Изучение деятельности интернет-аптек
Оглавление
1.Введение
1.1
Актуальность темы
1.2 Цель
исследования
.3 Основные
задачи исследования
. Понятие
деятельности интернет - аптек
3.Статистика
работы интернет - аптек в России
4. Сайт
аптеки: "интернет - витрина" или полноценная торговая площадка?
. Риски,
связанные с покупкой через интернет - аптеки
.
Законодательное управление деятельности интернет - аптек
. Анализ
деятельности интернет - аптеки г. Невьянск
Вывод
Литература
1.Введение
.1 Актуальность темы
На сегодняшний день интернет - аптеки
получили свое развитие, как в Российской Федерации, так и за рубежом. Некоторые
из них работают как электронная витрина реально существующей аптеки, некоторые
как полноценный электронный магазин, обеспечивающий дополнительный канал
продаж, а некоторые имеют лишь электронную версию, не имея при этом физической.
Старейшая интернет-аптека в России (аптека WER.RU) функционирует на
отечественном рынке с 2000 года.
Тема актуальна и может представлять
интерес, поскольку на сегодняшний день, практически любая развитая аптека имеет
собственную интернет-аптеку либо задумывается о её создании. Однако
существующая на данный момент нормативно-правовая база не достаточным образом
регулирует данный вопрос.
В наше время существует большое
количество аптек, которые отличаются ассортиментом, ценами, режимом работы. С
появлением новых технологий и все большей доступностью сети Интернет, а также с
набирающей популярность среди населения интернет - покупок, многие вещи
становится делать проще и в разы быстрее. Сейчас есть возможность, не выходя из
квартиры, офиса, больницы, приобрести нужное лекарство. Как правило, рецепт
имеется в наличии, либо больной располагает полной информацией о том, что нужно
принимать при появившихся симптомах, или же производит поиск средств для профилактики
заболевания, витамины, которые не требуют специального назначения врача.
Интернет-аптека - очень удобный и быстрый способ найти нужный препарат,
воспользовавшись алфавитным указателем и другим вариантом поиска, предлагаемым
на сайте аптеки.
1.2 Цель исследования
Целью настоящей работы является изучение и деятельность интернет - аптек.
.3Основные задачи исследования
ü Что такое интернет - аптека;
ü Статистика работы интернет - аптек в России;
ü Анализ деятельности интернет - аптеки в г. Невьянске.
2.
Понятие деятельности Интернет - аптек
Первым этапом приобретения лекарственных средств в интернет - аптеке
является поиск товара. Для этого интернет - аптеки предоставляют пользователям
информацию об ассортименте, причем в нескольких ракурсах: в алфавитном порядке,
по фармакотерапевтическим группам, по заболеваниям.
Для осуществления заказа онлайн - аптеки чаще всего предлагают
посетителям сайта зарегистрироваться, обращая внимание на полную
конфиденциальность полученных о заказчике сведений. Однако некоторые электронные
аптеки обслуживают посетителей без предварительной регистрации.
В обычной аптеке заказ осуществляется по телефону, который может быть
занят. Больному человеку весьма проблематично заниматься доставкой
лекарственных средств самому; не всегда получается это сделать членам семьи,
родственникам или друзьям. При приобретении лекарственных средств через
интернет нет необходимости приходить в аптеку, стоять в очереди (зачастую среди
больных людей). Интернет - аптека предоставляет полную автоматизацию услуг: поиск
лекарственного средства, проверку его наличия в аптеке, определение стоимости,
осуществление заказа - все производится с помощью web-браузера. При этом на
сайт одновременно может зайти несколько пользователей и получить требуемую
информацию, не мешая друг другу.
Для тех лекарственных средств, которые есть в аптеке в наличии, обычно
делается пометка «есть на складе». Заказ в этом случае может быть выполнен в
течение суток. При отсутствии лекарственного средства в аптеке на выполнение
заказа может потребоваться большее количество времени. Заказ по почте может
быть выполнен в течение 1-2 недель. Оплатить покупку в интернет - аптеке можно
несколькими способами: наличными курьеру, который доставит заказ; почтовым и
телеграфным переводом; наложенным платежом (только для почтовой доставки);
предоплатой через банк; оплатой кредитной картой; оплатой с пользовательского
счета.
