Использование англоязычной подростковой литературы в ролевой игре на старшей ступени обучения
Введение
английский урок подростковый
литература
Современная методика обучения
иностранным языкам предлагает широкий выбор различных подходов, методов и
средств обучения.
Обучение английскому языку
представляет собой не только овладение навыками грамматики, лексики и фонетики,
но и умение использовать литературу на иностранном языке, понимать ее и
рассуждать о ней. При этом возможно использование литературы не только в
«чистом виде», но и в различных методических и ролевых играх.
Использование аутентичной литературы
на уроках английского языка позволяет решить ряд задач, а именно помогает
расширить словарный состав учащихся, развить навыки устной и письменной речи,
научиться выражать свое мнение по определенной теме. Соответственно, чтение
литературы на изучаемом языке позволяет развить как коммуникативную
компетенцию, так и лингвокультурную (информация о стране, авторе, исторические
и культурные аспекты произведения).
Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что выбор произведения для
чтения на уроках английского языка влияет на заинтересованность и активность
учащихся, их вовлеченность в работу и конечный результат. Выбор подростковой
литературы (young adult literature) для использования в школе является
рациональным и продуктивным: целевой аудиторией являются подростки, и книги
этого направления соответствуют данному возрасту сложностью языкового
материала, поднимаемым темам и проблемам. Изучение подростковой литературы
поможет разнообразить урок английского языка и сделать его эффективнее.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит вклад в
понимание подростковой литературы, ее специфики, ролевой игры, их особенностей.
Практическая значимость выражается в разработке ролевой игры на основе подростковой
литературы. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для
преподавателей общеобразовательной школы и исследователей подростковой
литературы.
В англоязычной литературе проблема
отличается большей степенью проработанности, чем в русскоязычной, что связано с
темпами развития подростковой литературы в России и странах Европы, Америке.
Проанализировав теоретическую базу по данной проблеме, историю и развитие
подростковой литературы, и апробировав практическую часть работы на
педагогической практике в школе, можно сказать, что постоянное развитие
литературы, педагогических технологий, представляют собой широкое поле для
исследования и применения ролевой игры в средней общеобразовательной школе.
Цель работы - изучение и описание подростковой литературы,
ролевой игры и особенностей реализации ролевой игры на основе подростковой
литературы на старшем этапе обучения.
Для достижения поставленной цели
представляется необходимым решить следующие задачи:
. изучить
научную литературу и опыт учителей по использованию подростковой литературы и
ролевой игры в образовательных целях;
2. дать понятие подростковой
литературы;
. дать понятие ролевой игры;
. охарактеризовать
психолого-педагогические особенности обучающегося старшего этапа обучения
английскому языку;
. определить место
использования подростковой литературы и ролевой игры в современной
общеобразовательной школе;
. разработать ролевую игру на
основе современной подростковой литературы и применить ее на практике в школе.
Объект исследования - использование ролевой игры на основе подростковой литературы в
системе преподавания английского языка.
Предмет исследования - эффективность ролевой игры на основе подростковой литературы.
Для исследования применяются
следующие методы: изучение научной литературы, анализ и обобщение
собранной информации; педагогическое наблюдение, изучение и анализ накопленного
педагогического опыта, анализ полученных результатов.
Гипотеза работы состоит в том, что использование ролевой игры на основе
подростковой литературы приводит к развитию коммуникативной компетенции,
лексико-грамматических навыков, является эффективным и интересным на старшем
этапе обучения.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных
источников.
Во введении определяются цели и
задачи работы, ее актуальность, гипотеза, структура.
В первой главе содержится
реферативный обзор изученной литературы по темам «подростковая литература»,
«ролевая игра», история возникновения жанра (в англоязычном понимании YAL) и приема игры, их
виды, место игры в процессе обучения, особенности обучающихся.
Во второй главе содержатся некоторые
способы использования подростковой литературы в старших классах, особенности
ролевой игры, а также приводится разработанная игра по мотивам известных
подростковых произведений.
В заключении даются выводы по теории
и практическому применению подростковой литературы и ролевой игры в старших
классах.
Список использованных источников
содержит 33 наименования.
Работа апробирована на трех
конференциях: 45-й Студенческой научно-практической конференции ВоГУ, 46-й
Студенческой научно-практической конференции ВоГУ, Международной научной
конференции «Молодые исследователи - регионам», во время педагогической
практики в «Вологодском Многопрофильном Лицее», в рамках университетской лекции
по литературе.
