Особенности функционирования полигона депонирования отходов (хут. Копанской)
Особенности функционирования полигона
депонирования отходов (хут. Копанской)
Введение
отходы полигон утилизация
В мировой практике период интенсивных исследований в области переработки
и утилизации отходов приходится на последнюю четверть 20 века и продолжается в
настоящее время в разрезе современных видов деятельности. В Российской
Федерации на сегодняшний день проблема управления промышленными и бытовыми
отходами находится только на начальном этапе изучения и решения.
Основной целью дипломной работы является рассмотрение особенностей
функционирования полигона депонирования отходов (хут. Копанской).
Для достижения указанной цели были поставлены следующие
задачи:
- изучение теоретической и правовой составляющих
проблемы обращения с отходами;
- раскрытие путей решения задач переработки
и утилизации отходов в мировой практике и в Российской Федерации на уровне
регионов;
- анализ динамики образования и накопления
ТБО и промышленных отходов в крае за 15-летний период;
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие
методы:
− метод анализа литературы и нормативно-правовой
документации;
− сравнение;
− моделирование;
− анализ, синтез и классификация;
− статистический и графический методы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что для
Краснодарского края проблема обращения с отходами, согласно классификации
экологических проблем края по уровню опасности для здоровья населения и
сохранности экосистем, считается первостепенной. Система бесконтрольного
размещения несортированного мусора является одной из причин ухудшения
экологической обстановки в крае, снижения качества жизни населения, а также
курортной привлекательности.
Новизна дипломной работы заключается в том, что на территории
полигона ведется построение нового, оборудованного по всем современным
технология полигона блочного типа.
Работа излагается на 59 страницах и состоит из введения, 5
глав, заключения, списка использованных источников, который включает в себя 55
наименований. В работе представлены 2 рисунков и 1 таблицы.
1. Характеристика отходов
Отходы производства и потребления - некондиционные остатки
сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе производства и
потребления товарной продукции, или товарная продукция, полностью или частично
утратившая свои потребительские свойства в процессе использования или хранения,
или нецелевые продукты производства, образованные попутно с товарной
продукцией, которые при наличии определенных социально-эколого-экономических
условий могут быть использованы в качестве сырья, материалов, полуфабрикатов
[Лотош, 2007, с. 7].
1.1 Классификация отходов
Классификация отходов проводится по ряду признаков. Наиболее
общим является деление по форме материальной субстанции, в которой они
находятся. По этому признаку отходы разделяют навещественные и энергетические.
Отходы в вещественной форме различают по:
− агрегатному состоянию - газообразные, жидкие,
твердые и пастообразные;
− химическому составу - органические и
неорганические;
− происхождению - коммунально-бытовые и производственные;
− возможности применения - вторичные
материальные ресурсы и отбросы;
− токсическому действию - первый класс
(чрезвычайно опасные вещества), второй (высокоопасные), третий (умеренно
опасные), четвертый (малоопасные) и пятый (практически неопасные) [Офрихтер,
2009, с. 33].
Возможны и другие признаки деления отходов [Лотош, 2007, c. 9].
Отходы производства. Промышленные отходы - твердые, жидкие и
газообразные отходы производства, полученные в результате химических,
термических, механических и других преобразований материалов природного и
антропогенного происхождения.
Часть отходов, которая может быть использована в том же
производстве, называется возвратными отходами. Сюда входят остатки сырья и
других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства
товаров (выполнения работ, оказания услуг). Отходы, которые в рамках данного
производства не могут быть использованы, но могут применяться в других
производствах, именуются вторичным сырьём [Бельдеева, Лазуткина, Комарова,
2009, с. 46-47].
Отходы потребления включают в себя:
1. Твердые бытовые отходы, которые являются
отходами сферы потребления, образующимися в результате бытовой деятельности
населения. Они состоят из изделий и материалов, непригодных для дальнейшего
использования в быту [Найман, 2006, с. 18].
