Преимущества
|
Недостатки
|
-Бесплатность
и общедоступность медицинской помощи
|
-Малое
финн. (в особенности при низком бюджете) и как результат наим. тех. и
остальная оснащенность медицины.
|
-Самая
большая экономичность
|
-Значительный
уровень централизации.
|
-Максимальная
действенность в экстремальных условиях
|
-Отсутствие
экономического интереса населения и медработников в сохранении здоровья.
|
-Профилактическая
направленность.
|
|
1.2 Страховая и частная система
здравоохранения
Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N
326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации" предусмотрены определенные положения.
Цель медицинского страхования - гарантировать
гражданам при появлении страхового случая получение медицинской помощи за счет
накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Объектом медицинского страхования считается
страховой риск, который связан с расходами на оказание медицинской помощи при
появлении страхового случая. При этом страховой риск - это планируемое событие,
а страховой случай - произошедшее событие, предусмотренное договором
страхования или Законом. Список страховых случаев, которые подлежат к уплате из
средств страховых фондов, составляет страховую программу.
Субъектами медицинского страхования являются
властные структуры, некоторые юридические и физические лица взаимодействующие в
системе медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования делятся на
прямые и косвенные.
Прямые субъекты - субъекты, напрямую участвующие
в организации и проведении медицинского страхования.
Косвенные субъекты - субъекты, которые не
участвуют прямо в медицинском страховании, однако способствующие и
содействующие осуществления страховых медицинских программ.
Ниже на рисунке 3 представлены субъекты
медицинского страхования.
Рисунок 3 - Субъекты медицинского страхования
здравоохранение
государственный медицинский помощь
Гражданин в системе медицинского страхования -
застрахованное физическое лицо. Он является прямым субъектом медицинского
страхования.
Страховые медицинские организации не входят в
систему здравоохранения. Органы управления здравоохранением и медицинские
учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских компаний.
Преимущества системы медицинского страхования:
достаточная мобильность; целевой характер
финансирования;
децентрализованный порядок управления и
финансирования; абсолютная воля в выборе врача и действительная защита
интересов больного; соблюдение принципа общественной солидарности.
Недостатки: относительно «бюрократическая»
система, минимальная динамичность по соотнесению с частнопредпринимательской
системой.
Частнопредпринимательская система
здравоохранения - это система, при которой медицинская помощь оказывается
главным образом на платной основе частнопрактикующими врачами. Частная часть
системы здравоохранения финансируется за счет средств граждан и юридических лиц
(в первую очередь - работодателей). В рамках представленной части системы
здравоохранения гражданам может оказываться медико-социальная помощь:
профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная,
протезно-ортопедическая, зубоврачебная, а также меры социального характера. В
таблице 2 представлены преимущества и недостатки частнопредпринимательской
системы:
Таблица 2 - Преимущества и недостатки частной
системы здравоохранения
Преимущества
|
Недостатки
|
-значит.
качество медицинской помощи
|
расточительность
и неэкономичность
|
-высокий
мат. уровень медработников.
|
отсутствие
общедоступности медицинской помощи.
|
-экон.
интерес нас. в сохранении здоровья
|
|
-свободный
выбор врача
|
|
2. Особенности развития
здравоохранения в развивающихся и развитых странах
.1 Службы здравоохранения и
медицинского страхования в развивающихся и развитых странах
К развивающимся странам относятся страны Африки,
Восточного Средиземноморья и Латинской Америки. В развивающихся странах сегодня
имеются все перечисленные выше системы здравоохранения - государственная,
страховая и частнопредпринимательская - с преобладанием одной из них в
зависимости от политического и социально-экономического строя.
Во многих странах Восточного Средиземноморья и
Африки берется за основу частно-государственная модель организации
здравоохранения. В странах Латинской Америки в большей степени выработана
частнопредпринимательская система.
Медицинские службы развивающихся стран,
унаследованные от колониальных режимов и не получающие достаточных средств, в
50-е - 60-е годы XX века узнали на себе воздействие советской системы
здравоохранения. Значительные средства выдавались университетским госпиталям в
больших городах; это почти отнимало субсидий медицинские службы сельской
местности и мешало развитию первичной медицинской помощи.
