. Новые психоактивные вещества как явление получают все большее распространение среди потребителей наркотиков в Восточной и Юго-Восточной Европе, где с недавних пор они все чаще дают о себе знать. Хотя эти вещества доставляются оптовыми партиями, главным образом из Азии для последующей обработки, упаковки и распространения в Европе, имеются признаки того, что в ограниченных количествах они изготавливаются и в Европе. Предложение новых психоактивных веществ создает все больше проблем, поскольку реализация некоторых из них осуществляется на законных коммерческих основаниях.
Масштабы незаконного культивирования каннабиса в закрытом грунте в субрегионе Западной и Центральной Европы продолжают расширяться, при этом имеет место тенденция к использованию многочисленных, но меньших по размеру участков выращивания.
Объемы изъятий смолы каннабиса в данном субрегионе снизились, в то время как объемы марихуаны возросли.
Марихуана выращивается на всем пространстве Восточной и Юго-Восточной Европы, причем установлено, что во многих странах, в частности в Албании, ее выращивание осуществляется в крупных масштабах.
Хотя балканский маршрут остается наиболее часто используемым маршрутом доставки наркотиков в субрегион Восточной и Юго-Восточной Европы, количество героина, поставленного в течение прошлого года, уменьшилось. Соответственно, страны субрегиона сообщают о снижении объемов изъятий героина.
Маршруты доставки кокаина все более диверсифицируются; например, часть кокаина доставляется через балтийские страны или по балканскому маршруту, который традиционно используется для доставки в Европу героина из Афганистана. В частности, сообщается об увеличении поставок кокаина через порты Черного моря при одновременном возрастании влияния в данном регионе зарубежных криминальных организаций.
.2 Становление и развитие международного законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков
Родоначальницей процесса формирования международного законодательства о борьбе с наркотизмом следует считать Шанхайскую опийную комиссию, созванную в 1909 году (5-26 февраля), в работе которой приняли участие представители 13 государств Европы, Америки и Азии (в том числе Англия, Германия, Китай, Россия, Франция, США, Япония). На конференции была предпринята попытка определения путей ограничения незаконного оборота и пресечения незаконного ввоза опиума в страны Европы и США из азиатских государств. Положения Шанхайской опийной комиссии носили сугубо рекомендательный характер; на государства-участников не были возложены никакие конкретные правовые обязательства; не был определен круг деяний, связанных с нелегальным оборотом опиума, подлежащих криминализации и влекущих уголовное наказание. Как справедливо констатируется в литературе, подобное содержание решений конференции предопределило отсутствие каких-либо позитивных результатов её проведения.
января 1912 года 58 государств мира, в том числе Россия, подписали Гаагскую международную опийную конвенцию. В ней были сформулированы некоторые принципы политики государств в сфере организации оборота наркотиков, противодействия их нелегальному обращению и международного сотрудничества государств в соответствующей области, а также впервые был представлен Перечень наркотиков, в который вошли курительный опиум, опиум-сырец, морфин, кокаин. И вновь мировое сообщество не конкретизировало направления соответствующей деятельности, не определило форм сотрудничества, ограничившись хоть и важными, но в большей степени всё-таки декларативными положениями.
Более или менее ощутимый вклад в развитие международно-правовой базы противодействия наркотизму и организации международного сотрудничества в этой сфере внесла Женевская конвенция 1936 года о запрещении незаконной торговли наркотическими веществами. Её заслугой является определение круга условий выдачи преступника иностранному государству и подходов к решению вопроса о наказании участников нелегального оборота наркотиков.
В настоящее время международно-правовые основы формирования национального законодательства о борьбе с наркотизмом, в том числе уголовного, заложены в трех основных международно-правовых документах, разработанных и принятых в рамках деятельности Организации Объединённых Наций. Имеются в виду Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Названные Конвенции действительно содержат базовые положения, достаточно конкретные и определенные, позволяющие ориентировать на них национальное право в соответствующей его части и обеспечивать более эффективное его воздействие на процесс преодоления наркотизма. Это уже не свод деклараций и общих, не вполне определенных установлений, а «международно-правовой акт, содержащий стройную систему сконцентрированных воедино норм, являющихся в совокупности правовым фундаментом борьбы с наркотизмом в мировом масштабе».
Остановимся на наиболее значимых для формирования национального уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами, положениях, содержащихся в названных выше Конвенциях.
Единая конвенция 1961 года содержала целый комплекс положений, касающихся вопросов определения системы мер, во-первых, по организации контроля за легальным оборотом наркотиков (с установлением перечня соответствующих препаратов и круга социально полезных целей - медицинских, исследовательских и др., для достижения которых допустимо использование наркотиков) и, во-вторых, по борьбе с незаконным их обращением.
Особое внимание следует обратить на положения ст.36 «Постановления о наказаниях», ст. 37 «Наложение ареста и конфискация», ст. 38 «Меры борьбы со злоупотреблениями наркотическими средствами» Конвенции.
