Модели принятия решений
Лекционное
занятие
«Модели
принятия решений»
ВВЕДЕНИЕ
Принятие решений - основная
часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех
тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение
различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в
повышении эффективности работы управленческого персонала.
Каждый день менеджерам приходится принимать
разнообразные решения, касающиеся различных сфер управления, например, как
подобрать персонал, куда отправить груз и в каком количестве, как
максимизировать прибыль, принимать ли предложение другой фирмы о слиянии двух
компаний и так далее. На самом деле, принятие решения - задача непростая, так
как необходимо рассмотреть все возможные альтернативы, выбрать из них наиболее
подходящую по всем критериям, учитывая возможные последствия, препятствия и
перспективы, условия, в которых этот выбор осуществляется, и многие другие
факторы.
Цель данной работы - изучить
понятие «решение» и различия между видами решений, описать все этапы процесса
принятия решения и методы и модели, по которым они осуществляются. Затем мы
рассмотрим компанию, узнаем, какими методами пользуются сотрудники в данной
компании и какой из способов принятия решений считается наиболее эффективным
для них, что, в конечном итоге, позволит сделать общие выводы об эффективности
различных методов и моделей принятия решений.
1. Определение и классификация понятия «решение»
эффективность управленческий решение
Для проведения исследования на
данную тему необходимо, прежде всего, определить, что представляет собой
понятие «решение».
Решение - это выбор из всех
возможных альтернативных вариантов.
Классификация решений
Существует множество критериев
классификации видов решений: объект решения; система планирования; количество
решений; сроки действия последствий; степень зависимости и другие. Рассмотрим
некоторые из них.
По объекту решения выделяют:
· ориентированные на
цели;
· основополагающие;
· структурные.
По системе планирования решении
делятся на:
· стратегические;
· тактические;
· оперативные.
· статические;
· динамические;
· одноступенчатые;
· многоступенчатые.
Однако наиболее важной
классификацией в нашем исследовании является такая, которая разделяет
управленческие решения на организационные, интуитивные и рациональные.
Организационное решение -
выбор, который нацелен на решение заданной проблемы, принимаемый руководителем
в соответствии со своей должностью. Человека можно назвать менеджером тогда,
когда он принимает организационные решения и реализует их через других людей,
учитывая при этом их собственные цели и интересы.
Интуитивное решение - выбор, в
основе которого лежит ощущение «правильности» принимаемого решения.
Рациональное решение - выбор,
основанный на результатах аналитических рассуждений, для которого характерен
принцип оптимизации.
В свою очередь, организационные решения
подразделяются на незапрограммированные и запрограммированные.
Запрограммированными решениями
являются те, которые сопутствуют получению результата, и определены некоторой,
уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий.
Незапрограммированные решения -
те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.
2. Процесс принятия решений
Принятие решения - это процесс
рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение
осознаваемого результата.
Процесс принятия решений
является одной из основных функций менеджера; включает в себя планирование (что
и как делать?) и выбор альтернативы (непосредственно само решение).
В процессе принятия
управленческого решения есть некоторые аспекты, соблюдение которых необходимо,
например:
· научная обоснованность;
· четкое направление;
· своевременность;
· точная
формулировка;
· высокая
эффективность;
· контролируемость;
· основание -
достоверная информация и так далее.
Процесс принятия решения
изображен в таблице 1.
Таблица 1
Фаза
|
Этапы
|
Подготовка управленческого решения
|
1. Ситуация 2. Выявление,
формулирование и обоснование проблемы 3. Сбор и анализ информации для
принятия решения 4. Формирование возможных решений 5. Выбор окончательного
варианта и принятие решения
|
Реализация управленческого решения
|
1. Разработка
плана реализации решения 2. Доведения плана до исполнителей 3. Контроль
за исполнением 4. Внесение необходимых корректив 5. Подведение
итогов, накопление опыта решение проблемы
|
Также немаловажными в процессе
принятия решения являются следующие два понятия:
· управленческая
операция - обработка информации, связанной с управлением, которая относится к
определенному подразделению компании (схема 1);
· управленческая
процедура - система управленческих операций, целью которых является
осуществление разрешения поставленной проблемы (схема 2).