Доставка лекарственных средств производится курьером, посылкой или
бандеролью по почте. Стоимость заказа состоит из двух составляющих: каталожной
цены лекарственного средства и стоимости доставки. При этом часто доставка
курьером в пределах населенного пункта, в котором располагается аптека,
осуществляется бесплатно; стоимость доставки по почте зависит от удаленности
региона, в котором проживает клиент.
С целью привлечения пользователей к системе заказов через интернет -
аптеки предоставляют индивидуальные планы обслуживания: скидки обладателям
дисконтных карт, участие в розыгрыше призов и лотерей, медицинские услуги со
скидкой, подарочные сертификаты, дополнительные скидки в выходные и праздничные
дни и др.
3.Статистика работы интернет - аптек в России
Анализ периодической печати и интернет - источников дает возможность
утверждать, что как таковой статистики работы интернет - аптек никем не ведется,
об основных показателях можно судить лишь косвенно, к тому же оценки экспертов
зачастую противоречивы и неодинаковы.
Во многих странах Европы и Америке уже существует нормативная база,
регулирующая деятельность интернет - аптек. В Швейцарии первая Интернет-аптека
Mediservice начала работать в1997 году, получив разрешение на такой вид
деятельности в виде исключения. В настоящее время среди клиентов этой аптеки -
18 больничных касс в Швейцарии и ФРГ. По их данным, экономия от пользования
услугами интернет - аптеки составляет 15%.
В 1999 году открылась первая интернет - аптека в Великобритании. Эта
аптека первоначально встретила жесткое неприятие со стороны профессиональных
врачей и фармацевтов, но в 2000 году они изменили свою точку зрения и приняли
специальные рекомендации по обращению лекарственных средств посредством
интернета, то есть признали возможность существования такой формы аптек.
Электронные аптеки работают в Голландии и Дании.
В 2005 год доля аптечного онлайн в Москве оценивалась на уровне 0,3% от
офлайн. В регионах показатель был еще ниже - если вообще существовал. В 2005
году этот бизнес не виделся ни особо прибыльным, ни перспективным.
По данным аналитических агентств 2010 года интернет - аптеки пока не
вошли даже в десятку самых популярных категорий сетевой розницы, но аналитики
обращают на них особое внимание. Совместное исследование поисковой системы
Google и Ситибанка (российское представительство), посвященное покупкам россиян
в интернете в 2010 году, показало, что объем покупок в интернете, оплаченных
банковскими картами, составил за 2010 год порядка 600 млрд. руб. Лидируют
авиабилеты и услуги связи. Но интернет аптеки - одна из самых быстрорастущих
категорий магазинов в поиске Google. В 2010 году - двукратный рост по сравнению
с 2008-м и четырехкратный - по сравнению с 2007-м.
Интернет - аптеки получили широкое распространение в Соединенных Штатах
Америки (более 1000 сайтов) и во многих странах Европы, при этом в США прирост
числа посетителей интернет - аптек и сетевых медицинских консультантов
опережает аналогичный показатель большинства других направлений
потребительского web-бизнеса.
Если в 2001 году в США около 10% пользователей интернета обращались к
сайтам электронных аптек, то, наконец, 2005 года эта цифра приближалась к 50%.
При этом в 2001 году примерно 13% всех лекарственных средств
реализовывалось через интернет, из них рецептурные средства составляли 0,2% . В
2005 году оборот интернет - аптек приблизился к 9 млрд. долл. (30% от
реализации лекарственных средств), из которых 6,4 - от покупок лекарственных
средств, отпускаемых по рецепту врача. Приобретение лекарственных средств через
интернет не только удобно потребителю, но и выгодно, так как в электронных
аптеках цены на лекарственные средства на 30% ниже. Не случайно основная
потребительская аудитория интернет - аптек в США - американцы пожилого
возраста.
4.
Сайт аптеки: "интернет - витрина" или полноценная торговая
площадка?
