие
специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере
деятельности.
Концепции кадров.
1.
Кадры как трудовые ресурсы, вместо человека здесь рассматривается
его функция – труд, живая рабочая сила;
2.
Кадры как персонал – человек рассматривается через формальную
роль – должность;
3.
Кадры как не возобновляемый ресурс, человек рассматривается как
элемент социальной организации в единстве (трудовые функции социальных
отношений, состояния работника);
4.
Человек как условие существования организации – человек – главный
субъект организации и особый объект управления который не может рассматриваться
как «ресурс»
Классификация
кадров
Признак
|
Кадры
|
Социально-стратификационное деление
|
Рабочие, крестьяне, служащие, предприниматели
|
Социально-демографический
|
Пол, возраст, образование, трудовой стаж
|
Социально-профессиональный
|
Политические, государственные, хозяйственные, медицинские, научные,
военные и т.д.
|
Профессиональный по квалификации
|
Работники высококвалифицированные, квалифицированные,
малоквалифицированные, неквалифицированные
|
Отраслевая принадлежность
|
Труд индустриальный, с/х, информационный
|
Содержание труда
|
«Белые воротнички», «синие воротнички», «серые воротнички» - в сфере
обслуживания
|
Котегория персонала
|
Руководители, инженерно-технические, обслуживания
|
Уровень иерархии управления
|
Руководители, специалисты, рабочие
|
Профессии
|
Экономисты, юристы и т.д.
|
Кадровая политика направлена на:
1.
формирование качественного кадрового потенциала, удовлетворение
потребностей производства в квалифицированных кадрах;
2.
Обеспечение эффективной занятости трудового населения и его оптимальное
распределение между отраслями производства региона;
3.
Рациональное использование персонала предприятий, организаций и учреждений.
Исходными положениями политики в области кадров являются:
1.
Политика занятости – обеспечение эффективным персоналом и
побуждение его к получению удовлетворения от работы по средствам создания
привлекательных и безопасных условий работы, а также возможностей для
продвижения;
2.
Политика обучения – повышение квалификации;
3.
Политика оплаты труда – более высокая з/п в зависимости от
квалификации, стажа и т.п.;
4.
Политика производственных отношений – установление определенных
процедур для эффективного решения трудовых проблем;
5.
Политика благосостояния – предоставляет определенные льготы и услуги.
Каждое из названных направлений политики соответственно требует выполнение
следующих требований.
1.
занятость (анализ рабочих мест, методы найма);
2.
обучение (проверка новых работников, практическое обучение,
непрерывное развитие персонала);
3.
оплата (льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в
жизненном уровне);
4.
трудовые отношения (с профсоюзами устанавливается !! стиля
руководства);
5.
благосостояние (пенсии, пособия, жилье).
Составляющие кадровой системы:
1.
Планирование потребности в кадрах;
2.
Повышение общеобразовательного и профессионального уровня;
3.
Система регулирования (оценка способностей, возможностей);
4.
Оплата труда.
Управление служебно-профессиональным продвижением персонала:
1.
работа со студентами старших курсов вузов и практикантами;
2.
работа с молодыми специалистами;
3.
работа с руководителями низшего звена управления
4.
работа с руководителями среднего звена управления;
5.
работа с линейными руководителями высшего звена управления.
3. Информационный рынок
– совместность экономических, правовых и информационных отношений по торговле
продуктами интеллектуального труда (книги, статьи, научно-техническая
документация и т.п.).
В зависимости от масштабов выделяют: международные, национальные и региональные
информационные рынки.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах,
событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.
Свойство информации – ее ценность.
Классификация региональных информационных систем.
1.
К первой группе отнесены: автоматизированные информационные системы,
их отличает развитая региональная инфраструктура, отвечающая современным
тенденциям развития информационных технологий, характерным для этих систем
является применение новейших технологии программно-технических комплексов,
сетевого телекоммуникационного оборудования.
2.
Ко второй группе можно отнести автоматизированные информационные
системы органов власти с развитой внутренней инфраструктурой и менее развитой
системой передачи данных по каналам связи со всеми подразделениями региона.
3.
К третьей группе относится автоматизированная информационная система
ведомств в которых отсутствуют перспективные программы и решаются отдельные
прикладные задачи информатизации, не объединенные единой идеей и
целенаправленной методологией развития.
