на отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей.
Здоровьесберегающая система должна строиться на основополагающих принципах:
.Принцип не нанесения вреда - одинаково первостепенен и для медиков, и для родителей.
. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов (все происходящее в образовательном процессе в дошкольном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье воспитанника и воспитателя).
.Принцип триединого представления о здоровье физическом, духовно-нравственном.
.Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится систематически, последовательно, как в режимных моментах, так и в организованных видах детской деятельности).
.Принцип субъективного взаимодействия с воспитанниками (необходимость индивидуального подхода).
.Принцип соответствия содержания и организации процесса воспитания и обучения возрастным особенностям (риск перегрузок, утомления от излишней сложности).
.Комплексный, междисциплинарный подход (медико-психолого-педагогическое сопровождение).
.Принцип медико-психологической компетентности педагога дошкольного учреждения (высокие требования к уровню психологической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания у педагогов).
.Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий (формы и методы обучения здоровью, воспитания культуры здоровья, формирование здоровья).
.Приоритет позитивных воздействий над негативными.
.Приоритет активных методов воспитания и обучения.
. Принцип отсроченного результата (на старте работы запастись терпением и прослеживать динамику состояния развития и здоровья ребёнка на протяжении пребывания в дошкольном учреждении).
. Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи (организация психолого-педагогического мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей).
. Соблюдение СанПиНа - важное условие создания здоровьесберегающей среды
Одним из наиболее важных условий создания здоровьесберегающей среды, как было отмечено выше, является соблюдение санитарных правил и норм.
В первую очередь должны выполняться требования к распорядку дня воспитанников учреждения дошкольного образования. Распорядок дня должен предусматривать:
гигиенически обусловленную длительность сна и бодрствования;
достаточное пребывание на свежем воздухе;
осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий;
проведение образовательного процесса (занятий), включающего рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.
Также должны выполняться требования к оборудованию помещений учреждения дошкольного образования. Помещения оборудоваться мебелью детской дошкольной (столы, стулья, кровати, шкафы, настенные доски), соответствующие росту и возрастным особенностям воспитанников и произведенные в соответствии с техническими нормативными актами, содержащими обязательное к исполнению требование. Расстановка мебели производиться в соответствии с определёнными требованиями. Рассаживание детей за столами должно проводиться не только с учётом роста и возраста, но и с учётом состояния здоровья воспитанников, имеющихся у них функциональных нарушений слуха и остроты зрения. Безопасность используемых в учреждении дошкольного образования строительных, в том числе отделочных материалов, мебели, игр и игрушек, наглядных пособий, ПЭВМ, электросветильников, торгово-технологического и холодильного оборудования, посуды и кухонного инвентаря должно быть подтверждено соответствующим документом.
Большую роль в создании здоровьесберегающей среды играет правильная организация проветривания помещения. В групповых с зоной отдыха, игральных, спальнях должна быть обеспечена возможность проведения естественного сквозного и углового проветривания, которое проводится только в отсутствие воспитанников. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности работы отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения воспитанников.
Не менее важным моментом является организация питьевого режима в учреждениях дошкольного образования, для чего используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в ёмкости, или кипячёная вода, которая храниться в графинах не более 6 часов.
Кроме всего вышеперечисленного есть ещё многие требования, которые требуют выполнения в дошкольном учреждении: требование к освещению помещений, к организации питания воспитанников и другие. Чёткое выполнение и соблюдение всех правил и норм помогает создать здоровьесберегающую среду для дошкольников.
3. Формирование целостного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий "здоровый", как большой, хороший (вот здорово!) и "здоровый", как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии ("нельзя есть грязные фрукты", "нельзя брать еду грязными руками" и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие "здоровье" с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья ("там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела"). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей определяют следующие задачи:
содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
формировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.
