Коммуникации как связывающий процесс в управлении
Содержание.
1.
Инновационный менеджмент – одно
из направлений
стратегического планирования.
1.1 Нововведения как объект
инновационного менеджмента
·
Рынок новшеств
(новаций)
·
Рынок чистой конкуренции
нововведений
·
Рынок капитала
(инвестиций)
2. Инновационный проект:
понятия, основные этапы создания и
реализации.
3. Эффективность инновационного
процесса.
4. Методы оценки инвестиционных
проектов
·
Срок
окупаемости инвестиций
·
Коэффициент
эффективности инвестиций
·
Дисконтирование
денежных потоков
·
Чистая текущая
стоимость
·
Рентабельность
инвестиций
·
Метод перечня
критериев
·
Балльный метод
·
Прочие методы
5. Порядок оценки
инвестиционных проектов
1. Инновационный
менеджмент – одно из направлений стратегического планирования.
1.1 Нововведения как объект инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие
для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в
настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и
методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной
деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования
от государственного уровня управления до вновь созданного общества с
ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще
всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение
достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для
централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где
коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую
самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим
принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области
инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является
русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный
перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого
слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый
обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в
буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества
приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс
введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период
времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию)
называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют
понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают
общественное признание, когда будут приняты к распространению
(коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения
(инновации).
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому
требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода
новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных
ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка
как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой
формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют
рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения
(инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента
и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1).
Рис.1 Схема инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование
новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,
организационно-технических и социально-экономических решений производственного,
финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период
времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его
использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом
последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается
как инновационный процесс.
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и
научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который
распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с
действующими международными, федеральными, корпоративными и другими
законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную
(научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные
(опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская)
деятельность направлена на получение, распространение и применение новых
знаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные
научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские
подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы,
отечественные и зарубежные новаторы. Классификация инноваций и инновационных
процессов представлена на рисунке 1.14.
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность
продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации,
когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень
текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам
уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других
видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за
наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и
результаты научной и научно-технической деятельности.