1. Подростковая
литература» и «ролевая игра» на старшем этапе обучения английскому языку
.1 Подростковая
литература: история, понятие, жанры, темы
Возникновение подростковой
литературы как самостоятельного жанра (в англоязычном понимании термина) произошло
сравнительно недавно, и в более ранней истории литературы можно выделить
произведения, подходящие под описание «подростковая литература». Однако только
в последние двадцать лет жанры подростковой литературы стали активно
развиваться. Проблема подростковой литературы актуализируется и представляет
собой широкое поле для деятельности.
В настоящее время подростковая
литература находится на пике своей популярности в Америке и странах Европы, и
ежегодно выпускается более 30 000 подростковых книг (Дарья Доцук: [сайт]. URL: #"901190.files/image001.jpg">
Рисунок 1. Обложки книг YAL
Проблемы, поднимаемые в
литературе.
Вопросы, темы, поднимаемые в
литературе, всегда достаточно серьезны. Рассмотрим некоторые из них, посмотрев
на следующие кадры из фильмов. Вам знакомы эти фильмы? Сталкивались с подобными
проблемами?
. Отношения в семье. Отцы и
дети
. Отношения со сверстниками.
Дружба. Одиночество. Любовь
. Проблема выбора
. Бедность
. Патриотизм
. Терроризм
. Поиск правды
. Вызов системе
. Борьба со злом
. Борьба со страхами (см.
Рисунок 2)
Рисунок 2. Проблемы YAL. Отношения со
сверстниками, борьба со страхами
Соответственно, в подростковой
литературе поднимаются достаточно серьезные вопросы, изложенные более простым
языком для целевой аудитории.
Игра 1. Можно выделить и достаточно качественную подростковую литературу,
написанную прекрасным языком. Сейчас снова разделимся на 4 команды. По
предложенным текстам попробуйте определить, какие относятся к подростковой
литературе, а какие являются классическими или современными «взрослыми»
текстами. Вывод: Чаще играет роль возраст и окружение героя, события (см.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Игра 2. Мы выделили основные особенности подростковой литературы и
теперь нужно закрепить наши знания. Снова работаем в команде, напишите на
листочке слово ПОДРОСТОК вертикально, и подберите к каждой букве слово
(существительное или прилагательное), которое бы точно описало такую
литературу, по вашему мнению.
П - популярная, подростковая;
О - оригинальная, отрочество;
Д - душевная, детская;
Р - революционная, родная,
развивающая;
О - особенная, обманчивая;
С - странная, страшная, стресс;
Т - тяжелая, талантливая,
технологичная;
О - откровенная,
общественно-проблематичная;
К - креативная, культовая.
3. Вывод
В самом начале занятия мы поставили
перед собой вопрос: стоит ли читать подростковую литературу? Каковы ее
достоинства и недостатки?
Ученики: Она близка нам по
проблемам, которые поднимаются в книгах. Существует разная подростковая
литература. Стоит читать выборочно, так как произведения этого направления
могут быть различны по своей ценности для читателя.
2.2 Разработка ролевой
игры по произведениям подростковой литературы
Использование ролевой игры на уроках
английского языка в общеобразовательных школах - идея не новая, однако она
практически не реализуется в российских школах. Существуют примеры успешного
внедрения ролевой игры на уроках в американской системе образования. Многие
издатели считают публикацию книги только началом истории, появление разных
сопутствующих материалов помогает ученикам понять развитие сюжета и их героев.
Примером может служить использование
ролевой игры «451 градус по Фаренгейту», разработанная Кипом Глайзером (Kip
Glazer) и опробованная в независимой старшей школе (Independence High School
(Kern High School District). Это уникальный способ развития грамотности и
понимания текста. Сцены книги были разделены на несколько частей и воплощены на
игровом поле (дом, пожарная станция, дом пожилой женщины), также использовались
разные герои и важные элементы (книги, телеэкраны, огонь). Ученикам дается
возможность использовать разные ситуации и героев, создавать свою линию
рассказа. Это позволяет ученикам проявить креативность и критическое мышление.
Они работают с историей, основываясь на глубоком понимании текста. Во время
игры ученики должны принимать решения, основываясь на характерах героев и
приводя аргументы из книги.
Самая известная настольная ролевая
игра - это «Подземелья и драконы» (Dungeons and Dragons), выпущенная в 1974 году. Многие игроки признают помощь игры в
развитии различных навыков, полезных для разных сфер жизни, таких как
межличностное общение, понимание правил и развитие креативных стремлений.
Именно на примерах данной игры основывается разработанная нами игра (Sung K. Books-to-Games: Transforming Classic Novels Into Role Playing Adventures: [сайт]. URL:
https://ww2.kqed.org/mindshift/2015/10/27/books-to-games-transforming-classic-novels-into-role-playing-adventures/).