Твердые бытовые отходы представляют собой сложную
гетерогенную смесь. По морфологическому признаку ТБО в настоящее время состоит
из следующих компонентов [Рожкова, Cлюсарь, 2009, с. 215]:
- бумага
<#"880587.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Динамика накопления промышленных отходов за 1997-2011 гг.,
млн. т.
С 1997 по 2011 гг. количество накопленных промышленных отходов
увеличилось на 34,4% с 8,4 млн. тонн до 12,81 млн. тонн. Только 3-4% образующихся
отходов возвращается в производство, а 96-97% преимущественно размещается без
обезвреживания на свалках твердых бытовых и промышленных отходов и
шламонакопителях, загрязняя почву, грунты, воздух и подземные воды
высокотоксичными веществами.
Итак, в 1997 г. образовалось 1,82 млн. тонн отходов, в 2011 г. - 1,80
млн. тонн. Таким образом, общее количество отходов практически не изменилось.
Но за рассматриваемый период были зафиксированы значительные колебания в
образовании отходов, обусловленные рядом причин, указанных выше.
За 1997-2011 гг. количество ежегодно образующихся твердых бытовых отходов
постепенно увеличивалось, что в значительной степени определяло колебания в
общем количестве отходов и компенсировало снижение доли промышленных отходов.
За последние годы количество ежегодно образующихся ТБО увеличилось на 0,24 млн.
тонн, в частности, за счет использования тары и упаковки, сильно увеличивающей
массу и объем отходов.
В результате сокращения удельного веса высокотехнологичных наукоемких
отраслей в народнохозяйственном комплексе большая часть полезных компонентов,
содержащихся в отходах производства и потребления, не вовлекается в повторный
хозяйственных оборот и, как следствие, вызывает рост эксплуатации природных
ресурсов.
Возрастает природоемкость экономики, то есть растут затраты ресурсов и
загрязнение окружающей среды на единицу производимой продукции [Ликсукова,
2002, с. 148].
Общая площадь, занимаемая всеми типами свалок, составляет около 949,38 га
(рисунок 2).
Рисунок
2 - Соотношение площадей различных видов (типов) свалок на территории
Краснодарского края
.1 Пути решения проблем, связанных с твёрдыми бытовыми и
промышленными отходами в Краснодарском крае
Проблемы негативного влияния на окружающую среду отходов производства и
потребления, их образования, хранения, обезвреживания, переработки являются для
Краснодарского края актуальными и требуют безотлагательных решений.
Традиционным для Краснодарского края решением проблемы отходов
производства и потребления до недавнего времени было захоронение отходов на
различных объектах размещения отходов. Но такой способ утилизации промышленных
и коммунальных отходов имеет ряд серьёзных недостатков: большая потребная
площадь земли, быстрая наполняемость мест размещения, потеря ценных компонентов
отходов, экологическая опасность (загрязнение грунтовых вод и атмосферы,
распространение неприятных запахов, потенциальная опасность в отношении пожаров
и распространения инфекций и пр.) [Лапочкин, 2002, с. 15]. Вышеперечисленные
недостатки традиционного способа утилизации отходов свидетельствуют о
необходимости принятия альтернативных решений в сфере обращения с твёрдыми
коммунальными и промышленными отходами.
Началом решения этой проблемы может служить целевое использование
средств, поступающих в краевой бюджет от платежей за негативное воздействие на
окружающую среду.
Модернизация и реформирование системы обращения с ТБО требует
комплексного и системного подхода, то есть определяет необходимость
использования программно-целевого метода решения проблем в сфере обращения с
отходами производства и потребления.
Благодаря активной позиции и заинтересованности руководства
Краснодарского края в
стабилизации и улучшении экологической обстановки в крае и достаточно высокому
инвестиционному потенциалу края в настоящее время поступают конкретные
предложения в сфере решения экологических проблем края, в том числе связанных с
обезвреживанием и утилизацией отходов производства и потребления и принимаются
действенные административные решения.