Для реализации поставленных задач можно использовать разнообразные методы. В дидактике сегодня выделяют до 10 классификационных групп. Так, известны классификации по уровням познавательной деятельности (Скаткин М.И., Лернер И.Я.), по способам приобретенных знаний (Назарова Т.С., Казанский Н.К.), по основным дидактическим задачам (Данилов М.А., Есипов Б.А.), по источникам знаний (Петровский Е.И., Матрусов И.С.) и др.
Традиционная система методов (Васильева А.И.) наиболее соответствует особенностям мышления дошкольников и задачам валеологического воспитания.
Наглядные и практические методы дают возможность знакомить детей с организмом человека, со способами заботы о нем непосредственно, путем чувственного восприятия:
наблюдение, самонаблюдение, взаимонаблюдение (найти сердце у себя, у других, приложив к груди руку, ухо, трубку из бумаги, стетоскоп и прослушать его);
рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, рентгеновских снимков, схем;
дидактические игры («Сложи картинку», «Что у нас внутри?», «Что изменилось?», «Чистим зубы правильно», «Правильно питаемся», «Закаляйся - будь здоров», «Бережем уши»);
настольно-печатные игры («Что могут наши помощники?»);
подвижные игры («Сделай фигуру», «Совушка»);
кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудиокассет и просмотр диафильмов;
сюжетно-ролевые игры («У доктора», «Прививочный кабинет»);
экспериментирование (игры с пеной, определение вкуса, запаха, цвета и т.д.);
трудовая деятельность (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе)
Словесные методы сообщения знаний основаны на использовании опыта, ранее накопленного людьми и обобщенного в слове, непосредственного опыта самих детей.
В практической работе с детьми использовать какой-либо метод изолированно не возможно. Все методы переплетаются и взаимно дополняют друг друга в любой, используемой форме работы с детьми. Главное - усвоение детьми знаний, образование представлений и понятий, осознание ценности своего здоровья.
При проведении работы нужно использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитывать настроение детей. Стараться заметить старание ребенка, его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.
Огромный интерес (как у детей, так и у родителей) и эффективность результатов по воспитанию валеологической культуры имеют познавательно-практические мероприятия физкультурной направленности:
физкультурные досуги
спортивные праздники
дни здоровья
игры-эстафеты
игры-соревнования
музыкально-спортивные развлечения
По мнению Правдова М.А., Седых Н.В. средства здоровьеформирующих мероприятий должны целенаправленно создавать условия для формирования и развития двигательных качеств и активности, воспитания навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, формирования коммуникативных навыков, толерантности в общении, мотивацию к ЗОЖ. Для этого используют:
физкультминутки;
эмоциональные разрядки;
разнообразные виды гимнастик (пальчиковая, зрительная, корригирующая);
подвижные и спортивные игры;
психогимнастика;
минуты покоя;
музыкотерапия;
ежедневные прогулки на свежем воздухе, пешие походы и прогулки, экскурсии, закаливание, бассейн.
Таким образом, активное использование разнообразных видов детской деятельности в воспитании физической культуры, форм и методов ее организации, учет индивидуальных, возрастных особенностей, способствует формированию целостного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
. Сотрудничество с семьей в воспитании культуры здоровья
Формирование сотрудничества родителей и педагогов в вопросе воспитания культуры здоровья зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания ЗОЖ может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители всегда готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Родители - взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может не только дать, но и получить их нужный и полезный совет.
В тоже время преобладающая часть родителей - не профессиональные воспитатели и не имеют специальных знаний воспитания осознанного отношения к своему здоровью. Хорошо, когда ЗОЖ является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример ЗОЖ, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям.
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач не только дошкольного учреждения, но и семьи. Активное включение родителей в процесс воспитания здорового ребенка и ЗОЖ семьи - одно из обязательных условий воспитания ЗОЖ ребенка. Становление и обогащение культуры здоровья родителей может осуществляться в процессе взаимодействия семьи и детского сада поэтапно с помощью разнообразных современных форм деятельности. Главное - донести до родителей знания.