Форма организации: ролевая игра
Образовательные цели:
1. Развитие универсальных предметных
действий (целепологание, анализ, рефлексия).
. Расширение кругозора.
1. Развитие позитивного
отношения к культурам других стран, литературе изучаемого и родного языка.
. Воспитание умения работать
в коллективе и команде.
. Создание благоприятного
психологического климата, развитие коммуникативных навыков.
. Воспитание ответственности,
умения принимать коллективные решения.
Развивающие цели:
. Развитие мотивации к чтению
и дальнейшему овладению иностранным языком.
. Развитие умения собраться и
максимально качественно выполнять задания во временных рамках.
. Развитие творческого
мышления.
Практическая цель
1. Совершенствование речевых
умений (совершенствование фонетических, лексических, грамматических навыков,
умения аудирования)
Оборудование: сценарий, раздаточный материал.
Актуальность: подростковая литература является наиболее рациональным выбором
для использования в школе для уроков и внеурочной деятельности, так как целевой
аудиторией YAL являются подростки, а значит, книги соответствуют данному
возрасту сложностью языкового материала, поднимаемым темам и проблемам,
интересны обучающимся, так как героями являются их ровесники. Ролевая игра
позволяет решить большое количество учебных задач на уроке, а также связана с
положительным опытом и эмоциями.
Форма работы: фронтально-коллективная, групповая
Время проведения: 45 минут.
Место проведения: Школьный кабинет, предварительного оформления не требуется.
Обоснование игры:
Вид деятельности - выполнение задания, принятие решений, согласно полученной роли,
в рамках прописанного сюжета. Количество участников зависит от количества
прописанных сюжетных линий, может быть задействован весь класс.
Тип задания - ролевая игра.
Ход игры: Все участники разделяются на 3 команды, согласно полученным карточкам.
После разделения на команды (малые группы), каждая группа присоединяется к
своему ведущему (3 группы - 3 ведущих), игрокам дается возможность погрузиться
в один из выдуманных миров и пройти путь, самостоятельно выбирая развилки
сюжета. На каждой развилке предлагаются варианты действий, которые игрокам
необходимо обсудить и принять единое решение. Во время обсуждения следует
использовать предложенную лексику и грамматику.
Цель игры: Совместно решить поставленные задачи и завершить игру,
совершенствуя речевые умения.
Задача каждого игрока, работать в команде и аргументировать свои
решения.
Правила игры: Следовать сюжету игры, слушая рассказчика, принимать решения с
учетом группового обсуждения.
Тема: социальные отношения, выживание.
Учебное задание: научиться составлять предложения и убеждать кого-то сделать
что-то во время обсуждения, давать мотивированные ответы, учитывая развитие
сюжета.
Задача учителя: контролировать выполнение задания, помогать при возникновении
сложностей, показать речевой образец при необходимости.
Развитие умений задавать вопросы, аргументировать свой выбор, давать
мотивированные ответы; развитие фонетических, лексических, грамматических
навыков.
Грамматика, лексика: How about…? What
about…? Let’s… I’ve got a better idea… I’d prefer to… Why don’t we? It would be
fun to…We’d rather… I’d better… I think we should… I agree/I don’t agree… I
believe, that…
Branches vocabulary: unfamiliar, an abandoned town, to be scattered around, puddle,
suspiciously, mud, quick reflexes and strong muscles, to be eager, shining
machines, equipped with, by means of, brain surgery, unconscious, appearance,
to be intrigued by, lie detector, to subdue, feel giddy, footprints, victim,
primeval force, campfire, as well, buzz, thirsty and exhausted, to rob, raiders
Речевой образец: And suddenly you are somewhere else. What would you do?
. Try to get some
information about the place, looking around.
. Use your mobile
phone in order to find a network or where you are through GPS.
. Ask your dog,
suddenly it is here and can speak.
Обсуждение:- I think we should use some technologies to make sure where you
are.- I don’t agree with you, probably the dog sniffed smth and can help.- I
believe, that looking around is quite logical, you can get more
information.together - Finally, we think that we should try to use our phones-
your phone turned off because of a low battery, so you can’t use it. Try to do something else.