Пунктом 226.10 постановления Правительства Российской Федерации от
29.12.2007 № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития
города Сочи как горноклиматического курорта» предусмотрено создание и ведение
регионального кадастра отходов производства и потребления. В рамках выполнения
данного мероприятия в 2011-2012 гг. было проведено обследование объектов
размещения отходов производства и потребления Краснодарского края. Полученные
данные вносятся в разработанную информационно-аналитическую систему
«Региональный кадастр отходов производства и потребления». Эта система позволит
наиболее полно охарактеризовать качественный и количественный состав образуемых
отходов и реальный потенциал вторичных ресурсов, дифференцировать вклад
отдельных предприятий и хозяйств в образование отходов, что поможет установить
их реальное воздействие на окружающую среду и определить динамику развития
отдельных элементов системы по обращению с отходами.
В Краснодарском крае в целях решения проблемы отходов производства
и потребления разрабатываются и утверждаются конкретные целевые программы. В
2008 году утверждена краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми
отходами на территории Краснодарского края» на 2009-2013 годы», в рамках
которой планируется создание комплексов по сортировке ТБО с общим объемом
финансирования 1,8 млрд. рублей.
Программой предлагается комплексное решение проблем, обеспечивающее:
- увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных
материальных ресурсов до 40% от их общего объема;
- создание экономической базы для привлечения инвестиций в
экономику Краснодарского края;
- создание индустрии переработки, использования и
обезвреживания отходов;
- повышение качества жизни населения;
- улучшение экологической обстановки в Краснодарском крае,
снижение антропогенной нагрузки на природные сообщества путём совершенствования
системы управления и внедрения новых технологий в области обращения с отходами;
- оформление проектно-сметной и разрешительной документации;
- приведение свалок на территории края в соответствие с
требованиями природоохранного законодательства, сокращение количества
размещаемых на свалках твердых бытовых отходов путём строительства
мусоросортировочных линий и комплексов.
Основными задачами программы являются: рекультивация мест размещения
отходов, дальнейшая эксплуатация которых невозможна, создание и развития сети
пунктов приема вторичного сырья, совершенствование материально технической базы
предприятий, специализирующихся на сборе и вывозе ТБО, строительство 15
зональных комплексов и 15 полигонов для размещения неутильной части ТБО,
прикрепленных к зональным мусороперерабатывающим комплексам [Доклад «О
состоянии … », 2009, с. 256-259].
Программой запланировано строительство межмуниципального
зонального комплекса по сортировке, переработке и размещению отходов в
Тихорецком районе. На сегодняшний день запущен мусоросортировочный комплекс в
г. Абинске, обеспечивающий сортировку ТБО из Абинского и Крымского районов.
Зональные комплексы предполагается сформировать по принципу
территориальной близости муниципальных образований, а также обеспеченности
транспортными связями. Оптимальная мощность данного объекта должна составлять
от 150 тысяч до 300 тысяч тонн в год. Основная идея построения зонального комплекса обращения с
отходами заключается в следующем. Массовые отходы различного происхождения,
такие как ТБО, отходы строительства, зеленого хозяйства, а также нетоксичные
промышленные отходы, централизованно собираются на одном предприятии, где из
них выделяются отходы, подлежащие термической переработке. Полученная при
термической переработке энергия обеспечивает утилизацию остальных отходов,
производство продуктов рециклинга, а также расходуется на собственные нужды
предприятия.
В общий комплекс по переработке и утилизации отходов производства и
потребления входят:
1. Сортировочные линии поступающих отходов для дальнейшего распределения
потоков сырья (отходов) между всеми технологическими цепочками комплекса.
2. Предприятие по переработке вторсырья.
. Предприятие по нейтрализации и утилизации токсичных отходов.
. Утилизационная часть, представленная комплексом по термическому
уничтожению отходов.