Пункт 1 статьи 36 определил круг деяний, подлежащих криминализации в рамках национального уголовного законодательства, и влекущих уголовное наказание при противоправном и умышленном их совершении. К ним отнесены, в частности, культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление; хранение; предложение, предложение с коммерческими целями, маклерство; распределение; покупка; продажа; доставка на каких бы то ни было условиях, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств. При этом в Конвенции содержится положение, согласно которому Сторона может признавать преступным и всякое другое действие, являющее собой нарушение постановлений Конвенции.
Таким образом, в части криминализации иных деяний с наркотиками, не названных в ст.36, уголовная юрисдикция государств-участников не ограничена.
В соответствии с Конвенцией серьезные преступления должны подлежать строгому наказанию - тюремному заключению или иным способом лишению свободы.
Вместе с тем для лиц, страдающих наркоманией и совершающих незаконные действия с наркотиками без цели распространения, предусматривается возможность замены осуждения или наказания мерами, направленными на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания ими лечения, восстановление их трудоспособности и возвращение их в общество. Эти меры могут применяться и в дополнение к наказанию.
Конвенция о психотропных веществах 1971 года содержит положения, практически дублирующие представленные выше, но сформулированные применительно к психотропным веществам. Ею также определен перечень соответствующих препаратов, требования к организации их легального оборота и осуществлению контроля за ним, круг деяний, признаваемых преступными при условии их умышленного совершения в нарушение установлений Конвенции, подходы к наказанию участников незаконного их обращения.
Бесспорной заслугой Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. является установление подлежащих криминализации в национальном уголовном законодательстве государствучастников деяний, прямо либо опосредованно связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 3 «Правонарушения и санкции»).
Причем, это уже не только посягательства, непосредственно связанные с организацией и осуществлением данного оборота, но и правонарушения, направленные на легализацию и сокрытие незаконно полученных в результате доходов, а также деяния, совершаемые в той же сфере, которые могут быть признаны преступлениями в силу обусловленности такого решения конституционными положениями и основными принципами правовой системы государства-участника.
Соответственно, во всех трёх Конвенциях содержатся положения, касающиеся вопросов формирования национального законодательства, направленного на противодействие наркотизму, и, несомненно, вопросов криминализации деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Ориентированность национальных законодателей на соответствующие международно-правовые установления, вне всяких сомнений, будет способствовать повышению эффективности уголовно-правовых средств борьбы с названным явлением и расстановке в ней правильных акцентов. Вместе с тем заметим, что процесс формирования российского уголовного закона в части установления ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и криминализации соответствующих деяний при оценке его в ракурсе положений международного уголовного права вызывает некоторые нарекания и требует определенного совершенствования.
Глава 2. Актуальные вопросы сотрудничества государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на современном этапе
международный законодательство незаконный наркотики
2.1 Роль международного комитета по контролю за наркотиками в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Учрежденный в соответствии с договором Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) является независимым квазисудебным органом по контролю за выполнением международных договоров о контроле над наркотиками. Он является преемником ряда организаций, учрежденных в соответствии с прежними договорами о контроле над наркотиками еще во времена Лиги Наций.
Функции МККН закреплены в следующих договорах: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года; Конвенция о психотропных веществах 1971 года; и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. В широком смысле МККН занимается следующими вопросами:) что касается законного изготовления наркотиков, торговли ими и их использования, то МККН, в сотрудничестве с правительствами, стремится обеспечить предложение наркотиков для медицинских и научных целей в достаточных количествах и предотвратить их утечку из законных источников в каналы незаконного оборота;) что касается незаконного изготовления, оборота и использования наркотиков, то МККН выявляет недостатки в национальных и международных системах контроля и содействует их устранению.
Выполняя свои обязанности, МККН:) обеспечивает функционирование системы исчисления потребностей в наркотических средствах и добровольной системы оценки потребностей в психотропных веществах и осуществляет контроль за законной деятельностью, связанной с наркотиками, с помощью системы представления статистических сведений в целях оказания правительствам помощи в достижении, в частности, баланса между предложением и спросом;) следит за принимаемыми правительствами мерами по предотвращению утечки веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, и оказывает им содействие, а также осуществляет оценку таких веществ с точки зрения возможного изменения сферы применения контроля над веществами, включенными в Таблицы I и II Конвенции 1988 года;) анализирует информацию, представляемую правительствами, органами системы Организации Объединенных Наций, специализированными учреждениями или другими компетентными международными организациями, с целью обеспечения надлежащего выполнения государствами положений международных договоров о контроле над наркотиками и рекомендует необходимые меры для исправления положения;) поддерживает постоянный диалог с правительствами для оказания помощи в выполнении ими обязательств в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками и с этой целью дает, в случае необходимости, рекомендации относительно оказания технической или финансовой помощи.