Pre-game activities
. Biography. At
home you are to fill in the information about you character in the ID-card. You
should write down your name, age, sex, country where you live, think of your
family and relatives. Pay attention to the fact, that you’ll live in different
worlds. Green, Desert, Technology is written on your ID-cards, so you can’t use
your own name, as far as you are not in Russia anymore.: You are not from
Russiato be used: My name is…’m from…am a girl/boy/woman/man…’m … years oldare
… of us in the family/ I don’t have any relatives
. Characteristics
(by three times dice cast => min 3, max 18) - Strength and Intelligence. The
results will be crucial for the game.
RULES:1 - Hello everyone,
we are glad to see you. Welcome to our game that is based on different YAL books.
You have 3 worlds: Technology, Green and the Desert world. Now, form the
groups. The title of the first one is written on your ID-CARDs. Students who
have the Green world join Teacher 2 in the left corner of the class, the Desert
world is in this part of the class, your teacher is … (Teacher 3) and the
Technology world should join me right here. Now there are 3 groups and we can
start. When you finish the world, you will start the game again, but in the
different world. Do you have any questions?
The task for the
players: You should listen to
your teacher very carefully to understand the story. If you don’t understand
something - ask. Sometimes you’ll have to choose the way you’ll act in
different situations (you’ll get cards), your answer will lead to the different
plot twists. Think carefully and discuss the situation in the group and then
give your answer (say why).the branches vocabulary and the following phrases in
your discussions (How about…? What about…? Let’s… I’ve got a better idea… I’d
prefer to… Why don’t we? It would be fun to…We’d rather… I’d better… I think we
should… I agree/I don’t agree… I believe, that…)
The task for the
teachers: Read the plot
distinctly for the students; give children the cards with the variants of the
answers, give them 2 min to discuss the problem within a group and then tell
them the result of their choices.
Script
You wake up in the world
that looks strange
. Green world.
There are a lot of huge unfamiliar trees and animals.
. Stone world. The place looks like an abandoned town, stones and the remains
of the buildings are scattered all over the area.
. Desert world.
It is a desert without any signs of life.
. Cave world. You
are in a cave and only slight light is seen upwards.
. Technology world.
The world is full of super technologies you haven't seen before.
. Island world.
An island is surrounded by the ocean.
Technology world. (based on Uglies by Scott Westerfeld)first thing to do is to
look around and find out where you are, if there are any people who can help.
The last thing you remember, you were at home with your family reading one of
young adult novels. And suddenly you are somewhere else. The only thing you can
see is green bushes.
(Students get the
card with the possible variants, discuss the problem within a group, using the
new vocabulary and then give their answer. The teacher listens to it and
then gives the result from the brackets).
1. Try to get some
information about the place, looking around (You go to the hill to observe the
area and see weak smoke far away)
. Use your mobile
phone in order to find a network or where you are through GPS (result - your
phone is turned off because of a low battery, so you can’t use it. Follow
line 1).
. Ask your dog,
suddenly it is here and can speak. (result - It is a DOG! Of course, it has no
answer. Follow line 1).see the smoke and decide to go there and watch what it is. You
come closer and see 2 people with a broken machine that looks like a flying
board. You have never seen such a thing. You are not in the city, so
there are bushes around. The branch under your feet cracks and people point
at you with some kind of a gun. You…
1. Try to say that you
have got lost and explain everything. (People listen to you, but it is hard for
them to believe you, and for you to persuade them. Tell them some details about
your world and your family (do it). Use the pre-game task. They believe you and
ask why you are here. Of course, you need some help to get home).
. Hope that it is a new
type of phone and there is nothing to worry about. (A girl laughs, but you are
still to explain. Follow line 1).
. Run away as fast as
you can. (You try to run away, but these people have more skills and can do it
better. Soon they catch you and talk not that politely. Try to persuade them
and explain everything. Follow line 1).place where you are is a
world with developed technologies. Still there are some difficulties, for
example, flying boards can fly only when they have contact with the metal in
the ground. This place was quite far from the city and free from metal, that's
why there has been a crash.people's names are Tally and David. Fortunately,
they have 2 more flying boards so you can try to use them and get to the city.
. To do it
successfully you need strength more than 16 strength points.
. Otherwise you
will fall into a puddle and need new clothes…You continue your way on foot with
David and Tally next to you.in, you see skyscrapers, different machines and
people looking alike, but all of them are extremely beautiful. You see a lot
of shops with modern clothes, but you have no money people to use here. You…
. You try to steal. (An
officer sees you and probably you'll have problems with the law. You are asked
to show your ID-card. Luckily, David is here to help and says that his sibling
(you) has come from another city and has left his documents at home. You know,
he is so absent-minded! The officer is looking suspiciously at you and then
lets you go. Follow line 2).
