Связь между биографией Эрика Эриксона и его теоретическими воззрениями
Связь между биографией Эрика Эриксона и его
теоретическими воззрениями.
Эрик Хомбургер Эриксон родился во Франкфурте (Германия) в 1902 году и
умер в Харвиче (Массачусетс, США) в 1994 году. Молодым человеком он изучал
искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 году он был
приглашен другом детства, Питером Блосом, приехать в Вену, чтобы рисовать
портреты детей в экспериментальной школе, основанной Доротеей Бэрлингхэм и
Анной Фрейд, которой руководил Блос.
Прошло немного времени и Эриксон стал членом педагогического коллектива,
наблюдая за детьми и входя в психоаналитический мир Вены и Фрейдов. Он стал
кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у Анны Фрейд (автора
"Эго и механизмы защиты"). С глазом художника и мышлением
психоаналитика, Эриксон продолжил исследование и предложил творческое
переосмысление развития человека от младенчества до старости.
Стефан Шлейн
собрал 47 статей Эриксона, которые были опубликованы в период с 1930 по 1980
годы. Ни одна из этих статей не была прежде опубликована в книге (а если
опубликована, то в несколько другом виде). В книге также можно найти 13
портретов, нарисованных Эриксоном. Статьи очень разные и поэтому
систематизированы там тематически, а не хронологически:
"Психоанализ и
просвещение", "Конфигурации в игре и сновидениях", "Военные
воспоминания", Кросс-культуральные наблюдения", "Общественная
среда", "Размышления о цикле жизни", "Об идентичности",
"Юности" и "Раннем взрослом возрасте", "Портретные
зарисовки" и "Очертания человеческого потенциала". Сами работы
варьируют, начиная от речей, произнесенных Эриксоном в связи с вручением ему
наград, лекций на профессиональных и политических встречах, и заканчивая
научными публикациями.
Мне кажется, что если хотя бы кратко проанализировать эту книгу взаимосвязь
между его воззрениями и биографией обозначится сама собой. Поэтому, с вашего
разрешения, я постараюсь проиллюстрировать каждый раздел, коротко описав одну
(или несколько) из глав.
В разделе
"Психоанализ и просвещение" Шлейн публикует обращение Эриксона к Анне
Фрейд.
В специальном выпуске "Бюллетеня Хэмпштадской клиники" (1983),
посвященном ее памяти, Эриксон представляет работу, в которой признает
уникальность психоаналитических трудов Анны Фрейд, дает описание
интеллектуальной жизни Вены и круга Фрейдов, демонстрирует влияние этих
замечательных людей и обстоятельств на молодого и одаренного Эриксона. Эта
работа кроме всего прочего характеризует размах его трудов, в которых личное,
историческое и культурное содержание замечательно переплетаются с теорией.
В разделе
"Конфигурации в игре и сновидениях" есть глава под названием
"Образцы сновидений в психоанализе". В этой работе 1954 года нам
предлагают интерпретацию Эриксоном одного из наиболее известных в психоанализе
сновидений, а именно, сновидения Ирмы (Зигмунд Фрейд). Эриксон рассматривает
сновидение с позиции своей теории развития, обращаясь к переписке профессора
Фрейда с Вильгельмом Фляйссом с целью понимания того, что было причиной рождения
толкования сновидений.
39-летний Фрейд находился на пороге личного, профессионального,
интеллектуального кризиса. Для Эриксона это сновидение отягощено исторической
необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть
проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу" (стр.239). С точки
зрения Эриксона, Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение.
Сновидение
явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но для
того, чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить
интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым, открывая будущее перед
Фрейдом и его созданием, психоанализом.
Раздел
"Военные заметки" содержит короткий, но чрезвычайно интересный набор
статей и комментариев, предложенных в период Второй мировой войны, с особенным
акцентом на немецкой ментальности. Хотя Эриксон уподобляет нацистов
делинквентным подросткам, он не предлагает в качестве решения проблемы их
лечение. Напротив, он призывает к беспощадной борьбе и полной победе над
нацистами и их пропагандой.
Эрик Эриксон пытался объяснить феномен фашизма незрелостью немецкой духовной
жизни, что привело к конфликтам психологического характера в молодежной среде,
которые выражались в форме различных страхов. При этом Эриксон указал на связь
фашизма с психологическим состоянием семейного человека, так как Гитлер очень
часто в своих выступлениях применял лексику, имеющую отношение к семье. Историк
затронул и психологическую раздвоенность Германии, что, согласно его концепции,
способствовало установлению нацистской диктатуры. Под данной раздвоенностью им
понималось наличие в Германии двух крупных религиозных конфессий: католицизма и
протестантизма; ее притяженнием как к центрам западной демократии так и
восточного деспотизма; в интенсивном влиянии соседей в силу отсутствия
естественных границ и проблемы национального сохранения. В этих работах
наблюдается психоисторические концепции, получившие свое развитие в творчестве
Эрика Эриксона.