. Полигон обезвреживания и захоронения биологически опасных
отходов с биотермической ямой для безопасного захоронения не утилизируемой
части и/или установкой для термического уничтожения данного вида отходов;
6. Участок компостирования органической части ТБО.
7. Информационный центр, позволяющий поддерживать связь с другими
объектами санитарной очистки в сети, поставщиками «сырья» и потребителями
конечной продукции.
В рамках комплекса подразумевается создание вспомогательных служб:
- создается собственное автохозяйство на каждом отдельном элементе общей
сети комплексов, чтобы одновременно обслуживать и сам комплекс от поставщика «сырья»
(отходов), и организовывать поставку конечных продуктов переработки отходов к
их потребителям. То есть, автохозяйство комплекса дополнительно формирует
единицу логистической транспортной системы в системе общекраевой переработки
отходов;
- ремонтно-эксплуатационный блок;
Технология комплексной переработки отходов, предполагает использование
оптимального сочетания различных методов обращения с ТБО, таких как полигонное
захоронение, сжигание, компостирование, вторичное использование утильных
фракций.
В целях создания эффективной комплексной системы управления отходами
производства и потребления, государственного регулирования деятельности в
области обращения со всеми видами отходов, сокращения негативного влияния на
окружающую среду разработана Концепция обращения с отходами производства и потребления
на территории Краснодарского края до 2020 года. Эта Концепция является
продолжением краевой целевой программы, утвержденной в 2008 году.
Концепция подразумевает развитие системы обращения с отходами, которое
основывается на глубокой переработке отходов производства и потребления с
межмуниципальным размещением объектов обращения с отходами и включает:
- 100% охват территорий муниципальных образований планово-регулярной
очисткой;
- организацию раздельного сбора отходов;
- максимальное извлечение и переработку ВМР;
- разработку единой динамической схемы транспортировки,
переработки и управления отходами производства и потребления на территории
Краснодарского края;
- укрепление материально-технической базы специализированных
предприятий по сбору и транспортированию отходов;
- создание экономически привлекательных условий для привлечения
инвестиций в сферу обращения с отходами;
- развитие рынка ВМР и продукции, произведенной на их основе;
- проведение мер по ликвидации и рекультивации
несанкционированных объектов размещения отходов.
На втором этапе реализации Концепции (2017-2020 годы) планируется
введение целевых показателей на использование отходов в качестве вторичного
сырья.
Основой реализации Концепции является организация
селективного сбора отходов от населения и иных категорий природопользователей.
Такая система наиболее полно отвечает экологическим требованиям, позволяет
сократить количество отходов для захоронения и площадь участков захоронения, решить задачи обеспечения возврата в
производство утильных компонентов отходов (значительное ресурсосбережение), получить дополнительный доход от реализации вторичных
ресурсов, существенно улучшить экологическую ситуацию в крае.
Для организации раздельного сбора отходов можно предложить несколько
способов:
- информирование населения о системе раздельного сбора отходов в средствах
массовой информации;
- установка специальных контейнеров для селективного сбора
бумаги, стекла, пластика, металла в жилых кварталах;
- создание на территории населенных пунктов сети стационарных
ресурспунктов для приема вторичного сырья;
- организация передвижных пунктов сбора вторичного сырья;
- создание органами местного самоуправления условий, в том
числе и экономических, стимулирующих раздельный сбор отходов.
Селективно собранные отходы предлагается вывозить на
производственные предприятия, где отходы будут перерабатываться или
транспортироваться на соответствующие производства с существующей технологией
переработки данных компонентов вторичного сырья [Концепция обращения … , 2012].
Губернатором Краснодарского края в 2011 году была утверждена
Ведомственная целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности Краснодарского края на 2012-2014 годы». В рамках
данной программы до 2014 гг. запланированы мероприятия по разработке единой
динамической схемы транспортировки, переработки и управления отходами
производства и потребления на территории Краснодарского края.