. Ask your new friends,
you are still in mud. (David says that you are going home now and there you can
take whatever you need)
. Offer your help to the
seller in order to get a clean t-shirt and trousers. (You say that you can help
with the shop and then want to get a spare pair of trousers and a t-shirt. Of
course the seller asks you for money and as far as you don't have any asks you
to leave the shop. Follow line 2).note that David and Tally
differ from the rest of the citizens. They look more like ordinary people, like
you. You ask what's wrong with the others.
YOUR GUESSES
True - it's a special
type of surgery that is to be done when you are 16. You can change everything
and become pretty (there is a standard for beauty) + you'll get new skills like
quick reflexes and strong muscles. And your friends are older than 16. When you
ask they continue ignoring all your questions about it.task is to understand
what's wrong here and the way you can get home.
You’ve got to a
dark dull house quite far from the city center. You…
1. You are eager to
see what’s inside (You come in and to your surprise there is a room equipped
with all possible shining machines).- What’s that?- All we need for the
experiments.hope that you are not the body for it.
. Feel uncomfortable,
prefer to stay outside (Actually you have no choice. But you ask for a minute
and stay alone in front of the house. A car stops near the house and 2 people
with a huge bag come out. You wonder if a person is inside, but try to look as
indifferent as you can. The people come into the house and you follow them. You
come in and to your surprise there is a room equipped with all possible shining
machines).
Being quite suspicious
of all that is taking place here you look around, and as far as no one sees
you, go to the backroom. There is a huge box with a human inside.
. If you have the
skill of Intelligence more than 13 you come up to the computer and see what is
going on. The brain surgery is in process. The person is connected with the
computer by means of different wires, the lights are shining. You lean forward
to have a better look. He is unconscious, but alive.
. If it is less
you can’t understand anything.
Well-well. What’s going
on here? Who do we have here? - says the voice. You jump up. The old woman
comes in, her appearance is quite familiar.
Mum, don’t make them
scared, says David, they are our guests.
1. Followed the white
rabbit
(When you were in the
shop, you heard this phrase in the context of anti-government thoughts
and ideas. That’s why you’ve said it.and his group see that you are on their
side and disclose to you their plans. They say that government uses «a beauty
operation» to subdue people, they do not only change their appearance, but also
change something in the brains. But these people in front of you try to change
it, to become free and not to obey the law just because your mind was modified.
So now you know what is going on here. So, you ask who this person in the
special «box» is.
Just of one of our
citizens, he was caught by the soldiers and we want HIM back, as we did it for
Tally some time ago).
. Was very intrigued by
the secrets.
(David and his group
think that you are a spy, that’s why they want you to ask some questions, using
the lie detector. Soon they understand that you are an ordinary person so they
tell you the truth about «beauty operation» and its results. The government
uses this operation to subdue people, they do not only change their appearance,
but also change something in the brains. The person in the «box» is one of the
citizens, he was caught by the soldiers and David’s team want HIM back, as they
did it for Tally some time ago).government forces rush into the house shouting
loudly… You open your eyes, your family is next to you and the book is on your
laps.questions:
. Can a person
save the world?
. Do you want to
change anything in your appearance? Is it important being yourself?
Green world (Alice in Wonderland, Hungry games)first thing to do is to look
around and find out where you are, if there are any people who can help. The
last thing you remember, you were at home with your family reading one of young
adult novels. And suddenly you are somewhere else. The only thing you can see
is green bushes.
(Students get the
card with the possible variants, discuss the problem within a group, using the
new vocabulary and then give their answer. The teacher listens to it and
then gives the result from the brackets).
1. Try to get some
information about the place, looking around (You climb the tree to observe the
area and see weak smoke far away.)
. Use your mobile
phone in order to find a network or where you are through GPS (result - your
phone is turned off because of a low battery, so you can’t use it. Follow
line 1).
. Ask your dog,
suddenly it is here and can speak. (result - It is a DOG! Of course, it has no
answer. Follow line 1).hope that there is somebody to help you. You trudge through the
trees, bushes and roots and feel that you don’t have enough energy to get to
the place, moreover you are so hungry! You see some berries next to you, maybe
you’ve never seen them before. Would you eat them?
. Yes, we are
hungry, there is a 50% opportunity that everything will be all right. (Follow
line 1).
. Of course not!
Are we crazy? (Follow line 2).
Line 1
You shouldn’t have done
it. There was something wrong with these berries, you feel giddy and your eyes
lose their focus. You are poisoned. Is it a white rabbit in front of you? Your
mind tells you to follow it. Will it bring you to Alice’s world?