МККН надлежит запрашивать объяснения в случае явных нарушений договоров, предлагать правительствам государств, не в полном объеме применяющих положения договоров или испытывающих трудности в их применении, принимать соответствующие меры для исправления положения и, в случае необходимости, оказывать им помощь в преодолении таких трудностей. Однако, если МККН считает, что меры, необходимые для исправления сложившейся серьезной ситуации, не были приняты, он может обратить на это внимание соответствующих сторон, Комиссии по наркотическим средствам и Экономического и Социального Совета. В крайнем случае МККН, в соответствии с положениями договоров, может рекомендовать сторонам приостановить импорт наркотических средств из страны, не выполняющей свои обязательства, и/или экспорт наркотиков в такую страну. Во всех случаях МККН действует в тесном сотрудничестве с правительствами.
МККН оказывает содействие национальным органам власти в выполнении ими обязательств в соответствии с конвенциями. С этой целью он рекомендует проведение региональных учебных семинаров, а также программ подготовки для руководителей органов контроля за наркотиками и участвует в их работе.
Согласно международным договорам о контроле над наркотиками, МККН должен ежегодно представлять доклад о своей работе. Годовой доклад содержит анализ положения в области контроля над наркотиками во всем мире, призванный информировать правительства о сложившихся и возможных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей международных договоров о контроле над наркотиками. МККН обращает внимание правительств на пробелы и недостатки в национальных системах контроля и в соблюдении договоров; он также вносит предложения и рекомендации в целях улучшения положения как на национальном, так и на международном уровне. Годовой доклад готовится на основе информации, предоставляемой правительствами МККН, учреждениям системы Организации Объединенных Наций, а также другим организациям. Наряду с этим используются сведения, поступающие по линии других международных организаций, например Интерпола и Всемирной таможенной организации, а также от региональных организаций.
Годовой доклад МККН дополняется подробными техническими докладами. В них содержатся данные о законном перемещении наркотических средств и психотропных веществ, необходимых для медицинских и научных целей, а также проведенный МККН анализ этих данных.
Начиная с 1992 года первая глава годового доклада посвящается какому-то конкретному вопросу контроля над наркотиками, в связи с которым МККН представляет свои выводы и рекомендации для содействия обсуждению вопросов политики и принятию решений в области контроля над наркотиками на национальном, региональном и международном уровнях. В предыдущих годовых докладах рассматривались следующие темы:
год. Легализация использования наркотиков в немедицинских целях
год. Важность сокращения спроса
год. Оценка эффективности международных договоров о контроле над наркотиками
год. Уделение первоочередного внимания задаче борьбы с отмыванием денег
год. Злоупотребление наркотиками и система уголовного правосудия
год. Предупреждение злоупотребления наркотиками в условиях пропаганды незаконных наркотиков
год. Международный контроль над наркотиками: прошлое, настоящее и будущее
год. Освобождение от боли и страданий
год. Чрезмерное потребление лекарственных средств, находящихся под международным контролем
год. Глобализация и новые технологии: задачи органов по обеспечению соблюдения законов о наркотиках в ХХI веке
год. Незаконные наркотики и экономическое развитие
год. Наркотики, преступность и насилие - их влияние на общество на микроуровне
год. Объединение стратегий сокращения спроса и предложения - выход за рамки сбалансированного подхода
год. Альтернативное развитие и законные средства к существованию
год. Средства, находящиеся под международным контролем, и нерегулируемый рынок
год. Принцип соразмерности и связанные с наркотиками правонарушения
год. Международные конвенции о контроле над наркотиками: история, достижения и проблемы
год. Первичная профилактика злоупотребления наркотиками
год. Наркотики и коррупция
год. Социальная сплоченность, социальная дезорганизация и запрещенные наркотики
год. Совместная ответственность в области международного контроля над наркотиками
.2 Анализ выполнения отдельными государствами международных договоров о контроле над наркотиками
В 2013 году МККН (далее - Комитет) рассмотрел положение в области контроля над наркотиками в Кыргызстане, Нидерландах, Перу и Тиморе-Лешти, а также меры, принимаемые правительствами этих стран для осуществления международных договоров о контроле над наркотиками. При этом Комитет учитывал всю имевшуюся в его распоряжении информацию, уделяя особое внимание новым тенденциям в области контроля над наркотиками в этих странах.
Незаконный оборот наркотиков создает серьезную угрозу в Кыргызстане ввиду близости этой страны к Афганистану. Поскольку через Кыргызстан проходит один из основных маршрутов незаконного оборота наркотиков (так называемый северный маршрут), эта страна используется в качестве перевалочного пункта при транспортировке незаконных партий наркотиков, прежде всего героина и опия, из Афганистана в страны Содружества
Начиная с 1991 года, после обретения независимости, Кыргызстан, являющийся участником трех международных договоров о контроле над наркотиками, постепенно наращивал свои усилия в области контроля над наркотиками. В стране было принято национальное законодательство в области контроля над наркотиками, соответствующее международным договорам о контроле над наркотиками, а также была создана Государственная служба по контролю над наркотиками - компетентный национальный орган, отвечающий за осуществление этих договоров. В 2011 году в Кыргызстане был учрежден национальный комитет по координации деятельности в области контроля над наркотиками. Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и ряд неправительственных организаций принимают различные меры, направленные на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости среди подростков и молодежи.