Вышеуказанные мероприятия будут включать:
- разработку краевой схемы межмуниципального расположения объектов по
сбору, транспортировке, обезвреживанию, переработке и размещению отходов и
вторичных ресурсов;
- разработку краевой логистической схемы движения потоков
вторичных материальных ресурсов;
- разработку единой динамической схемы транспортировки,
переработки и управления отходами производства и потребления на территории
Краснодарского края.
Таким образом, положения целевых и Ведомственных программ, а также
Концепции могут быть использованы при разработке схем территориального
планирования и развития производительных сил, мер экономического управления в
области обращения с отходами производства и потребления, развития рынка
вторичных материальных ресурсов, повышения эффективности использования сырья,
материалов и топливно-энергетических ресурсов, сырьевого обеспечения
материального производства, снижения уровня воздействия отходов на окружающую
среду и здоровье человека.
5 Функционирование полигона ТБО (хут. Копанской)
Наверно основной частью и особенностью полигона является
мусоросортировочный комплекс. Он включает в себя цех с оборудованием на 160
тыс. тонн/год (1-я очередь), строительство весовой, автомойки, выполнение работ
по энергоснабжению, благоустройству площадки; строительство цеха с
оборудованием на 160 тыс. тонн/год (2-я очередь), выполнение благоустройства
площадки, измельчение и прессование ТБО, строительство полигона депонирования
не утильной части бытовых отходов. Полигон для захоронения мусора в среднем
имеет следующий состав:
картон и бумага - 25-30%;
пищевые и другие органические отходы - 30-40%;
пластик - 10-15%;
строительный мусор - 5-12%;
прочий мусор (резиновые и текстильные отходы, дерево) - 2-5%.
Как видно из статистики, большая часть бытовых отходов
склонна разлагаться под воздействием кислорода. А так как на свалках доступ
воздуха ничем не ограничивается, гниение и брожение протекают довольно
интенсивно. Результатом происходящих в мусоре реакций является образование
органических кислот с выделением в воздух углекислого газа. Такая среда очень
благоприятна для размножения множества вредных бактерий и микроорганизмов,
которые в свою очередь поддерживают протекание процессов разложения отходов.
Химические реакции происходят с повышением температуры, и довольно часто она
достигает температуры самовозгорания мусора.
Атмосферные осадки, жидкости, входящие в состав отходов или
образующиеся в результате протекающих процессов, постепенно просачиваются в
нижнюю часть свалки, образуя высокотоксичный фильтрат, который также является
средой обитания и размножения опасных микробов. При наличии гидроизолирующего
покрытия дна полигона фильтрат накапливается и формирует линзу грунтовых вод.
Со временем он разъедает подложку и превращает почву под полигоном и вокруг
него в вязкий токсичный ил. Заиленная, зараженная болезнетворными бактериями
территория разрастается по мере роста свалки. Фильтрат проникает в грунтовые
воды, а с ними распространяется в близлежащие водоемы и колодцы.
Регулярный вывоз мусора на свалку приводит к спрессовыванию
отходов под собственным весом в нижних уровнях полигона. В эти слои воздух уже
не проникает, и здесь происходят химические реакции с выделением газа метана и
других летучих соединений с содержанием тяжелых металлов и токсичных
компонентов. Эта гремучая смесь выделяется в воздух. Неприятный запах вокруг свалки
- это лишь верхушка айсберга. Вред же для здоровья людей и окружающей среды
оценить довольно сложно, поскольку состав газов в лабораторных условиях
исследовать практически невозможно, так как он неодинаков даже в пределах
одного полигона. Можно лишь отметить, что ксилол и толуол, которые неизменно
входят в состав выделяющихся газов, вызывают расстройства нервной и кровеносной
системы, поражают органы дыхания, провоцируют головную боль, слабость и
раздражение слизистых оболочек.