В следующем разделе,
"Кросс-культуральные исследования", Эриксон выступает как социальный
антрополог, демонстрируя взаимодействие между историей, средой, семьей,
деревней и мифом.
По его мнению особенности становления
личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, в
котором растет ребенок, от того какой исторический этап этого развития он
застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX века,
развивается не так, как маленький индеец из резервации, где еще сохранились
старые культурные традиции и время как бы остановилось.
Ценности и нормы общества передаются детям
в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически
одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты
личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом
занятий, и принятых стилей воспитания. Например, в разных индейских резервациях
Э. Эриксон наблюдал два племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок -
рыболовов и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят
грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают
свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего
племени - сольного, отважного охотника в бескрайних прериях - и приобретают
такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношении
соплеменников и жестокость в отношении к врагам.
В племени Юрок, наоборот, дети рано
отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в
общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными
к накопительству.
Развитие личности по своему содержанию
определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему
предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность
стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с
необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии
он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое
фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Он
привлекает внимание к географическому положению и обществу для объяснения
существенных различий между ними. Расширение Эриксоном наших представлений о
развитии и характере людей с привлечением культуры, является, пожалуй, одним из
наиболее важных вкладов ученого, выдержавших испытание временем.
В отличие от
Фрейда, который рассматривал культуру как набор запретов, хотя и несущих
цивилизацию, Эриксон описывал культуру, как живую и питательную среду,
необходимую для идентичности и личностной самореализации. Размышления о
жизненном цикле дают читателю возможность познакомиться с наиболее признанным
аспектом теоретической работы Эриксона. Предложенные им восемь стадий развития
можно найти в каждой книге по психологии Западного мира. И хотя споры
относительно точности этих стадий продолжаются и сегодня, видение Эриксоном
развития как процесса, продолжающегося в течение всей жизни, позволило
психоаналитикам отказаться от фаталистического взгляда Фрейда, убежденного, что
характер устанавливается в возрасте 5 лет, и дает нам неувядаемую надежду, в
настоящее время хорошо укоренившуюся, что развитие непрерывно (жизнь после
Эдипа), с его риском, неудачами и триумфами.
Раздел "Портретные зарисовки" содержит восемь коротких эссе и
пять рисунков.
Это личные воспоминания друзей Эриксона, многие из которых внесли свой
неоценимый вклад в развитие нашей цивилизации. Среди счастливых героев
словесных и художественных портретов Пол Тиллич, Питер Блос, Рут Бенедикт и
Роберт Найт. Эриксон был мастером распознавания и описания успешных
столкновений творческих личностей и периодов их кризиса: историческое величие
приходит, если индивидуальные решения находят универсальное применение.
Последний раздел, "Очертания человеческого
потенциала", наполнен оптимизмом, интересом и участием.
"Посадка на Луну", представленная в Гарвардском университете
в 1969году, прославляет покорение человечеством космоса и предупреждает,
что если " каждый рожденный ребенок ... не будет воспитан так, чтобы
чувствовать себя дома в своем теле, душе и ощущениях... все посадки где-либо в
другом месте останутся лишенными основания". Читая Эриксона сегодня, с
нашим акцентом на количественных исследованиях, мы лучше всего можем понять,
что именно его интуитивный гений и художественное видение привели наших
исследователей к тем рубежам, которые сейчас исследуются эмпирически. Он был
великим созерцателем человеческой природы и культуры и создателем теории. Дар Эрика
Эриксона как художника, психолога, аналитика, писателя, антрополога и
социального философа едва ли можно сравнить с чьим-то еще.
Он был блестящим поборником эго-психологии, понятия
идентичности и непрерывного развития в течение всех жизненных сезонов. Мы
должны быть признательны ему за дух оптимизма, который вдохновляет нас верить в
то, что существование не является фатальным, что мы можем изменять его, следуя
по жизненному пути.
"Мне нечего предложить кроме способа взгляда на вещи", -
написал Эрик Эриксон в наиболее известной труде "Детство и общество",
опубликованном в 1950 году. Несмотря на такое заявление, способы взгляда
Эриксона на природу человека, развитие и общество дали специалистам и широкой
общественности второй половины ХХ века замечательную перспективу и новые
смыслы. Посмотрим хотя бы на его новаторские работы по психоистории и культуре
коренных американцев. Вспомним, что он преуспел в расширении
психоаналитического мышления за рамки мрачного детерминизма Фрейда,
ориентируясь на широкую, культурально восприимчивую, послевоенную читательскую
аудиторию, которая искала психологию надежды в мире полном различий. Эриксон
был пророком нашего столетия. Его книги остаются живым, современным и ценным
источником эмпирических исследований и концептуальных дискуссий.