<#"875418.files/image002.gif"> <#"875418.files/image003.gif"> <http://ekonomika.snauka.ru/wp-content/uploads/2014/03/ris32.pn>
Схема 3
5.
Различные формы моделирования
· теория игр;
· модель оптимального
обслуживания;
· модель линейного
программирования;
· имитационное
моделирование;
· другие.
Теория игр. Одна из важнейших
переменных, от которой зависит успех организации, - конкурентоспособности.
Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество
для любой организации. Теория игр - метод моделирования оценки воздействия
принятого решения на конкурентов.
Теорию игр изначально
разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные
действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования
реакции конкурентов на изменение цен, новые компании поддержки сбыта, предложения
дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если,
например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен
конкуренты не сделает того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага,
чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.
Теория игр используется не так часто, как другие
модели. К сожалению, ситуации реального мира зачастую очень сложны и на столько
быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют
конкуренты на изменение тактики фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда
требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации
принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна,
поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы,
могут повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения.
Модель оптимального обслуживания используется
для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению
потребности в них.
Модель линейного программирования применяют для
определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии
конкурирующих потребностей. Данный вид модели наиболее распространен на
промышленных предприятиях. Он заключается в том, что помогает максимизировать
прибыль при наличии одного нескольких ресурсов, каждый из которых используется
для производства нескольких видов товара.
Имитационное моделирование. Все описанные выше
модели подразумевают применение имитации в широком смысле, поскольку все являются
заменителями реальности. Тем не менее, как метод моделирования, имитация
конкретно обозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение
для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации состоит в
использовании некоего устройства для имитации реальной системы для того, чтобы
исследовать и понять ее свойства, поведения и характеристики.
Экономический анализ. Почти все
руководители воспринимают имитацию как метод моделирования. Однако многие из
них никогда не думали, что экономический анализ - очевидно наиболее
распространенный метод - это тоже одна из форм построения модели. Экономический
анализ вбирает в себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а
также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная
«экономическая» модель основана на анализе безубыточности, методе принятия
решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными
издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным. Эти модели
широко применяются в бухгалтерском и финансовом учете.
Объем производства,
обеспечивающий безубыточность, можно рассчитать почти по каждому виду продукции
или услуге, если соответствующие издержки удается определить. Это может быть
число сидений в самолете, которые должны быть заняты пассажирами, число
посетителей в ресторане, объем сбыта нового типа автомобиля.
Практическая часть исследования
В качестве практической части
мы предлагаем рассмотреть пример компании, которая занимается организацией
перевозок грузов, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельностью,
транспортной обработкой грузов и хранением и так далее.
Мы взяли интервью у
генерального директора компании с целью выяснить, какими методами и моделями
принятия решения пользуются в компании и какие из них являются самыми
эффективными.
Выяснилось, что в данной
компании часто приходится сталкиваться со всеми тремя моделями принятия
решения: и с классической, и с административной, и с политической, однако
последняя, по мнению директора, является наиболее часто встречаемой и самой
эффективной. Объясняется это тем, что участие большого количества специалистов
позволяет наиболее четко рассмотреть даже небольшие (но не менее важные)
аспекты конкретной проблемы.
Что же касается методов, то
наиболее используемым в компании являются: метод исследования потребительских
предпочтений, метод анализа рынка услуг, а также метод составления деревьев
проблем и деревьев целей. Наименее эффективными в процессе управления компанией
оказались: метод Дельфи и метод моделирования.
Заключение
Не вызывая сомнений, все методы
и модели принятия управленческих решений одинаково важны управлении различных
компаний. Однако из них есть такие, которые считаются наиболее эффективными и
полезными. Исследование показало, что самыми эффективными методами принятия
управленческих решения являются метод анализа рынка услуг и метод исследования
потребительских предпочтений, а наиболее предпочтительной моделью принятия
решения считается политическая модель.
Использованная
литература
1. Бреддик У. Менеджмент в организации.
-.: Инфра - М, 2000г.
2. Ларичев О.И. Теория и методы принятия
решений.; М: «Логос», 2005г.