Многие аптечные предприятия задумываются о создании своего
«онлайн-представительства», но всегда ли сотрудники аптек правильно оценивают
преимущества и возможности интернет - торговли для развития своего бизнеса? Чем
может быть полезна для них интернет - аптека?
Для того чтобы участвовать в борьбе за покупателя на пространствах
интернета, аптеке, на первый взгляд, вполне достаточно создать сайт-визитку. И
раскручивать его по определенным признакам (район города, близость к станции
метро, широкий ассортимент и т.п.). Однако сайт - визитка не позволит делать
заказ, а главное - постоянно предоставлять информацию об актуальном наличии
лекарственных средств в аптеке. Даже если добавить на сайт - визитку
возможность демонстрации своего товарного ассортимента, это еще не будет
полноценная интернет - аптека. Тем более что эти задачи во многом решаются
сотрудничеством с городскими справочными информационными системами,
предоставляющими информацию о наличии лекарств в аптеках города.
В чем же отличие полноценной интернет - аптеки от простого сайта? Сейчас
на рынке существуют два основных типа интернет - аптек.
1) Полностью виртуальная аптека. Это хорошо «раскрученный» в интернете
сайт аптечной тематики с возможностью заказа и доставки товара со склада, своих
розничных точек торговли (аптек) такие компании могут не иметь вообще. Этот тип
интернет - аптек во многом вступает в противоречие с законодательством.
Заказ препаратов в аптеке может осуществляться двумя способами: по
телефону или непосредственно через интернет - с помощью встроенных в сайт
web-сервисов. Максимально широкую целевую аудиторию охватывают те аптеки, у
которых действуют оба способа заказа. Для аптечной сети в этом случае логична
организация call-центра с возможностью не только заказа (в отдельных случаях -
бронирования товара с последующим получением его в удобной точке продаж), но и
получения профессиональной фармацевтической помощи.
Для поддержания приверженности клиентов к созданному интернет - ресурсу
стоит задуматься о программах лояльности. Эта задача решается применением
известных методов работы с покупателями: предоставлением скидок, бонусов,
специальных предложений и возможности участия в дисконтных программах,
организуемых как производителями и дистрибьюторами, так и самой аптекой. В этом
случае на сайте логично организовать сервис регистрации пользователей, который
позволит не только вести статистику покупок по каждой учетной записи (аналог
именных скидок), но и поможет в организации информационной компании: рассылке
уведомлений об акциях, появлении новых препаратов и т.п. Таким образом, аптека
получает постоянную связь с покупателем.
Для крупных аптечных организаций интернет - аптека может являться не
просто магазином, но и одним из разделов крупного корпоративного сайта
(портала) компании с мощным инструментом маркетинга и сбора данных, который
задействует, в том числе, и интернет - продажи. Таким образом, с помощью одного
интернет - сайта решается сразу много задач.
. Риски, связанные с покупкой через интернет - аптеки
Несмотря на привлекательность реализации лекарственных средств через
интернет, работа электронных аптек вызывает тревогу, как среди общественности,
так и в официальных кругах.
По данным Всемирной организации здравоохранения, до 10% заказываемых
через интернет лекарственных средств оказываются фальсифицированными. Большие опасения
вызывают заочные консультации пациентов, которые сопровождают интернет -
продажи. Курьер, доставляющий лекарственное средство пациенту, чаще всего не
имеет фармацевтического образования. Имеет место недобросовестная реклама
лекарственных средств, особенно отпускаемых по рецепту врача. Но самая
серьезная проблема - бесконтрольная реализация рецептурных лекарственных
средств без рецепта врача. И наиболее страшно, когда за интернет - аптеками
стоят лица или организации, не имеющие к фармации никакого отношения, так
называемые «псевдоаптеки».
Многие попытки привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков
лекарственных средств не всегда приводят к успеху, так как очень трудно их
идентифицировать по электронному адресу. Часто поставщики быстро исчезают, на
их месте возникают новые адреса.
И все же определенные шаги по регулированию деятельности интернет - аптек
делаются. По пресечению нарушений в реализации лекарственных средств через
интернет предпринимаются активные действия со стороны различных структур. С
резкой критикой идеи продавать лекарственные средства через интернет выступили
дистрибьюторы различных стран. В Германии против электронной реализации
лекарственных средств активно выступили работники аптек и немецкие
фармацевтические компании. Китай полностью запретил приобретение лекарственных
средств через Интернет.