Многие развивающиеся страны расходуют на сферу
здравоохранение менее 4% своего малого национального дохода, (например, Эфиопия
- 3,8%, Судан - 3,5%, Нигерия - 3,1%), причем значительная часть данных сумм
идет на обустройство дорогостоящих больниц в наиболее больших городах.
Отсутствие нужных средств увеличивает нужность основания общенациональной
системы медицинского страхования, которая может овладеть значительной частью
населения медицинским обслуживанием и снабдить дополнительный приток денежных
средств на формирование здравоохранения.
Основой служб здравоохранения являются
учреждения первичной медико-социальной помощи - здравпункты, центры, посты,
диспансеры (иногда их нарекают центрами и пунктами), т.е. в основном
доврачебные амбулаторно-поликлинические учреждения. Врачи функционируют в
госпиталях, начиная с сельского районного.
В развивающихся странах сберегается так
называемый эпидемический тип патологии. В развитых странах патология главным
образом неэпидемическая, относительно низка общая и детская смертность,
инфекционные, паразитарные болезни перестали быть основной проблемой
здравоохранения, почти сдвинуты к нулю материнская смертность, тяжелые болезни
от недостаточности питании.
Великобритания
Великобритания является единственной среди
западных стран, где основная часть (95%) медицинских учреждений относится к
государству. В данной стране господствует государственная система
здравоохранения и, как дополнение к ней, работает частное (добровольное)
страхование и платная медицинская помощь. Государственная система финансируется
из общих налоговых поступлений в государственный бюджет. На здравоохранение
выдается назначенная сумма средств в % от национального дохода. В
Великобритании она составляет 9,8%. Все средства формируются в центральном
бюджете и разделяются сверху вниз по управленческой вертикали.
Германия. Страховая медицина формируется с 1883
г., с принятия соответствующих страховых законов («законов Бисмарка»).
Медицинское страхование является частью общегосударственной системы социального
страхования и обеспечивает медицинскую помощь при болезни, уходе, профилактике,
несчастном случае, родовспоможении, лечение у врачей общей практики,
специалистов, в амбулаториях, на дому, стационарах, стоматологическую помощь,
обеспечение медикаментами и др. На медицинское страхование идет более 8%
валового продукта (из 13% всех расходов на здравоохранение). Средства на медицинское
страхование приходят из 3-х источников: 6,5% фонда оплаты труда уплачивают
застрахованные, так же работодатели, остальные средства дотирует государство из
бюджета. Финансирование здравоохранения, подобным образом, снабжается на 60% и
более за счет социального страхования, на 10% - из средств частного
(добровольного) страхования, на 15% - государственными средствами и на 15% -
собственными средствами граждан. Итак, на 1 человека из всех данных источников
на здравоохранение тратится более 2000 долларов в год. Таким образом,
страхованием охвачено больше 90% населения. Состоятельные граждане как правило
употребляют добровольное страхование, хотя они могут быть застрахованными и
системой социального, государственного страхования (таких примерно 3%). Структура
управления здравоохранением и организации медицинской помощи в Германии присуща
для экономически развитых стран. Общенациональный контроль исполняет
Федеральное министерство здравоохранения и социальной помощи.
Франция
Франция - страна с обширно развитой системой
страховой медицины, хотя высокая роль в медицинском обслуживании населения
относится к частному сектору. Особую роль исполняет государственная служба
здравоохранения. Высшим органом здравоохранения Франции является Министерство
здравоохранения и социального обеспечения. Финансирование социального
страхования на случай заболевания для работников по найму и приравненных к ним
групп исполняется и работающими и работодателями. Средства социального
страхования зачисляются из страховых систем в централизованный Национальный
фонд страхования по болезни. Страховые системы Франции на рисунке 4.
Рисунок 4 - Страховые системы Франции
Система социального страхования - больше
признается в мире
Главным лицом здравоохранения Франции является
частный врач общей практики - семейный врач.
США
В США функционирует децентрализованная система
здравоохранения.
Формально правление здравоохранением в США
исполняет департамент здравоохранения и социальных служб, но функции его крайне
узки. В его состав помещается служба общественного здравоохранения. В любом
штате имеется свой департамент здравоохранения. Его функции сводятся, главным
образом, к проблемам санитарно-противоэпидемической защиты.
В США популярна система групповой практики. Чаще
всего в составе групповой практики функционируют 5-7 врачей одной или
нескольких специальностей. В США нет единой национальной системы медицинского
страхования. Государственные программы сводятся к снабжению престарелых,
инвалидов и отдельных групп бедных.
