Налоговая система России
1. Налоговая система России, современные проблемы
Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.
Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.
Налоги - законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.
Сбор - это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.
Пошлина - это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина - это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина - это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.
Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.
В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
В соответствии с другим подходом, налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.
Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Налоговая система России включает следующие элементы:
взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;
система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.
В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.
Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).
Цель налоговой системы:
создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,
создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.
Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.
. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.
. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность.
. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.
. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.
. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.
. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.
. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)
Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами.
Особенности современной налоговой системы РФ
Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему регулирования налогообложения в РФ.
Первое. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или дополнен только законом, принятым Федеральным Собранием. До этого, в силу Указа Президента РФ №2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации (включая и органы местного самоуправления) имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх включенных в установленный перечень. Ранее органам национально-государственных и территориально-административных образований предоставлялось также право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам.
Второе. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные налоги, так и группы налогов одинакового или близкого типа (например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины (в главе «Государственная пошлина»), налоги на отдельные виды доходов (в главе «Налог на доходы физических лиц»), и т.д.). При этом для целей классификации налогов применен административно-территориальный принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) - вместо экономического или фискально-правового.
Третье. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.
Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:
для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.
Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.
В российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.
Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.
Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).
Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени.
Проблематичен также вопрос неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.
Вместо посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.
Отметим также следующие недостатки действующей системы налогов:
налог на доходы физических лиц отнюдь не содействует смягчению неравенства в распределении доходов и фактически превратился в косвенный налог на заработную плату (который через включение его в издержки производства вызывает непосредственный инфляционный эффект);
налог на прибыль и налог на имущество организаций серьезно тормозят рост в реальном производственном секторе;
налог на добавленную стоимость «штрафует» ввоз новой техники и современных технологий, необходимых для обновления производственного потенциала страны и в то же время неоправданно поощряет экспортеров необработанного природного продукта.
Следует подчеркнуть, что негативный социально-экономический эффект (включая фискальный) от применения указанных видов налогов в России связан не только с их природой, сколько с изменившимися в стране общественными условиями. Все эти налоги устанавливались и вводились в действие в условиях промышленного капитализма, когда движение денег примерно уравновешивалось движением материальных ценностей. В современных же условиях финансового капитализма, когда объем финансовых оборотов в десятки-сотни раз превышает оборот реальных товаров, когда основная масса доходов формируется в сфере услуг, финансовых операций, в сфере оборота фиктивного капитала, традиционные виды налогов оказываются непригодными для улавливания значительной, а иногда даже и большей части доходов, реализуемых в обществе.
Итак, подведем итоги данной контрольной работы:
. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.
. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствования налоговой системы включают в себя снижение налогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекать инвесторов в предприятия России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.
2. Задача
денежный налог платеж бюджет
Задача. Организацией в апреле 2008 г. началось строительство производственного склада хозяйственным способом, при этом в соответствии с принятыми к оплате счетами суммы расходов составили размеры:
приобретены, оплачены и приняты в к учету стенные блоки - 5180,0 в т.ч НДС 18%
стенные блоки списаны на строительство объекта 5000 тыс. руб. в т.ч НДС 18%
приобретены строительные материалы 410,0 в т.ч НДС 18%
строительные материалы списаны полностью на строительство 340000 руб.
выплачена заработная плата рабочим - строителям 589,0
оплачены расходы за проектно - сметную документацию 25,0 в т.ч НДС 18%
оплачены расходы по регистрации имущества - 10 т.р
Объект введен в эксплуатацию 10.12.08 г. Отразите на счетах бух учета данные факты хозяйственной деятельности организации. Рассчитать НДС. Определить сумму налоговых вычетов.