В настоящее время накоплен богатый опыт организации различных форм работы с родителями: В.И.Безлюдная, В.С.Богословская, В.П.Дуброва, Л.Г.Емельянова, Л.В.Загик, О.Л.Зверева, А.А.Петрикевич, А.М.Счастная, Кротова Т.В. (нетрадиционные методы работы с семьей).
Работа с родителями строится поэтапно, с использованием широкого спектра разнообразия ее форм.
этап. Изучение семьи - анкетирование.
С помощью анкеты можно получить данные (информацию) по интересующей теме сразу от всех родителей группы. Через анкеты можно определить их отношение к вопросу ЗОЖ, степень вовлеченности в воспитательный процесс, их требования, желания, знания.
2этап. Пропаганда психолого-педагогических знаний
1.Знакомство с новинками педагогической литературы о ЗОЖ.
.Информационные бюллетени, папки-передвижки.
.Фотомонтажи, фотоальбомы, рисунки.
.День открытых дверей. Он проводится довольно часто с целью обратить внимание, как в группе осуществляется забота о здоровье детей: проветривание помещения, соблюдение санитарного режима, внимание за осанкой, активизация подвижности, предупреждение утомляемости, обязательная прогулка, интересные занятия, режимные моменты и т.д. Затем в беседе родители обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации, высказывают пожелания.
.Психолого-педагогическое консультирование специалистов детского сада и воспитателя группы по запросам родителей.
.Родительские собрания, конференции, семинары-практикумы.
1.Участие родителей в музыкально-развлекательных мероприятиях.
2.Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
.Участие родителей в занятиях.
.Участие родителей в выставках.
.Участие родителей в разработке и осуществлении планов воспитательно-образовательной работы по формированию основ ЗОЖ
Таким образом, использование разнообразия форм и методов организации работы с родителями по формированию основ ЗОЖ у ребенка позволяет заложить основу сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
Заключение
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами он должен отвечать, по крайней мере, одному, но очень важному требованию: быть здоровым.
Для оптимального сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении необходимо создать здоровьесберегающую среду, которая не только будет соответствовать всем санитарным правилам и нормам, но и будет удовлетворять главную потребность ребёнка - потребность в движении. Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
Регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребёнка. Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье.
Список используемой литературы
1.Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть /И.А.Аршавский. М., 1990.
.Постановление об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» от 25 января 2013 г. №8 Минск
.Володько Д.В. Охрана жизни и здоровья детей - главная функция дошкольного образования /Д.В. Володько// Здаровы лад жыцця. 2005.- №7.- с.3.
.Гумен О.И., Котанова И.А. Формы и методы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников /О.И. Гумен, И.А.Котанова// Воспитатель. 2008.- №10.- с.88.
.Давидович Е.Б. Проблема здоровьесбережения детей раннего возраста /Е.Б. Давидович Здаровы лад жыцця. 2006.- №4.- с.38.
.Железняк Н.Ч. Здоровый образ жизни: поиск новых форм и средств реализации /Н.Ч. Железняк// Здаровы лад жыцця. 2008.- №6.- с.56.
.Лобынько Л.В.,Ульянова О.А. Обеспечение здоровьесберегающего процесса и обучение детей дошкольного возраста/ Лобынько Л.В.,Ульянова О.А.Мн., Зорны Верасень, 2006.
.Макаренкова Г.Г. Здоровьесберегающие системы в современном дошкольном образовании /Г.Г. Макаренкова//Пралеска.- 2004.-№6.-с.5.
.Макаренкова Г.Г. Путь к здоровью и эмоциональному благополучию /Г.Г. Макаренкова//Пралеска.- 2004.-№8.-с.3.
.Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребенка /М.Д. Маханёва. М., 1999.
.Шевеленко Л.И. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста /Л.И. Шевеленко// Здаровы лад жыцця. 2007.- №3.- с.34.