В США имеется более 1000 частных страховых
медицинских компаний. Наиболее крупными из них являются «Голубой крест» и
«Голубой щит». Регулированием деятельности страховых компаний берутся комиссии
по страхованию некоторых штатов.
Свыше 40% всех затратов из общей суммы
составляют средства федерального правительства (госбюджета) и общественных
программ, в основном, «Медикэр» (для медицинской помощи людям старше 65 лет) и
«Медикейд» (медицинская помощь неимущим, безработным), которые были приняты
после длинной и острой парламентской борьбы в 60-х годах. Другие средства
составляют индивидуальные платы граждан (более 20%) и взносы разнообразных
религиозных, благотворительных фондов и организаций. США тратит на
здравоохранение из всех источников почти 15% ВВП, более 4000 долларов на
человека в год. В соответствии с подобным разделением средств сложилась
структура здравоохранения. Таким образом, в США доминируют организации
добровольного медицинского страхования, но разнородность медицинских служб
основывает «не систему здравоохранения».
2.2 Общественная система
здравоохранения и медицинского страхования РФ
Общественная система здравоохранения и
медицинского страхования РФ представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Общественная система здравоохранения
и медицинского страхования РФ
Государственная система здравоохранения и ее
службы подчиняются администрации Минздравсоцразвития РФ и его органов.
Минздравсоцразвития РФ руководится министром и 2-мя его заместителями, всякий
из которых ответственен за социальную и медицинскую работу.
В центральную систему умещаются соответствующие
департаменты и отделы медицинской помощи населению. Главный санитарный врач РФ
возглавляет санитарно-противоэпидемическую службу, в его подчинении находится
соответственное управление (департамент). Органы управления руководят напрямую
федеральными службами здравоохранения (большими центрами, больницами, вузами,
научно-исследовательскими институтами, рядом предприятий медицинской,
фармацевтической промышленности, целевыми федеральными научными программами,
органами и учреждениями санитарно-противоэпидемической службы и др.), проверяют
работу муниципальных региональных медицинских органов и учреждений.
В субъектах федерации - регионах в составе
органов и учреждений исполнительной власти располагаются соответственные
администрации (управления, комитеты, в отдельных больших регионах -
министерства, в самостоятельных республиках - также министерства здравоохранения),
исполняющие руководство подведомственными им медицинскими учреждениями и
предприятиями. Минздравсоцразвития на федеральном уровне и органы управления
субъектов Федерации исполняют проверку за деятельностью медицинских учреждений,
которые лежат в юрисдикции муниципальных (местных) властей.
Государственные (федеральные, региональные,
муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право проверять
деятельность частных медицинских учреждений и лиц, которые занимаются частной
практикой.
Административные органы исполнительной власти
находятся под юрисдикцией органов законодательной власти и на федеральном
уровне Федерального собрания (Государственной думы и Совета Федерации, и их
комитетов, и комиссий по социальной политике, здравоохранению и т.п.), на
региональном уровне - соответственных органов законодательной власти (думы,
комитеты и пр.), на местном уровне - территориальных районных органов
законодательной власти. Органы законодательной власти рассматривают и принимают
законодательные акты федерального, регионального, территориального уровней,
назначающие юрисдикцию и административные права и обязанности органов, и
учреждений здравоохранения. Органы и учреждения судебной власти (судебная
система, прокуратура) осуществляют правовой надзор за исполнением законов, а в
случаях нарушения законов - судопроизводство в отношении всех органов,
учреждений, предприятий, в том числе системы здравоохранения.
Таким образом, все 3 ветви власти -
законодательная, исполнительная, судебная имеют непосредственное отношение к
управлению, контролю - надзору за деятельностью системы здравоохранения, ее
органов, учреждений, предприятий. Законодательные акты и, прежде всего, «Основы
законодательства РФ об охране здоровья граждан» назначают и регламентируют
полномочия, компетенцию органов государственной власти и управления всех
уровней - общегосударственного, субъектов Федерации, местного самоуправления.