Тем не менее Комитет отмечает, что Кыргызстан должен внести изменения в свою последнюю национальную стратегию контроля над наркотиками, охватывающую период 2004-2010 годов. Правительству Кыргызстана необходимо принять всеобъемлющую и сбалансированную национальную стратегию контроля над наркотиками, в которой были бы поставлены четкие цели и предусмотрено выделение средств на профилактику злоупотребления наркотиками, на лечение и реабилитацию наркозависимых лиц, а также на правоохранительную деятельность. Для борьбы с незаконным оборотом наркотиков и сокращения незаконного спроса на наркотики на территории Кыргызстана правительству страны следует продолжать поддерживать тесное сотрудничество с международными партнерами, включая Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) и донорское сообщество.
Комитет давно обеспокоен некоторыми программными установками в области контроля над наркотиками, принятыми правительством Нидерландов, в особенности установкой, в соответствии с которой в стране разрешена продажа мелких доз каннабиса и злоупотребление им в так называемых кофейнях. Обеспокоенность Комитета также вызывает функционирование так называемых кабинетов для потребления наркотиков, в которых наркоманы могут употреблять наркотики.
На протяжении многих лет Комитет поддерживает постоянный диалог с правительством Нидерландов по этим и другим вопросам. По просьбе правительства председатель и секретарь Комитета встретились в марте 2013 года с делегацией Нидерландов для обсуждения ситуации с контролем над наркотиками в этой стране, в частности последних изменений в области политики в отношении кофеен. Делегация уведомила председателя о достижении определенного прогресса: на протяжении ряда лет в Закон об опии вносились поправки, касающиеся, в частности, положений о запрете торговли и производства. В июне 2006 года было увеличено максимальное наказание за некоторые преступления, предусмотренное в соответствии с Законом об опии, а в разделы 10 и 11 Закона были внесены такие элементы, как умышленное нарушение закона и большие количества. В ноябре 2008 года в список II Закона об опии было внесено большое число галлюциногенных грибов и вступил в силу запрет на галлюциногенные грибы.
Комитет был также проинформирован об ужесточении политики в отношении кофеен с 1 января 2012 года: отныне доступ к кофейням разрешен только гражданам Нидерландов в возрасте 18 лет и старше.
С 1 января 2013 года в отношении всех кофеен в Нидерландах начали действовать ужесточенные правила, изначально действовавшие лишь в южных провинциях Лимбург, Северный Брабант и Зеландия. В соответствии с новой системой контроля лица, приобретающие каннабис в кофейнях в приграничных районах страны, обязаны представить доказательство проживания в Нидерландах в виде стандартной справки о месте жительства, выдаваемой муниципалитетом, и удостоверение личности.
По имеющимся данным, Тимор-Лешти, сравнительно молодое государство, получившее независимость в 2002 году, используется в качестве перевалочного пункта для контрабанды таких наркотиков, как метамфетамин, экстези, каннабис, кокаин и героин, в Австралию и Индоезию. Фармацевтические препараты с содержанием псевдоэфедрина и эфедрина продаются в многочисленных аптеках без надлежащего контроля со стороны регулирующих органов. Вследствие слабости и неадекватности нормативно-правовой базы и институциональных механизмов Тимор-Лешти особенно уязвим перед незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением наркотиками.
До 2012 года правительство Тимора-Лешти не считало незаконный оборот наркотиков и злоупотребление наркотиками вопросами, требующими безотлагательного внимания. Однако после ряда знаковых арестов, связанных с наркотиками, и изъятия крупных партий наркотиков в международном аэропорту страны и в ряде пунктов на границе с Индонезией в 2012 году правительство Тимора-Лешти, похоже, осознало необходимость заняться решением вопросов контроля над наркотиками. В Тиморе-Лешти еще не принято национальное законодательство по контролю над наркотиками и не создан национальный механизм для координации деятельности в области контроля над наркотиками. Нехватка людских ресурсов и технических инструментальных средств, в том числе лабораторий и оборудования для проведения судебных экспертиз, серьезно препятствует осуществлению мер по контролю над наркотиками в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками.
Тимор-Лешти является одним из немногих государств в мире, до сих пор не присоединившихся ни к одному из трех международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет обеспокоен тем, что неприсоединение ни к одному из международных договоров о контроле над наркотиками может не только подрывать коллективные усилия международного сообщества по предотвращению утечки веществ, находящихся под международным контролем, в незаконные каналы, но и подвергнуть Тимор-Лешти риску столкнуться с угрозами злоупотребления наркотиками, незаконного оборота наркотиков и связанных с ним форм преступности.