Поставщиками социально-экономической информации являются: Государственный
Комитет по Статистики, министерство экономики, финансов и др.
Поставщики данной информации решают следующие задачи:
1. Оценка потребностей органов правления в информации, прежде всего
статистической и экономической.
2. Разработка системы показателей объективно и комплексно отражает
социально-экономическое положение региона.
3. Формирование на единой методологической основе региональной
информации фонда и поддержание его в актуальном состоянии для обеспечения необходимыми
данными органов власти и самоуправления, а также других пользователей.
4. Совершенствование системы сбора обработки и передачи информации с
использованием средств совершенной вычислительной техники.
5. Взаимодействие федеральными, региональными отраслевыми
информационными системами, и разработка региональных схем информационных
потоков социально-экономической информации.
Информационные ресурсы региона – представляют собой банки
(базы данных) готовых документов и показателей в электронном виде и на бумажных
носителях, содержащие корпоративную, фактографическую, справочную,
аналитическую и др. информацию различных направлений (политика, социология,
география и т.д.).
Законодательство РФ устанавливает правовой режим и использования
информационных ресурсов.
Классификация информационных ресурсов
1. Зависит от формы собственности:
а). Государственных:
– ресурсы, создаваемые для обеспечения органов государственной власти,
и вырабатываемые в результате этой деятельности;
– ресурсы, создаваемые не государственными организациями по заказам и
в интересах органов государственной власти.
б). Муниципальные;
в). Частные.
2. Информационные ресурсы по способу реализации:
а). Локальные;
б). Распределительные.
3. По режиму доступа:
а). Информационные ресурсы общего пользования;
б). Ресурсы рабочих групп;
в). Персонально ориентированная информация.
Региональные информационные ресурсы, используемые властными структурами
по смысловой ориентации делятся на:
1. Экономические;
2. Правовые;
3. Персонифицированные;
4. Специализированные.
Поставщики экономической информации: Министерство Финансов, ГосКомСтат.
Требования:
1. Максимальная полнота представления материалов по интересуемому
пользователя вопросу;
2. Постоянное обновление информационных ресурсов;
3. Возможность получения комментариев по отдельным положениям правовых
актов;
4. Удобство доступа и работы с правовой информацией.
Основной источник: компьютерные справочные правовые системы.
Персонифицированный учет – это массивы данных, в которых вся
накапливаемая информация становится в соответствии конкретной персоне имеющие
уникальные идентификационные признаки.
Персонифицированный учет – это элемент учета, характеризующийся
большой динамичностью объектов и неимоверной сложностью актуализации.
Выделяют два типа персонифицированных баз данных:
1. Базы данных обеспечения собственной деятельности (кадровая служба,
бухгалтерия);
2. Общерегиональный учет населения.
К специализированным системам относятся различные реестры: кадастры,
геоинформационные системы.
Основные принципы построения информационной сети органов
государственной власти и самоуправления региона:
1. Наличие выделенной среды передачи данных органов государственной
власти и самоуправления регионов;
2. Возможность подключения потребителей – поставщиков к скоростным
каналам связи;
3. Подключение к сети автономных компонентов: главы районов,
администрации, ГосКомСтат;
4. Обеспечение надежной защиты информации;
5. Единство представления информации в сети;
6. Соответствие всех работ законодательства.
4. Региональное развитие
– это режим функционирования региональной системы который ориентирован на
позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную
устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством
социально-хозяйственного, ресурсного и экологического потенциала территории.
Цели регионального развития большинства стран и их регионов – улучшение
жизни качества населения.
В качестве целей социально-экономического развития региона
используются такие как: увеличение доходов, улучшение образования,, питание и
здравоохранение, уменьшение нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство
возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Критерии показателей развития.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона
имеет традиционные показатели, описывающие уровень производства и потребления
благ и рост этого уровня в расчете на душу населения: ВНП, ВВП, реальный ВНП на
душу населения, темпы роста этих показателей.
ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг произведенных
за определенный период времени.
ВНД (доход) – измеряет стоимость продукции произведенной
факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны
(резидентов), в том числе и на территории других стран.
ВНД = Личные потребительские расходы + Валовые инвестиции +
Государственные закупки товаров и услуг.