3. Государственная здравоохранения в
РФ
.1 Отраслевая структура
государственной системы здравоохранения
Отраслевая структура государственной системы
здравоохранения представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Отраслевая структура государственной
системы здравоохранения
В соответствии с концепцией развития
здравоохранения и медицинской науки в РФ рекомендациями ВОЗ и других
пользующихся авторитетом международных организаций оснащение сферы
здравоохранения рационально сориентировать на следующий расклад ресурсов: 60% -
государственная система здравоохранения, 30% - обязательное медицинское
социальное страхование; 10% - частное здравоохранение, общественные
организации, фонды, религиозные конфессии.
Частные учреждения и предприятия имеют пока
всего мало процентов ресурсов здравоохранения. Принимаются меры, в том числе
законодательные, для стимулирования частной системы здравоохранения, так же как
и организаций благотворительности, милосердия, медицинских организаций
религиозных конфессий, которым до революции принадлежало 30% и более снабжения
здравоохранения. Подобная раскладка средств в целом отвечала финансированию
органов и учреждений здравоохранения. В последние годы благодаря национальному
проекту «Здоровье» размер всех и в особенности федеральных средств существенно
умножен.
Федеральный бюджет - самая небольшая часть всех
средств; гораздо более (до 2/3 всех их) составляет сумма региональных, местных
бюджетов и все усиливающиеся величины (в наше время это уже 30% и более всех
средств) ОМС. На здравоохранение метится выделять всего около 900 млрд руб.
Несмотря на все проблемы об уменьшении расходов на самую дорогую медицинскую
помощь - больничную, она берет не меньше 60% всех расходов, а наиболее массовая
амбулаторно-поликлиническая - не более 25%.
Алма-Атинская конференция по первичной
медико-социальной помощи советовала данный вид поддержки, которым должно быть
обхвачено не меньше 90% всего населения, использовать не меньше 50% всех
средств консолидированного бюджета. Подобная цель устанавливается в Концепции
развития здравоохранения и медицинской науки в РФ наряду с проблемами реструктуризации
медицинской помощи, прежде всего стационарной. Общее количество коек в
больницах можно без ущерба для качества медицинской помощи уменьшить в системе
здравоохранения до 90-95 на 10 тыс. населения. Данное подтверждает эксперимент
регионов страны (Московская, Ленинградская области). Вместе с реструктуризацией
стационарной помощи ее функции передаются в поликлиники, где основываются
стационары, включающие в наше время до 15-20% ранее стационарных услуг, более
того, вместе с уменьшением неэффективно применяемых коек случается
видоизменение структуры больничных отделений: основываются так называемые
этапные стационары по длительности нахождения в них пациентов, цене больничных
услуг. Рекомендуется 25% коек отвести для оказания срочной, интенсивной краткосрочной
терапии, 45% коек для среднесрочного лечения, 15-20% для долечивания, для
хронических больных, другие для медико-социальной помощи - домов сестринского
ухода, хосписов. Уменьшается число необоснованных посещений
амбулаторно-поликлинических учреждений (до 8-9 на жителя) и качество лечения в
них по числу пролеченных.
Несмотря на реформирование, уменьшение числа
посещений поликлиник материальная база здравоохранения не изменилась.
3.2 Ведомственное здравоохранение в
РФ
Статус ведомственных организаций на сегодняшний
день мало регламентирован, и присутствие похожих учреждений требует по сей день
спорные вопросы в обществе. К ведомственным организациям здравоохранения
относятся лечебно-профилактические организации, фармацевтические учреждения и
организации, аптечные организации, основываемые министерствами, ведомствами,
государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской
Федерации помимо Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации и Министерств здравоохранения, и социального развития субъектов в
составе Российской Федерации.
Предприятия, учреждения и организации
государственной системы здравоохранения самостоятельно от их ведомственной
подчиненности являются юридическими лицами и реализовывают свою деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации, республик, входящих в
состав Российской Федерации, правовыми актами независимых образований, краев,
областей, Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Минздрава
РФ, министерств здравоохранения республик в составе РФ, органов управления
здравоохранением автономных образований, краев, областей, Москвы и
Санкт-Петербурга.
На муниципальном уровне обеспечение охраны
здоровья населения исполняется муниципальными органами управления здравоохранением,
которые несут ответственность в границах собственной компетенции. А именно, они
несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения,
обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной
помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной
территории, исполняют проверку качества оказания медико-социальной и
лекарственной поддержки предприятиями, учреждениями и организациями
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лиц,
занимающимися частной медицинской практикой.
