Межправительственные организации
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
Реферат
Межправительственные организации
Работу выполнила:
студентка 4 курса, 41 группы
Бученкова Н.С.
Работу проверила:
Чудновская С.Н.
Москва
Содержание
1. Межправительственные организации
. Классификация межправительственных организаций
. Признаки межправительственных организаций
. Правосубъектность межправительственных организаций
. Выход из межправительственной организации
Список литературы
межправительственный организация мировой политика
Межправительственные организации проявляют себя в международной жизни в двух ипостасях: с одной стороны, образуя поле кооперативного взаимодействия между государствами-членами, а с другой - выступая в качестве специфических акторов на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику мировой политики. В таких организациях могут складываться ситуации, когда преобладают интересы одного из участников, а другие обеспечивают поддержку лидеру в расчете на покровительство с его стороны или содействие в осуществлении собственных целей.
. Классификация межправительственных организаций
Наиболее распространена классификация межправительственных организаций на основе двух критериев: по территориальному принципу и в соответствии со сферой деятельности.
Исходя из первого критерия выделяют:
региональные организации, например, Ассоциация государств ЮгоВосточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация Африканского единства (ОАЕ) и др.;
межрегиональные организации - Организация Исламская конференция (ОИК), Содружество Независимых государств (СНГ) и др.;
субрегиональные (Бенилюкс).
В соответствии со вторым критерием различают:
организации экономического характера, охватывающие сферу финансов и торговли, например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО); Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.;
организации в отдельных отраслях мирового хозяйства, например, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран- экспортеров нефти (ОПЕК) и др.;
организации в области культуры и спорта, например, Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
военно-политические организации, например, Организация Североатлантического договора (НАТО), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС);
универсальные организации: Лига Наций, Организация Объединенных Наций (ООН), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Следует отметить, что классификация межправительственных организаций по вышеприведенным критериям (территориальное расположение, сфера и направленность деятельности) носит условный характер, поскольку многие организации отвечают обоим критериям, выполняя, скажем, не только экономические, но и политические функции. Такие, к примеру, организации, как Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, содействуя развитию в государствах либеральных рыночных отношений, решают одновременно и политическую задачу - укрепление демократических режимов, распространение прогрессивных форм правления. Важную роль в поддержании стабильности на региональном и глобальном уровнях играет созданная в 1975 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членами которой являются все европейские государства, а также США и Канада.
Наиболее крупная универсальная организация - ООН, объединяющая свыше 190 государств. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые функционируют в международных отношениях одновременно и как ее структуры, и как самостоятельные субъекты. К ним относятся:
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения);
МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии);
МВФ (Международный валютный фонд);
Международный суд;
МОТ (Международная организация труда);
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
В Европе в сравнении с другими континентами, функционирует гораздо более разветвленная сеть межправительственных организаций. Наряду с Европейским Союзом (ЕС) значительное воздействие на международные процессы оказывают такие региональные структуры, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совет Европы. Менее существенна роль Содружества Независимых Государств (СНГ).
Уникальность ОБСЕ определяется такими ее функциями, как нормотворчество, контроль за вооружениями, предотвращение и урегулирование конфликтов, защита прав человека и содействие формированию институтов правового государства.
Заметным фактором современного международного развития являются некоторые внеевропейские региональные организации общей компетенции, объединяющие все или большинство стран соответствующих регионов. В их числе - Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабским государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Организация Исламская конференция (ОИК) и др.
3. Признаки межправительственных организаций
Любая ММО должна обладать по крайней мере следующими шестью признаками:
а) Создание в соответствии с международным правом. Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая ММО должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens.
б) Учреждение на основе международного договора. Как правило, ММО создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение его сторон и самой международной организации. Стороны учредительного акта - суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются и другие ММО. Например, Европейский Союз (ЕС) - полноправный член многих международных организаций. ММО могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию. Так, в соответствии с резолюциями Совета Продовольственной и сельскохозяйственной организации, ООН (ФАО <#"justify">Список литературы
1.Международная межправительственная организация <http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/24986>. 2013.
.Куркин Б.А. Понятие и виды международных организаций // Международное право: Учебное пособие <http://vse-uchebniki.com/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/ponyatie-vidyi-mejdunarodnyih9247.html>. - М.: МГИУ, 2008. - 192 с.
.Современные межправительственные организации в мирополитическом пространстве <http://www.mgimo.ru/fileserver/books/rami4konvent/t1-klochikhin.pdf>. МГИМО. 2013.
.Понятие и признаки международной межправительственной организации <http://info-proect.ru/ponjtie_i_priznaki_mezhdunarodnoi_mezhpravitelstvennoi.html>. Международной право. 2013.
.Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 2001.
.Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 2012.
.Шибаева Е.А. Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 2011.
.Тункин Г.И. Теория международного права <http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/library:0131206:article>. М., 2005.