Миссия Комитета посетила Малайзию в сентябре 2013 года. Малайзия по-прежнему является страной транзита для партий запрещенных наркотиков, предназначенных для незаконных рынков в других странах. Однако возросший в Малайзии незаконный спрос на наркотики, особенно на стимуляторы амфетаминового ряда, привел к тому, что наркотики стали ввозить контрабандно организованные преступные группы. В последние годы в Малайзии также увеличились масштабы незаконного производства синтетических наркотиков. Наличие в Малайзии береговой линии протяженностью в 4675 км, а также географическое расположение страны создают серьезную проблему для правоохранительных органов, особенно в области пограничного контроля.
Малайзия является стороной всех трех международных договоров о контроле над наркотиками. Национальное законодательство в области контроля над наркотиками считается всеобъемлющим; оно охватывает области предотвращения злоупотребления наркотиками, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, свидетельствуя о серьезных мерах, принимаемых правительством для сокращения злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Правительство осуществляет национальную стратегию контроля над наркотиками в целях обеспечения полного соблюдения положений международных договоров о контроле над наркотиками и уже добилось существенного прогресса в некоторых областях. В 2010 году Малайзия приняла ряд важных мер, направленных на отказ от строго регламентированной системы лечения и реабилитации наркозависимых лиц и на переход к добровольному, открытому и всеобъемлющему подходу к лечению и реабилитации в рамках Государственной программы преобразований, широкомасштабной инициативы, нацеленной на решение ключевых вопросов, вызывающих обеспокоенность населения, в том числе вопроса злоупотребления наркотиками.
Обеспокоенность правительства Малайзии по-прежнему вызывают утечка и ненадлежащее употребление психотропных веществ и лекарственных средств рецептурного отпуска. Продолжают предприниматься усилия по решению этих проблем, о чем свидетельствует ряд мер законодательного и административного характера, принятых правительством в последние годы. Правительство намерено выполнить свои обязательства по международным договорам о контроле над наркотиками и способствует укреплению сотрудничества правоохранительных органов в целях предотвращения утечки и ненадлежащего употребления психотропных веществ и лекарственных средств рецептурного отпуска.
Миссия Комитета посетила Сингапур в период с 30 сентября по 2 октября 2013 года. Миссия обсудила с официальными лицами сложившуюся ситуацию и усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, рассмотрела принятые в стране законодательные меры и административную политику в области контроля над наркотиками и химическими веществами и затронула вопросы, связанные с доступностью опиатов, используемых в паллиативном лечении, и с предоставлением услуг по лечению злоупотребления наркотиками.
Со времени проведения последней миссии Комитета в Сингапур в 1995 году в этой стране произошел ряд важных событий. В 1997 году Сингапур подписал Конвенцию 1988 года и ввел в действие системы контроля над прекурсорами, активно используя при этом инструменты МККН по борьбе с незаконным оборотом прекурсоров.
В рамках постоянного диалога с правительствами
Комитет также ежегодно проводит оценку выполнения правительствами его рекомендаций, сформулированных по итогам его страновых миссий. В 2013 году Комитет предложил правительствам шести стран, в которых его миссии побывали в 2010 году, - Габона, Гватемалы, Индии, Ливана, Мьянмы и Хорватии - представить информацию о ходе выполнения его рекомендаций.
Кроме того, Комитет рассмотрел выполнение своих рекомендаций по итогам проведенной им в 2009 году миссии в Австралию, поскольку правительство этой страны не предоставило вовремя запрошенную информацию, для того чтобы ее можно было включить в обзор в 2012 году.
Комитет отмечает, что правительство Австралии продолжает выделять достаточно средств на разработку и осуществление эффективной политики и инициатив в области контроля над наркотиками. В соответствии с требованиями международных договоров о контроле над наркотиками Австралия ввела в действие необходимую правовую базу для контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами. Австралия приняла координированный комплексный подход к решению вопросов контроля над наркотиками на основе Национальной стратегии борьбы с наркотиками 2010-2015 годов (тремя основными элементами которой были сокращение спроса, сокращение предложения и снижение причиняемого наркотиками вреда) и Национальной кампании по борьбе с наркотиками.
Комитет отмечает прогресс в области контроля над наркотиками, достигнутый правительством Хорватии после посещения этой страны миссией Комитета в 2010 году. До присоединения к Европейскому союзу Хорватия работала над согласованием своего национального законодательства с законодательством Европейского союза в области контроля над наркотиками. Правительство приняло национальную стратегию борьбы со злоупотреблением наркотиками на период 2012-2017 годов.
В рамках сотрудничества с Европейским центром мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН) и другими соответствующими организациями Европейского союза управлению по борьбе со злоупотреблением наркотиками были предоставлены дополнительные средства, а сотрудники управления прошли профессиональную подготовку.
При поддержке ЕЦМНН Министерство здравоохранения Хорватии провело обследование распространенности употребления различных наркотиков среди населения в целом.
Комитет отмечает прилагаемые правительством Индии усилия по осуществлению рекомендаций Комитета, сделанных после визита миссии Комитета в эту страну в 2010 году. Эти усилия свидетельствуют о неизменной приверженности правительства целям международных договоров о контроле над наркотиками.