Решение
№ операцииСодержание хоз операцииУчетный регистр и статья НК РФСумма операцииКорреспонденция счетадебеткредит1Приняты к учету приобретенные стенные блокиОтгрузочные документы поставщика518010-8602Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком строительных материаловСчет-фактура932,419-3 603Отражен налоговый вычет по НДССчет-фактура932,419-3 604Списана стоимость строительных материалов, использованных для выполнения СМР собственными силамиТребование-накладная4247,608-3 10-85Приобретены строительные материалыОтгрузочные документы поставщика41010606Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком строительных материаловСчет-фактура73,819 607После уплаты НДС по налоговой декларации принят к вычету НДСБухгалтерская справка-расчет73,868 19-48Строительные материалы списаны полностью на строительствоТребование-накладная34008-3 10-89Начислены заработная плата, страховые взносы на нееРасчетно-платежная ведомость, Бухгалтерская справка-расчет58908-3 70, 6910Оплачены расходы за проектно - сметную документациюРасчетно-платежная ведомость, Бухгалтерская справка-расчет2500008-3 02, 69, 70 и др.11Начислен НДС на стоимость выполненных СМРСчет-фактура450019-5 6812После уплаты НДС по налоговой декларации принят к вычету НДС по СМРБухгалтерская справка-расчет450068 19-413Оплачены расходы по регистрации имуществаСчет-фактура1008-402
По окончании строительства исходя из всех сумм фактических затрат, связанных с его сооружением, формируется первоначальная стоимость объекта. Приемка строительно-монтажных работ, выполненных хозспособом, производится в том же порядке, что и для подрядного способа, и оформляется актами приемки (ф. N КС-11 или N КС-14). Данные документы служат основанием для зачисления объектов строительства в состав основных средств.
Организации следует учитывать эксплуатируемый объект недвижимости на счете 08-3 до момента подачи документов на государственную регистрацию и только затем переводить его на счет 01 «Основные средства», поскольку до момента регистрации объект представляет собой лишь совокупность строительных материалов и конструкций, в которую вложен труд строителей. Объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. После подачи документов на регистрацию прав собственности можно зачислить объект в состав основных средств на основании акта приема-передачи основных средств (ф. N ОС-1).
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. В связи с этим налоговая база определяется исходя из полной стоимости произведенных строительных работ, включая работы, выполненные собственными силами налогоплательщика, и работы, выполненные привлеченными подрядными организациями
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (хозспособ) признается объектом обложения НДС. Данное требование относится только к тем лицам, которые являются плательщиками НДС.
Исчислять НДС по СМР, выполненным хозяйственным способом, следует в последний день каждого налогового периода, т.е. ежеквартально исходя из объема СМР, выполненных в течение этого квартала по ставке 18%. В этот же момент следует составить счет-фактуру в двух экземплярах, зарегистрировать его в книге продаж и хранить в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Одновременно второй экземпляр регистрируется в книге покупок и хранится в журнале учета полученных счетов-фактур, а сумма НДС принимается к вычету.
Налогоплательщики имеют право заявить к вычету сумму НДС:
уплаченную поставщикам при приобретении материалов (работ, услуг), которые были использованы для выполнения СМР, при этом вычет применяется в общеустановленном порядке, т.е. по мере оприходования на счетах учета при наличии счета-фактуры;
начисленную на стоимость СМР, выполненных хозспособом, при этом вычет применяется в том же налоговом периоде, когда был исчислен НДС на объем СМР, выполненных хозспособом, к уплате в бюджет.
Библиографический список
. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изм. и доп. от ред. от 03.12.2011 №195-ФЗ г.).
. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник - М.: ИНФРА-М, 2008. - 637 с.
. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. - 2008. - №9. - С. 51
. Григорьев К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе // Экономика. - 2008. - №4. - С. 16-18.
. Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. - М.: Наука, 2009. - 444 с.
. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2009. - 376 с.
. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 341 с.
. Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования. - Курс лекций. Учебное пособие. 2009. - 175 с.
. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник - М.: Финансы и статистика, 2008. - 546 с.
. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2008. - 331 с.