1. Continue going,
you are still in the world of illusions. Confound the berries. (You see a bear,
a fox, and a wolf and drink some tea with them. Finally you understand that it
was berries that made you see it).
. You understand
that it is quite stupid, stop for a moment and go to the place with the smoke. (Follow
line 2 (smoke).far you see a small house and a man near it. You rush to
the person to ask all questions you have. This man is a hunter and has been
living here for a long time. Some time ago his only child died and you look so
familiar that he gives you food and a room to stay for a while. The next day he
goes hunting. Will you join him?
1. Yes, it might be
useful. (Now you can use a bow and arrows. The hunter is a good teacher. And he
equips you with this weapon. You continue your journey at least armed).
. I have no wish
to kill anyone. (You are to leave this place without any means of
self-protection).see the place you saw yesterday, the smoke you wanted to
reach. You see that the fire was so large, that people still were making it
stop burning. You ask them what this place is. It is a Great Forest, the
place of endless forests. You…
1. Will enjoy the
life in a secluded village in this world. (You like your life, but one day you
wake up in your own world and understand that it was a dream (THE END).
. Run away and
find the way out. (Sometime later the stories told about a mad person living in
the heart of the forest (THE END).
Line 2 (smoke)
You decide to continue
your way, there was rain some time ago and you see human footprints on the
ground. You go through the forest for hours and see a strange woman hiding
behind the trees, she looks pale and mad. You come closer in order to help, but
she sees your weapon, cries loudly and runs away! Ok, it happens, go on.
Suddenly you hear a
harsh sound as if it was a bomb.
1. Hide? (You hide
under the roots of a huge tree. In an hour or so, you continue your way).
. Run? (You run
away as fast as you can! And soon get lost, but…)see the footprints again, a
lot of them, follow them and come to a small village. The village people say
that once in 5 years there is something wrong in the world. Strange things
happen, people die, the Great Forest takes its rent - the lives. No one can
explain it. But people disappear…they are all the victims of the Forest. You
remember the strange woman…
1. Don’t want to
have something in common with it. (you will enjoy life in a secluded village in
this world. You like your life, but one day you wake up in your own world and
understand that it was a dream (THE END).
. Will you find
her and help? (It takes you a long time, but finally you see her near the
river, you say «Hey, I won’t hurt you, I want to help». She looks suspicious,
but comes closer. She can’t explain why she is here. The Forest called her. The
primeval force. She says that a lot of people live in the heart of the forest,
like the ancestors used to. She asks you to come with her forever. She doesn’t
look so frightened now. Will you do it?
. Yes, why not, I
have nothing else to do.
. No, I’d better
stay here for a while.’ll like the life wherever it would be. But one day you
will wake up in your own world and understand that it was a dream).
Desert world (Star
Wars series)
(Students get the
card with the possible variants, discuss the problem within a group, using the
new vocabulary and then give their answer. The teacher listens to it and
then gives the result from the brackets).
You wake up and feel the
heat, the sun is so bright that you can't see anything for a few moments. As
you feel a bit better you… You decide to look around and find out where you
are, if there are any people who can help.see that there is a camp in the heart
of the desert. There are some bags. Will you look inside them in order to
find anything?
1. Yes (all of the bags
are empty, but the last one, offers you some equipment: spears and guns. They
may be useful.
. No (you don't want to
waste your time on it).the campfire you find a note, it is written there that
the group of people (you can find your names there) was moving to the nearest
spaceport. You set off in the morning and the sun is shining in your face, so
you are moving to the east. At midnight your group decide to have a break near
the oasis and drink some water, but feel ill. That's why when you wake up you
find no one around and there is no oasis as well. You decide to continue your
way, find some food and get out of there.careful! The sunset is very close. Where
should you go to continue your way?
1. West
. South
. East
. North
The right variant
is to the East (when
you set off the sun shone in your face and you were going to that side of the
world).
If you've chosen
something else
probably you'll go in the desert forever.’ve got lost in the desert; harsh sand
is in your eyes. You hear a buzz coming from under the ground. A huge
sand-worm appears.
. If you have
strength more than 8 and the weapon, you have found. You can protect yourself.
. It is the end
of your trip (you are eaten by the worm, and wake up in your own flat, and
understand that it was just a bad dream.you have chosen EASTnight is
coming, and the air becomes cooler and fresher, so you want to follow your way
as long as you can. Still you are thirsty and exhausted. You can stop for a
while (game over with a worm), or continue. Soon you see a boy who runs away
from somebody… your old sand friend. Will you help the boy?
. Yes, he is a
child, you use your weapon against the worm. (Later it seems that the boy is
from the next village, so you come up to it).