В частности, в Индии были усилены меры по контролю над законными видами деятельности, связанными с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами. В 2013 году правительство Индии издало приказ о наркотических средствах и психотропных веществах, заменивший приказ 1993 года.
В соответствии с приказом 2013 года в списки были внесены новые вещества, а также были введены новые положения, в том числе о мерах, касающихся импорта и экспорта препаратов с содержанием эфедрина или псевдоэфедрина, а также фармацевтических препаратов на основе кодеина. Правительство приняло решение о внесении поправок в национальное законодательство с целью решения проблемы расхождений в регуляторных положениях, принятых в разных штатах, с тем чтобы обеспечить соблюдение международных договоров о контроле над наркотиками на всей территории Индии.
В настоящее время правительство занимается проблемой интернет-аптек и разрабатывает систему онлайн-регистрации и представления отчетности для производителей психотропных веществ; система будет полностью введена в действие к декабрю 2013 года. Также идет подготовка системы, касающейся наркотических средств.
Правительство Индии приняло ряд мер, направленных на укрепление потенциала правоохранительных органов. Были открыты дополнительные региональные отделения, а также была создана комиссия для оценки и повышения потенциала существующих лабораторий судебной экспертизы. Дальнейшие усилия прилагались также для ограничения незаконного культивирования опийного мака. Для выявления площадей незаконного культивирования опийного мака использовались спутниковые изображения; затем правоохранительные органы на национальном уровне и на уровне штатов принимали совместные меры по уничтожению посевов опийного мака. Правительствам штатов было рекомендовано выявлять районы с традицией незаконного культивирования опийного мака и разрабатывать необходимые программы альтернативного развития.
В настоящее время Афганистан является единственным государством, в отношении которого применяются меры, предусмотренные статьей 14 Конвенции 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года.
Консультации с правительством Афганистана согласно статье 14 Конвенции 1961 года. В 2013 году консультации Комитета с правительством Афганистана согласно статье 14 Конвенции 1961 года были продолжены. 12 марта 2013 года председатель МККН встретился с Зараром Ахмадом Мукбелом Османи, министром по борьбе с наркоторговлей Афганистана и главой делегации Афганистана на пятьдесят шестой сессии Комиссии по наркотическим средствам. Министр представил Комитету обновленную информацию о текущей ситуации в области контроля над наркотиками в Афганистане, особо обратив внимание на трудности, с которыми будет сталкиваться правительство при решении проблемы наркотиков в ближайшие годы, особенно в связи с предстоящим завершением миссии Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане в 2014 году. Председатель Комитета, отметив трудности, с которыми сопряжено решение проблемы наркотиков, напомнил об обязательствах Афганистана в отношении обеспечения достижения прогресса в соответствии со статьей 14 Конвенции 1961 года.
Секретарь Комитета в течение года неоднократно встречался с Постоянным представительством Афганистана в Вене с целью отслеживания хода осуществления правительством международных договоров о контроле над наркотиками. В ходе этих встреч обсуждались интересующие Комитет вопросы, касающиеся Афганистана, в частности связанные с отсутствием прогресса в деле предупреждения и сокращения масштабов незаконного культивирования опийного мака, тревожной тенденцией незаконного культивирования растений каннабиса и увеличением масштабов злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.
По просьбе афганского правительства в декабре 2012 года секретариат Комитета в сотрудничестве со страновым отделением УНП ООН в Афганистане организовал в Кабуле подготовку сотрудников регуляторных и правоохранительных органов Афганистана. Эта подготовка, цель которой заключалась в наращивании потенциала Афганистана в отношении соблюдения договоров, охватывала различные аспекты контроля над наркотиками, в том числе функционирование международных договоров о контроле над наркотиками и основанные на договорах обязательства по представлению отчетности. Эта подготовка обеспечила благоприятную возможность обсудить с афганскими властями практику применения положений договоров о контроле над наркотиками.
В последние годы правительство активизировало свое сотрудничество с Комитетом. 20 марта 2013 года Министерство по борьбе с наркоторговлей представило Комитету свой доклад за 2012 год, в котором отражены усилия, предпринимаемые правительством в целях осуществления международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет отмечает, что правительство еще в большей степени усилило роль и функции Министерства по борьбе с наркоторговлей в области координации деятельности по контролю над наркотиками на национальном уровне. Были выдвинуты новые инициативы с целью решения проблемы наркотиков, такие как выявление владельцев крупных плантаций опийного мака, расширение программы создания продовольственной зоны и разработка пятилетнего плана по проблеме злоупотребления наркотиками.
Правительство приняло ряд мер, стремясь укрепить контроль над законной деятельностью, связанной с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, включая осуществление миссий по наблюдению, разработку функциональной системы анализа и оценок и активизацию обмена информацией со странами-экспортерами.