Организация Объединенных Наций (ООН) также обеспокоена увеличением
объемов незаконных продаж лекарственных средств через интернет. По информации
специализированного департамента ООН - Международной комиссии по наркотическим
препаратам - через интернет продаются в основном психотропные средства,
запрещенные к продаже без рецепта, анаболические стероиды, а также
лекарственные средства, официально не требующие рецепта, но часто становящиеся
объектами подделок (Виагра).
6.
Законодательное управление деятельности интернет - аптек
Интернет - аптеки, соблюдающие законодательные нормы и старающиеся
отвечать высоким этическим требованиям, оказались заинтересованными в создании
цивилизованного интернет - рынка лекарственных средств. В качестве средства
борьбы с недобросовестной конкуренцией со стороны электронных торговцев, не
отвечающих должным качественным показателям, они решили применить давно
известный и надежный метод - профессиональное объединение единомышленников.
Была создана Европейская ассоциация - European Association of Mail
Service Pharmacies. Членами
ассоциации могут стать добросовестные предприятия, осуществляющие розничную
реализацию лекарственных средств на территории стран - членов Евросоюза на
основании лицензии. Важнейшими целями ассоциация провозгласила обеспечение
качества и безопасности лекарственных средств, поставляемых по почте.
Примером реализации строгих требований ассоциации к электронным аптекам
является деятельность пионера интернет - бизнеса в Европе - аптеки DocMorris.
Аптека зарегистрирована в Голландии, является обычной аптекой по реализации
лекарственных средств по всем правилам, принятым в Европейском союзе. Наряду с
этим аптека осуществляет многоканальный сервис: лекарственные средства можно
приобрести не только непосредственно в аптеке, но и заказать по интернету,
телефону, телефаксу или по почте. Аптека работает голландском, немецком и
английском языках. Создана специальная система контроля рецептов, идентификации
врача и частной практики, в которой он работает. Особые усилия аптека прилагает
к сохранению качества лекарственных средств, доставляемых по почте. Аптека
DocMorris постоянно изучает состав своих потребителей, 63% из которых
составляют мужчины. Самым молодым покупателям нет и 20 лет, самому старшему -
79.
Интернет - аптеки существуют в Украине, предлагая своим клиентам
круглосуточную доставку лекарственных средств 7 дней в неделю, гибкую систему
скидок и оплаты, консультации в рубрике «Советы врача», гарантируя подлинность
лекарственных средств и безопасность.
В России первые электронные аптеки появились в 1992 году, когда интернет
был мало кому доступен. В настоящее время Интернет-аптеки широко распространены
во всех городах России.
7.
Анализ деятельности интернет - аптеки г. Невьянск
В Невьянске онлайн-аптеке Живика низкие цены на лекарства, медицинскую
технику, косметику и ортопедические товары. Все препараты можно забронировать
или заказать с бесплатной доставкой по Невьянску. В интернет - аптеке
реализован удобный модуль поиска лекарств в аптеках Невьянска и Свердловской
области. Поиск лекарств в интернет - аптеке Живика прост и удобен. Здесь вы
сможете найти нужные лекарственные средства, косметику, медицинскую технику и
другие аптечные товары, проверить наличие лекарств в аптеках сети Живика в
Невьянске и городах Свердловской области, забронировать и самостоятельно
выкупить лекарства в любой удобной аптеке по выгодной цене или оформить заказ
лекарств через службу доставки. Теперь вы можете бронировать лекарства
круглосуточно и выкупать в любое удобное время работы аптеки в течение суток с
момента заказа самовывозом. Также круглосуточно можно оформлять и заказ на
доставку лекарств. Онлайн аптека Живика предлагает низкие цены на лекарства и товары
для здоровья. Здесь вы сможете найти и купить лекарства не выходя из дома. В
нашем каталоге собраны самые популярные и эффективные лекарства и товары для
здоровья. Вам не придется тратить время на поиск лекарств в других аптеках
города. Теперь вы можете купить лекарства в одном месте. Онлайн аптека Живика -
поиск, резервирование, бронирование лекарств. Доставка лекарств на дом, в офис
по Невьянску и городам - спутникам. Закажите лекарства, медтехнику и другие
товары для здоровья на нашем сайте, и мы осуществим доставку в любую точку
города. Кроме того, вы можете забронировать препараты и другие товары в любой
из наших аптек и забрать заказ в удобное время.