Со временем химические реакции и процессы самопроизвольно
затухают. Для этого понадобится от 3-х до 10 лет. И в течение этого периода
свалка продолжает выделять тонны ядовитого газа, отравлять почву и грунтовые
воды. Кроме того, гниющий мусор, зараженный опасными болезнетворными микроорганизмами
и гельминтами, является объектом пристального внимания бездомных животных и
диких птиц. Они, побывав на свалках, разносят болезни дальше.
Работа полигона заключается в следующем. По прибытию каждую
машину взвешивают, чтобы вести учет поступивших отходов, большую часть мусора
везут на полигон ТБО, а остальную в сортировочный цех, описанный ранее. Где
сортируют мусор и прессуют его для дальнейшей работы с ним, это либо отправка
на вторичную переработку, либо непосредственно для депонирования. Полигон ТБО
поделен на сектора по достижению определенного уровня мусора, на секторе
перестают захоранивать мусор и зсыпают его грунтом, и переходят на другой
участок.
Работают там и лагуны, это специально построенные резервуары
для скопления фильтрата. Так же на территории полигона ведется строительство
нового полигона депонирования отходов.
Заключение
Защита окружающей природной среды от отходов производства и
потребления - одна из приоритетных экологических проблем Краснодарского края. Проблемы негативного влияния на
окружающую среду отходов, их образования, хранения, обезвреживания, переработки
являются для Краснодарского края актуальными и требуют безотлагательных
решений.
В результате выполнения дипломной работы были рассмотрены
теоретический и правовой аспекты проблемы обращения с отходами, в частности,
основные способы утилизации отходов и нормативно-правовые документы,
регламентирующие обращение с отходами производства и потребления в
Краснодарском крае.
Были изучены системы утилизации и переработки твёрдых
промышленных и бытовых отходов, применяемые в мировой практике, а также пути
решения проблемы обращения с отходами в регионах России. В развитых странах
мира исследования, посвященные решению проблемы отходов производства и
потребления, начались ещё в конце 20 века и на сегодняшний день разработаны
разнообразные концепции и программы по обращению с отходами. В Российской
Федерации разработки данной направленности находятся лишь в стадии своего
становления.
В работе приведен анализ динамики образования и накопления отходов
производства и потребления за 15 лет. На протяжении рассмотренного периода было
зафиксировано уменьшение количества ежегодно образующихся промышленных отходов,
но объемы накопленных производственных отходов продолжают возрастать. Причиной
является отсутствие в крае единой эффективной системы утилизации промышленных
отходов.
Подводя итог, посвященному анализу проблемы обращения с отходами
производства и потребления на территории Краснодарского края, нами сделан вывод
о том, что проблема утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов
является остро актуальной для Краснодарского края, так как отсутствие на
сегодняшний день эффективной системы управления отходами на территория края приводит к ухудшению состояния окружающей среды, снижению
качества жизни населения, курортной и инвестиционной привлекательности. Решение
проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления возможно при
условии создания и эффективного функционирования региональной системы
управления отходами. Формирование такой системы - одна из основных задач,
стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправлен.
Так же нами было рассмотрено функционирование полигона депонирования
отходов (хут. Копанской) в котором подробно была описана его работа.
Список используемых источников
1 Алтынбаева, Э.Р. Проблема энергетического
использования твердых бытовых отходов как одна из актуальных современных задач
/ Э.Р. Алтынбаева, Н.А. Юдина // Казань: Вестник КГЭУ. - 2010. - № 3. - С. 87.
Ашихмина, Т.В. Загрязнение окружающей среды при
депонировании твердых бытовых отходов / Т.В. Овчинникова, В.И. Федянин //
Фундам. исслед. 2009. - № 7. - С. 78.
Бабанин, И.С. Раздельный сбор ТБО в России - миссия
выполнима / И.С. Бабанин // Коммунальщик. - 2007. - № 10. - С. 49.
Багаутдинов, О.Д. Переработка твердых бытовых и
промышленных отходов в альтернативное твердое топливо / О.Д. Багаутдинов //
Рециклинг отходов. - 2010. - № 1. - С. 2-3.
