Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка
Этапы формирования высшей
нервной деятельности у ребенка.
Развитие нервной системы
Нервная система высших животных и человека
представляет с
обой результат длительного развития в
процессе приспособительной
эволюции живых существ.
Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего в связи с
усовершенствованием восприятия и анализа воздейст
ви
й из внешней среды.
Вместе с тем с
овершенствовалась
и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически
целесооб
разной реакцией. Развитие нервной системы
шло также в связи
с усложнением строения организмов
и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для
понимания деятельности нервной системы человека нео
бходимо
познакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе.
Во
зн
икн
овение
цен
тральной нервн
ой систем
ы.
У самых н
изко
организованных животных, например у аме
бы, еще нет
ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо
похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может
воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением
образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба
передвигается к раздражителю, например к пище.
У многоклеточных организмов в процессе
приспособительной эволюции возникает специализация различных частей тела.
Появляются клетки, а затем и органы, приспособленные для восприятия
раздражений, для движения и для функции связи и координации.
Появление нервных клеток не только позволило
передавать сигналы на большее расстояние, но и явилось морфологической основой
для зачатков координации элементарных реакций, что приводит к образованию
целостного двигательного акта.
В дальнейшем по мере эволюции животного мира
происходит развитие и усовершенствование аппаратов рецепции, движения и
координации. Возникают разнообразные органы чувств, приспособленные для
восприятия механических, химических, температурных, световых и иных раздражителей.
Появляется сложно устроенный двигательный аппарат, приспособленный, в
зависимости от образа жизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам,
полету и т. д. В результате сосредоточения, или централизации, разбросанных
нервных клеток в компактные органы возникают центральная нервная система и
периферические нервные пути. По одним из этих путей нервные импульсы передаются
от рецепторов в центральную нервную систему, по другим — из центров к
эффекторам.
Общая схема строения организма человека.
Организм человека представляет собой
сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов,
объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии
организма является одним из фундаментальных понятий в биологии. Под терминов
“рост” в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и
подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием
понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении
его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов,
усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.
Рост и развитие ребенка, т.е. количественные
и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные
количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста
организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.
Весь период развития живого существа, от
момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни,
называют – онтогенез (греч. ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В
онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:
Пренатальный
Постнатальный
Пренатальный – начинается с момента зачатия
до рождения ребенка.
Постнатальный – от момента рождения до
смерти человека.
Наряду с гармоничностью развития существуют
особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических
преобразований.
В постнатальном развитии выделяют три таких
“критических периода” или “возрастного кризиса”.
Возраст
Похожие работы на - Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка
|