. No - you will
be sorry for the boy and feel very uncomfortable, but your life is more
important. (Soon you see a village…).
The doors of it are
closed and no one will help you. What would you do?
1. Strength = 17. You
try to break in. No one likes it. You are expelled from the village to the
desert full of the night creatures (THE END. You are eaten by the worm, and
wake up in your own flat, and understand that it was just a bad dream).
. If you helped the boy,
his parents would give you shelter for the night.
. If you didn’t help the
boy, you would have no choice but to stay in the street for the night.the
morning people tell you that the spaceport is a three days’ journey.
1. To go there on
foot takes 3 days. (You get there, the quest is over. THE END).
. Look for a car
or something like it.
(You notice the wagon
and no sand-horses. The village was robbed by the raiders tribe, people of the
strange religion. You learn that they live in the North Canyon. How will you
get in?
1. If you have
Intelligence more than 10, you understand that one day in a month the tribe is
left for a special mission and you can get in secretly and steal sand-horses.
=> this time you won, but the raiders will disturb the villagers for a long
time.
. Or do it by
force (there are only security raiders there), so you can teach them a good
lesson => they never will do something bad to the villagers.your return, you
give the sand-horses back to the villagers and they allow you to use the wagon
and one of the horses. You’ll be with your families in a day.
2.3 Анализ
проведенных мероприятий
Оба мероприятия «Знакомство с
подростковой литературой» и «Role play: worlds» прошли успешно. Несмотря на то, что класс не особо любил читать,
по моим ощущениям и по словам классного воспитателя, каждый ученик был
заинтересован.
Так как подростковая литература как
самостоятельное направление возникла сравнительно недавно и все еще не
распространена в России, тема является новой для учащихся. Использование
отрывков из современных фильмов и красочных картинок сделало тему увлекательной
для каждого.
Во время мероприятия «Знакомство с
подростковой литературой» преобладала фронтально-групповая форма работы, так
как материал был представлен в форме лекции с элементами беседы, учащиеся
активно участвовали в обсуждении, приводили примеры произведений, о которых они
знают, рассуждали об отличительных чертах подростковой литературы, поднимаемых
темах и проблемах, сказали, почему это близко именно им.
Важным этапом мероприятия можно
отметить целеполагание, в ходе которого ученики сами поставили вопросы, которые
были решены в ходе занятия: В чем сильные и слабые стороны подростковой
литературы? Стоит ли ее читать? В чем отличия подростковой литературы от
классической? Каковы основные черты YAL?
В ходе рефлексии дети высказались,
что довольны мероприятиям, объяснили, почему им близка данная тема. Поняли, что
не вся подростковая литература высокого качества и следует выбирать более
качественные тексты. Поняли разницу между классическими произведениями для
взрослых и подростковой литературой. На практике убедились, что язык
качественных подростковых текстов мало чем отличается от классической
литературы. Сравнивая два схожих по теме отрывка, смогли определить только 2 из
6 текстов правильно. В результате были выявлены следующие достоинства
мероприятия: соблюдение временных рамок, заинтересованность детей, юмор и
позитивный настрой.
Во втором мероприятии «Role-play: worlds» ученики получили
возможность попробовать себя в роли героев известных подростковых произведений
и киновселенных, на которых основывалась игра. Так как учащиеся уже были
введены в тему «подростковая литература», заинтересовавшись сюжетами игры, они
хотели узнать, какие это были произведения. Мероприятие было составлено с
учетом возрастных особенностей обучающихся и их интересов. Важно отметить интерактивный
характер мероприятия. Возможность выбора ответа и изменения сюжета позволяла
удовлетворить подростковую потребность иметь выбор, управлять ситуацией.
Предварительно обучающимся предлагалось заполнить ID-cards для участия в игре
(некоторые обучающиеся подошли к заданию очень творчески) и поработать со
сложным вокабуляром дома. Однако не все отнеслись к этому серьезно, поэтому во
время проведения игры у них возникали сложности с пониманием текста. Разделение
на команды произошло до мероприятия, команды были составлены с учетом того, с
кем дети лучше всего общаются и могут работать без конфликтов. Наглядность была
обеспечена с помощью раздаточного материала. Обучающиеся активно обсуждали
этапы игры, ответственно подходили к выбору ответа. По окончанию игры заполнили
карточки с рефлексией. Почти все обучающиеся остались довольны мероприятием.
Во время мероприятия развивались
умения аудирования и говорения. Детям предлагалось использовать фразы-клише для
опоры во время своего высказывания. Игра заинтересовала детей, на перемене
некоторые из них подходили, желая узнать, что бы случилось, ответь они иначе в
том или ином случае.