Батурин, А.Д. О состоянии работы в области обращения
с отходами производства и потребления. Ставропольский край. /А.Д. Батурин //
Рециклинг отходов. - 2009. - №3. - С. 15-18.
Бельдеева, Л.Н. Экологически безопасное обращение с
отходами: монография. / Л.Н. Бельдеева, Ю.С. Лазуткина, Л.Ф. Комарова //
Барнаул: Вестник АлтГТУ, - 2009. - №3. - 155 с.
Болдырева, О.Н. Влияние полигона твердых отходов на
состояние окружающей среды, / О.Н. Болдырева, Л.Т. Шарипова, С.В Муха//
Актуальные проблемы обеспечения безопасности в биосфере и техносфере: материалы
междунар. научно-практ. конф., 26 марта 2008. - Воронеж: Науч. книга, - 2008. -
С. 217.
Булгаков, В.А. Умно и рачительно решают японцы
проблему ТБО/ В.А. Булгаков // Жилое и коммунальное хоз-во. - 2006. - № 10. -
С. 19-20.
Горбачева, Л.А. Зарубежный опыт мусоросжигания /
Л.А. Горбачева // Энергия: экономика, технология, экология. - 2009. - № 7. - С.
49-55.
Гречко, А.В. Современные методы термической
переработки твердых бытовых отходов/ А.В. Гречко // Промышленная энергетика. -
2006. - № 9.- С. 48-49.
Демьянова, В.С., Преимущества раздельного сбора и
сортировки твердых бытовых отходов / В.С. Демьянова, О.В. Егоров // Экология
урбанизированных территорий. - 2010. - № 3. - С. 76-77.
Золотарев, Г.М., Опыт обращения с отходами в Швеции
/ А.А Рыжков Г.М. Золотарев // Твердые бытовые отходы. - 2012. - № 4. - С. 34.
Зубарев, С.В. Обращение с твердыми отходами в
Китае. Обзор проблем и принимаемых решений/ С.В. Зубарев // Рециклинг отходов.
- 2007. -№ 4.- С. 32-33.
Зырянова У.П. Разделяй и властвуй/ У.П. Зырянова //
Твердые бытовые отходы. - 2011. - № 3. - С. 34.
Кабанова, Т.С. Экологические проблемы термической
переработки твердых бытовых отходов / Т.С. Кабанова, В.А. Зайцев, Г.А. Ягодин
// Экологическая и промышленность России. - 2010. - № 7 - С. 47-49.
Крячко, Т.А. Управление твердыми бытовыми отходами
за рубежом / Т.А. Крячко // Актуальные проблемы техногенной безопасности. - М.:
РГСУ - 2010. - С. 240-243.
Кунабаева, С.Р. Система управления отходами
производства и потребления в Республике Башкортостан. / С.Р. Кунабаева, С.К.
Мустафин// Рециклинг отходов. - 2007. - №3. - С. 26-29.
Лапочкин, Б.К. К вопросу оценки экологической
опасности городских свалок бытовых отходов / Б.К. Лапочкин // Экология
промышленного пр-ва. - 2002. - Вып. 1. - С. 15.
Ликсукова, Т.А. Управление отходами (Теоретические
аспекты, мировой опыт, возможности применения в г. Краснодаре) / Т.А.
Ликсукова// Человек. Сообщество. Управление. - 2002. - № 2. - С. 148.
Лихачев, Ю.М. Анализ и оценка зарубежного опыта
обращения с твердыми бытовыми отходами. / Ю.М. Лихачев, С.В. Селиванова, И.Н.
Глазов. // СПб.: СПбГТУ, - 2001. - С. 72.
Лотош, В.Е. Переработка отходов природопользования.
/ В.Е. Лотош // Екатеринбург: Полиграфист, - 2007. - С. 503.
Лунева, Г.В. Обращение с отходами производства и
потребления. Ростовская область / Г.В. Лунева // Рециклинг отходов. - 2009. - №
2. - С. 14-16.