Кроме того, повысилось качество отчетности, представляемой правительством на основе договоров, и Комитету регулярно представляются статистические данные о наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах в соответствии с требованиями международных договоров о контроле над наркотиками. Афганистан все чаще участвует в различных программах и проектах, нацеленных на предупреждение утечки химических веществ - прекурсоров из законных источников в каналы незаконного оборота. В августе 2013 года Афганистан стал участником проекта Сплоченность - инициативы в области контроля над международной торговлей химическими веществами - прекурсорами, наиболее часто используемыми при незаконном изготовлении героина, кокаина и стимуляторов амфетаминового ряда.
Правительства обязаны каждый год своевременно представлять Комитету статистические отчеты, содержащие информацию, требуемую согласно международным конвенциям о контроле над наркотиками.
По состоянию на 1 ноября 2013 года ежегодные статистические отчеты о наркотических средствах (Форма C) за 2012 год представили 164 государства и территории (или 77 процентов государств и территорий, которые обязаны представлять такие отчеты), хотя ожидается, что со временем свои доклады за 2012 год представит еще ряд правительств. Квартальные статистические данные о ввозе и вывозе наркотических средств в 2012 году представили в общей сложности 186 государств и территорий, или 87 процентов государств и территорий, обязанных представлять такие данные. Большое число правительств в Африке, Карибском бассейне и Океании не представляют свои статистические данные на регулярной основе, несмотря на то что Комитет неоднократно просил их делать это.
По состоянию на 1 ноября 2013 года ежегодные статистические отчеты о психотропных веществах (Форма P) за 2012 год в соответствии с положениями статьи 16 Конвенции 1971 года Комитету представили 135 государств и территорий, или 63 процента государств и территорий, обязанных представлять такие статистические данные.
Кроме того, 105 правительств на добровольной основе представили все четыре квартальных статистических отчета о ввозе и вывозе веществ, перечисленных в Списке II Конвенции, в соответствии с резолюцией 1981/7 Экономического и Социального Совета, и еще 61 правительство представило некоторые квартальные отчеты.
Комитет отмечает, что из числа стран, осуществляющих торговлю такими веществами, ни одного квартального отчета за 2012 год не представили правительства лишь трех стран.
Хотя можно ожидать, что некоторые правительства представят отчет по Форме P за 2012 год позднее, вызывает обеспокоенность тот факт, что общее количество представляемых отчетов по Форме P на протяжении последних пяти лет постепенно снижалось. На уровне регионов это тревожное явление можно объяснить непредставлением отчетов странами Африки, Карибского бассейна и Океании. Особое беспокойство вызывает тот факт, что продолжает расти количество африканских стран, не представляющих Комитету отчетов по Форме P, и в 2012 году общее количество стран и территорий Африки, не представивших такой отчет, достигло 34 (что составляет более 60 процентов). Кроме того, Форму P за 2012 год не представили 13 стран и территорий в Карибском бассейне и 11 - в Океании. Это, возможно, свидетельствует о том, что эти правительства пока не располагают необходимыми правовыми или административными структурами, которые позволили бы их компетентным органам собирать и сводить воедино необходимую информацию. Это также может быть признаком того, что эти правительства не в полной мере осознают конкретные требования к отчетности о психотропных веществах, распространяющиеся на территории их стран, и что им необходимо наращивать потенциал в этой области. Напротив, в Европе Форму P за 2012 год представили все страны, кроме одной, а в Северной и Южной Америке - большая часть стран. Форму P за 2012 год не представили 14 правительств стран Азии.
В число стран, не сумевших представить ежегодный статистический отчет о психотропных веществах до истечения установленного срока 30 июня 2012 года, вошли такие ведущие производители, импортеры и экспортеры, как Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Китай, Нидерланды, Пакистан, Соединенные Штаты, Франция и Япония. Комитет отмечает, что некоторые из этих стран упорно не обеспечивают своевременное представление ежегодных статистических отчетов. Мексика, Республика Корея и Сингапур, которые являются крупными импортерами или экспортерами психотропных веществ, не представили Форму P за 2012 год.
Заключение
Из года в год во всем мире злоупотребление наркотиками наносит огромный вред здоровью населения и общественной безопасности, ставит под угрозу мирное развитие и стабильное существование общества во многих странах.
Лица, находящиеся под воздействием наркотиков, не только являются причиной расходов в сфере здравоохранения, то и представляют серьезную угрозу безопасности и благосостоянию других людей и окружающей среде.
Например, в последние годы повсюду в мире одной из самых серьезных угроз стало вождение в состоянии наркотического опьянения, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям. Кроме того, повысилась осведомленность о последствиях незаконного культивирования, производства и изготовления наркотиков для окружающей среды.
Анализ незаконного оборота наркотиков на международном уровне позволил выявить следующее:
В Африке отмечается значительное расширение незаконного оборота опиатов через Восточную Африку и незаконного оборота кокаина в Северной и Восточной Африке, а также значительное увеличение незаконного производства и незаконного оборота метамфетамина в этом регионе; также расширяются масштабы злоупотребления опиоидами, каннабисом, стимуляторами амфетаминового ряда и кокаином.