В результате проделанной работы по
практическому применению материала - вводной беседы по подростковой литературе
и ролевой игры, основанной на ней, - можно сделать следующие выводы.
Подростковая литература является
оптимальным выбором для работы с учениками средней и старшей ступени. Она
способна не только заинтересовать учащихся, но и заставить их задуматься над
серьезными вопросами.
Ролевая игра является не
единственным способом работы с литературой, отрывки из фильмов, иллюстрации и
непосредственная работа с текстом также являются интересным и мотивирующим
опытом для подростков. Важным фактором является отбор качественной подростковой
литературы для работы в классе.
Поскольку ролевая игра в широком
смысле не получила своего распространения в российских школах, важно использовать
не только элементы такой игры - драматизацию, но и содействовать ее внедрению.
Ее положительный и увлекательный потенциал для учащихся велик.
Разработанные мероприятия учитывают
индивидуальные особенности учащихся и включают разные формы работы: фронтальную,
групповую. Обсуждение важных для учащихся тем и проблем позволяет ученикам
высказать свою точку зрения, узнать мнения одноклассников и проявить творческий
потенциал, что соответствует требованиям ФГОС (Федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования: [сайт]. URL: http:// минобрнауки.
рф/документы/543). Оба мероприятия служат главной цели воспитания -
разностороннему и гармоничному развитию личности.
Заключение
Проведя исследование по теме
«Использование подростковой литературы в ролевой игре на старшем этапе
обучения», мы пришли к аргументированному выводу относительно ее сегодняшнего
положения: подростковая литература только начинает развиваться в России. Ее
использование на уроках английского языка способно помочь в достижении
различных целей, в том числе и главной цели обучения - развития коммуникативной
компетенции.
Часто из-за большого количества
материала и ограниченности во времени учителю не удается использовать новые
творческие приемы, которые имеют большую эффективность на уроке, но занимают
продолжительное время. Ролевая игра предлагает учащемуся ситуацию, близкую к
ситуации общения. Проигрывание такой ситуации позволяет учащимся
сконцентрироваться на решении коммуникативной задачи, увлечься его процессом,
использовать знакомую лексику и грамматические структуры, не осознавая этого.
Таким образом, ролевая игра становится не только целью обучения, но и средством
для развития определенных навыков и умений, средством контроля.
При использовании ролевой игры важно
учитывать возраст учащихся и их психологические особенности.
Оба мероприятия были апробированы на
практике, показали высокие результаты, вызвали интерес у учеников, были
одобрены учителем-предметником и классным руководителем, оценены на «отлично».
В ходе исследования цель работы была
достигнута, а именно: всесторонне освещены темы подростковой литературы и
ролевой игры. Гипотеза также получила свое подтверждение: использование ролевой
игры является одним из основных способов развития коммуникативной компетенции,
позволяет разнообразить урок, повышать мотивацию учащихся, является эффективным
способом усвоения грамматического и лексического материала, совершенствования
фонетических навыков.
Список использованных
источников
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: ИКАР,
2009. - 448 с.
. Артемьева, Н.В. Драматизация как вид творческой деятельности
[Электронный ресурс] / Н.В. Артемьева // Сайт учителя начальной школы
Артемьевой Н.В-Режим доступа:
http://ks22-artemeva-n-v.yok33.ru/home/moi-publikacii/dramatizacia-kak-vid-tvorceskoj-deatelnosti.
3. Березникова, Е.С. Драматизация и инсценирование как
средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка
[Электронный ресурс] / Е.С. Березникова // English: электронный журнал. - 2009.
- №14. - Режим доступа: http://eng.1september.ru/article.php? ID=200901404.
. Бондарь, Н.Ф. Использование коммуникативных игр как
средство профессиональной направленности обучения студентов (на примере занятий
по культуре речевого общения) / Н.Ф. Бондарь // Филологические чтения. - 2007.
- №7 - С. 22-29.
. Возрастная и педагогическая психология: учебник для
студентов педагогических институтов / под ред. А.В. Петровского; изд. 2-е,
испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979. - 287 с.
. Дарья Доцук [Электронный ресурс]: официальный сайт. -
Режим доступа: http://www.dariadotsuk.ru/1041108310861075/24.
. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М.
Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 527 с.
. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный
ресурс] // Academic.ru - агрегатор энциклопедий: [сайт]. - Режим доступа:
http://pedagogicheskaya.academic.ru/1048/ДИДАКТИЧЕСКИЕ_ИГРЫ.