Для более предметного и детального исследования вопроса о деятельности
интернет - аптек рассмотрим некоторые показатели на примере в городе Невьянске,
который имеет свою интернет-аптеку.
интернет аптека заказ
Рис. 1 - Динамика продаж лекарственных препаратов через интернет-аптеку
На
рис.2 показано, что продажи препаратов для похудения производятся наиболее
равномерно за рассматриваемый период, так как не связаны с сезонностью.
На
следующей диаграмме будет рассмотрена общая динамика продаж через
интернет-аптеку.
Рис.
3 - Процентное соотношение продаж через интернет-аптеку относительно продаж
через саму аптеку.
Из графика на рисунке 3 прослеживается развитие интернет - аптеки по
сравнению с предыдущим годом, увеличивается число продаж через интернет-аптеку,
возрастает уровень доверия через данный вид совершения покупок. Но все же
процент продаж «онлайн» остается не большим, покупатели по прежнему более
доверительно относятся к совершению покупок в аптечном пункте. Однако в
направлении развития интернет продаж ведется активная работа, позволяющая вкупе
с возрастающей интернет - грамотностью населения достигнуть более высоких
результатов.
Вывод
Предоставляя возможность заказа лекарственного средства через интернет -
аптека раздвигает границы своего бизнеса: увеличивает аудиторию аптечной
организации в десятки раз и позволяет узнать о представленной в аптеке
продукции гораздо большему количеству потенциальных покупателей. Информация об
аптеке становится доступной в любое время дня и ночи и не зависит от количества
телефонных линий, сотрудников в аптеке и продолжительности рабочего дня.
При этом аптека имеет возможность проводить серьезные маркетинговые и
рекламные компании. Организовав на сайте виртуальную книгу отзывов и
предложений, аптека имеет возможность изучить мнение потребителей о
деятельности аптеки и качестве предоставляемых аптекой услуг. Применяя
аналитические методы обработки информации, можно более точно прогнозировать
спрос и тем самым оптимизировать ассортимент и количество товаров на складе.
Создание эффективного интернет - магазина требует от аптеки приложения
значительных усилий, как на начальном этапе его становления, так и в дальнейшем
совершенствовании системы его функционального развития.
В России до сих пор не решены многие нормативно-правовые аспекты
функционирования интернет - аптек: реализация лекарственных средств должна
осуществляться только из аптеки специалистами, имеющими фармацевтическое
образование. Приобретение лекарственных средств должно подтверждаться кассовым
чеком, что при доставке лекарственного средства на дом является весьма
проблематичным.
В этой связи фармацевтический бизнес в интернете оправдан только тогда,
когда он представлен не в виртуальном, а в традиционном виде, когда реально
существующая аптека имеет свое интернет - представительство. При этом
пользователи находят лекарственное средство по интернету, а приобретают его
обычным путем. Интернет в этом случае выполняет информационную функцию.
Таким образом, на интернет обратили свое внимание и крупные игроки рынка
автоматизации аптечного бизнеса. Это дает повод предположить, что рынок
интернет - аптек в перспективе будет расти и развиваться уже в связке с
традиционными системами для управления аптечными предприятиями.
Литература
1. Зобова
Е.П. Продажа лекарственных средств и сопутствующих товаров с доставкой на дом
// Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. № 6. 2013.
2.
Федеральный закон Российской Федерации «Об обращении лекарственных средств»,
2014 (с изменениями).
.Тельпуховская
Н.М. Рецепты успешных продаж в аптеке. - М. Международный центр
финансово-экономического развития, 2012.
.Герчикова
И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2013.387 с.
.Славич-приступа
А.С. Оптимизация маркетинга дистанционных аптечных продаж // Российские аптеки.
№ 7. 2014.