Особенностью муниципального здравоохранения
сегодня стало появление в его системе множества новых видов учреждений или
структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода,
хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих течений
реформирования муниципального здравоохранения появилось смещение акцента со
стационарной на менее затратную амбулаторно-поликлиническую помощь. В следствии
отечественная система здравоохранения встретилась с целым рядом следующих
вопросов:
уменьшились качество и доступность медицинской
помощи населению;
малое финансирование здравоохранения соединяется
с небольшой результативностью применения ресурсов и несбалансированностью структуры
медицинской помощи;
Программа государственных гарантий оказания
гражданам бесплатной медицинской помощи во многом носит декларативный характер,
так как не обеспечена в полном объеме финансовыми средствами;
до сих пор не решена проблема равнодоступности
медицинской помощи для жителей разнообразных территорий страны, а также
сельского и городского населения;
расходы бюджетов и средств обязательного
медицинского страхования некоторых регионов, и муниципальных образований на
одного жителя распознаются в десятки раз, что нарушает принципы социальной
справедливости;
неудовлетворительное состояние
материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
Таким образом, комплекс проблем национальной
системы здравоохранения, включая малую социально-экономическую результативность
ее деятельности, становится основной движущей силой ее реформирования.
Поставленная Президентом РФ задача модернизации здравоохранения, нашла свою
конкретизацию в реализуемых национальных проектах, особое место среди них
занимает национальный проект в сфере здравоохранения (Нацпроект «Здоровье»).
Целью реформы здравоохранения является рост
доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, о чем
говорят заявление правительства РФ.
Заключение
Область здравоохранения считается одним из
элементов структуры социальной сферы, целью которого является сохранение и
укрепление здоровья населения за счет профилактической, лечебной и прочих видов
деятельности медицинских учреждений. Главная роль охраны здоровья как неотделимого
условия существования общества определяется в Преамбуле и статьи 1 Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан, а ст. 2 Конституции РФ
фиксирует, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее существенных
обязанностей государства России. Именно поэтому охрана здоровья населения РФ
является одним из приоритетных течений социальной политики государства в эпоху
реформирования экономики и социальной сферы. Здравоохранение как объект
государственного управления и регулирования представляет собой как деятельность
государства, так и систему социально-экономических, медико-санитарных
мероприятий, реализовываемых объединениями здравоохранения, обращённых на
обеспечение значительного уровня здоровья граждан путем обнаружения,
предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной
медицинской помощи всем гражданам, кому она необходимо, а также обеспечение
легкости получения подобной помощи.
Под системой здравоохранения Российской
Федерации понимают совокупность органов управления здравоохранением,
организаций здравоохранения и практической деятельности в сфере
здравоохранения, взаимодействующих в целях профилактики болезней, сохранения,
укрепления здоровья граждан и оказания им медицинской помощи.
Чтобы установить подходит ли представленное
понятие для обозначения термина «система здравоохранения», нужно скрупулезно
разобрать существующее в наши дни законодательство и юридическую литературу.
Список литературы
здравоохранение
государственный медицинский помощь
1. Благодаров
К. О демографической ситуации и реформе здравоохранения в России [Текст] / К.
Благодаров // Деловой Вторник. - 2006. - №2.
. Вялков
А.И. О задачах Минздрава России по развитию здравоохранения РФ на среднесрочную
перспективу / А.И. Вялков // Здравоохранение России: Федеральный справочник. -
М.: Родина ПРО, 2011.
. Ерохина
Т. В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации
[Текст] / Ерохина Т. В. - М. : 2007. - 340 с.
. Кучеренко
В.З. Управление здравоохранением [Текст] / Кучеренко В.З. Учебник. - 2006. -
320 с.
. Лисицын,
Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Ю.П. Лисицин // Учебник
для вузов. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2007. - 512 с.
. Медик,
В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть I.
Общественное здоровье [Текст] / В.А. Медик, В.К. Юрьев. - М. : Медицина, 2001.
- 200 с.
. Медик,
В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. В 3-х частях
[Текст] / В.А. Медик, В.К. Юрьев. - М. : Медицина, 2003. - 368 с.
. Миняева
В.Л. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Миняева В.Л. - М. : 2003
- 520 с.
. Салтман,
Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий
[Текст] / Р.Б. Салтман, Дж. Фигейрас. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2000. - 432 с.
. Федеральный
закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации".
11.