Страны Центральной Америки и Карибского бассейна продолжают испытывать отрицательное воздействие незаконного оборота наркотиков и высокого уровня связанного с наркотиками насилия. Регион остается важным маршрутом транзита кокаина в Северную Америку и Европу. Причиной серьезной обеспокоенности является широкомасштабное незаконное изготовление метамфетамина.
Федеральное правительство не обеспечивает надлежащее решение вопроса употребления каннабиса в некоторых штатах Соединенных Штатов Америки в соответствии с положениями Конвенций о контроле над наркотиками.
Канада приступила к осуществлению первого в стране плана действий по решению проблемы злоупотребления рецептурными лекарственными средствами.
В 2012 году площадь незаконных плантаций кокаинового куста в Южной Америке сократилась до 133 700 га, что представляет собой наиболее низкое значение этого показателя за период после 1999 года.
Повышение спроса на героин и стимуляторы амфетаминового ряда в Восточной и Юго-Восточной Азии заставило правительства расширять службы наркологической помощи и разработать стратегии сокращения спроса, хотя в центре усилий по-прежнему остается борьба с незаконным оборотом и незаконным производством наркотиков.
Рекордные показатели незаконного культивирования опийного мака и незаконного производства опия в 2013 году ставят под угрозу и без того нестабильную ситуацию в области безопасности в Афганистане в то время, как международные силы безопасности начинают запланированный уход из Афганистана.
Из Европы поступает информация о беспрецедентном количестве разновидностей новых психоактивных веществ; масштабы злоупотребления этими веществами продолжают увеличиваться.
В Западной и Центральной Европе показатели злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами стабилизировались на беспрецедентно высоких уровнях; опиоиды рецептурного отпуска являются серьезной проблемой в этом субрегионе.
Судя по всему, производство метамфетамина распространяется в новых районах Европы.
Широкое использование и доступность новых психоактивных веществ в Океании представляет серьезные проблемы в области профилактики, лечения, регулирования и пр.
Значительная роль в международной борьбе с наркотиками принадлежит международному комитету по контролю за наркотиками.
На основе результатов своей деятельности МККН публикует ежегодный доклад, который представляется в Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций в рамках Комиссии по наркотическим средствам. В докладе содержится всесторонний обзор положения в области контроля над наркотиками в различных частях мира. Являясь независимым органом, МККН пытается определять и прогнозировать опасные тенденции и предлагает необходимые меры.
Список использованных источников
1.Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1970
2.Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // #"justify">.Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. М., 1994.
4.Доклад МККН за 2013 год// URL: #"justify">5.Афамготов Э. М. Борьба с незаконным оборотом наркотиков // Вестник Адыгейского государственного университета. серия 1: РЕГИОНОВЕДЕНИЕ: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология . 2012. №3.
6.Газизов Д.А., Майле А.Д.О деятельности полиции Германии по профилактике незаконного оборота наркотических средств//"Административное право и процесс", 2013, N 2
.Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. - М., 2010. - с.60
.Зенкин А.Н., Бондаренко О.В.Критерии провокации незаконного сбыта наркотиков в решениях Европейского суда по правам человека//"Законность", 2013, N 9
.Иванова Е.В. Вопросы регламентации наркотических средств и психотропных веществ в нормативных актах Российской Федерации и международных конвенциях//"Наркоконтроль", 2013, N 2
.Каланда В.А. Совершенствование уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков//"Уголовное право", 2012, N 5
11.Калинкина М.Ю.Спорт против наркотиков, сигарет и насилия: зарубежный опыт//"Спорт: экономика, право, управление", 2011, N 3
12.Карпов Я.С.О противодействии незаконному обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ//"Наркоконтроль", 2014, N 3
.Карпов Я.С.О противодействии незаконному обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ//"Наркоконтроль", 2013, N 3
14.Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с оборотом наркотиков в США//"Международное публичное и частное право", 2012, N 6
15.Кромова А. Я. Контрабанда наркотиков как наиболее социально опасная разновидность нелегальной трансграничной активности между странами центральной Азии и Россией // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право . 2011. №6 (223). URL: #"justify">16.Международное сотрудничество- важнейший фактор обеспечение безопасности и устойчивого развития. - Народное Слово, 1 мая 2013.
17.Омигов В.И.Актуальные проблемы нейтрализации наркотической угрозы: исторический аспект//"Наркоконтроль", 2012, N 2
.Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Роль норм международного уголовного права в формировании национального уголовного законодательства о борьбе с наркотизмом // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право . 2008. №4. URL: #"justify">.Уильям Э. Батлер. ВИЧ/СПИД и злоупотребление наркотическими средствами в России: программы снижения вреда и российская правовая система. - Лондон, 2010. - с.117
.Федоров А.В.Приведение российских перечней наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ в соответствие с международными антинаркотическими конвенциями: история вопроса и современное состояние//"Наркоконтроль", 2013, N 2
.Юхман М.А Законодательство зарубежных государств о веществах, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ//"Наркоконтроль", 2010, N 1